Директор театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок: «Театр — это не девка, которая должна быть всем доступна»
6 ноября 2024, 10:57 [«Аргументы Недели», Игорь Глуховский ]
В сети Интернет говорят о том, что цены на билеты в театр становятся всё больше и многим семейный поход в «храм Мельпомены» (синоним слова «театр») становится не по карману. Россияне говорят, что таким образом поход в театр может стать признаком роскошной жизни и искусство может оказаться доступным только тем, у кого много денег. «Вся жизнь театр, — а мы бомжи у входа», иронизируют россияне. Эти утверждения задели некоторых из тех, кто имеет отношение к театральной жизни. В частности, директор театра Вахтангова Кирилл Крок заявил, что билеты на театральные постановки «не могут стоить сколько „доступная девка“».
Одна из главных задач театра — «нести культуру в массы». Но при этом, если цены на посещение спектаклей не будут доступными для большинства, эта задача теряется. Но вот директора театров с этим не согласны.
«У нас сегодня рынок, на котором все должно стоить свою цену... Если есть спрос, то, безусловно, театру будет жить легче. Билет может стоить от 300 рублей и достигать 10−15 тыс. На каждый товар есть свой покупатель. Если театр не может зарабатывать сам — со своим режиссером, со своими актерами, со своим залом зрительным, — надо задуматься», высказался недавно директор театра «Ленком Марка Захарова», заслуженный деятель искусств РФ Марк Варшавер.
Конечно, актёры не должны играть бесплатно. Как ни крути — это их работа. А за работу нужно платить. Но всё же. Речь не о бесплатной работе, а о том, что цены на билеты в зрительный зал приближаются к той отметке, когда простые граждане, коих большинство в стране, не имеющие высоких заработков, попросту не смогут позволить себе посещение театра. В противовес этому высказался директор театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок.
«По сегодняшнему российскому законодательству стоимость билетов театр определяет самостоятельно. Никто нам цену не диктует. Обычно в расчет берутся те расходы, которые несет театр в связи с эксплуатацией спектакля, а также учитывается его востребованность у публики. Если мы видим, что на тот или иной спектакль билеты раскупаются быстрее, чем на другой репертуар, и за этим спектаклем в кассу выстраиваются огромные очереди, то театр может себе позволить поднять цену. Понимаете, театр живет в условиях рынка, и ничего с этим не поделаешь. Дешево билеты стоить не могут. Зрительный зал, который вмещает в себя определенное количество людей, уже диктует некий дефицит билетов. Театр — это не девка, которая должна быть всем доступна, а элитное искусство. Согласен, что в нескольких театрах билеты по цене зашкаливают. Но театры идут на это не чтобы нажиться, а поскольку нет инструментария для борьбы с таким злом, как перекупщики. Они каждый день наживаются и получают незаконный доход от чужой деятельности», — заявил театральный деятель.
Многие театральные руководители кивают на то, что повышение стоимости билетов на спектакли — это некая борьба с «перекупщиками»:
«Следует обратить внимание на отсутствие законодательства в плане борьбы со спекулянтами, тогда театры не будут поднимать стоимость билетов. Что делать театру Вахтангова, когда мы видим, что у нас самый дорогой билет стоит 11 тысяч рублей, а буквально через полчаса он уже стоит 30 тысяч на сайте перекупщиков? Мы с 1 декабря вслед за Большим театром перейдем к именным билетам для некоторых спектаклей, на которых чаще всего наживаются перекупщики. На все эту меру распространять не планируем», — говорит тот же Крок.
Те, кто «рулит театрами» кивают на обстоятельства. Дескать, при существенных затратах на постановку, театры вынуждены поднимать цены на билеты. Но есть один момент. Многие из театров находятся на государственном обеспечении. А значит оно должно вмешаться в ситуацию? Ау, Министерство культуры!
«Ценообразование у государственных театров — задача не только самих коллективов, но и государства, поскольку бюджет этих театров зависит и от выделяемых бюджетных средств», — говорит заместитель председателя Союза театральных деятелей (СТД) России Надежда Скляр.
Театры, в основном, финансируются из бюджета, то есть существуют на налоги граждан и должны быть доступны для посещения большинству. Но что ответят в Минкульте (если вообще заметят эту проблему!)? То, что «востребованность культурных мероприятий растет опережающими темпами в условиях улучшающегося благосостояния населения»?