В ЗС Иркутской области обсудили необходимость корректировки областного бюджета
№ () от 29 октября 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Романова ]
С осени в центре внимания на всех уровнях власти обязательно — финансовый вопрос. До конца года необходимо завершить формирование бюджетов на 2025 г. и плановый период 2026–2027. Параллельно есть задача актуализировать цифры по доходам и расходам этого года и прибавить муниципалитетам средств, которые помогут им до конца года выполнить все финансовые обязательства, в том числе перед работниками бюджетной сферы. В частности, требуется финансирование на зарплаты учителям. Этой теме большое внимание депутаты уделили на недавнем заседании совета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований.
Муниципалитеты опираются на областную поддержку
Заседание совета ЗС Приангарья по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований состоялось 23 октября под председательством спикера регионального парламента Александра Ведерникова. В повестку включили вопросы об исполнении в муниципалитетах бюджетов на текущий год и об основных подходах к формированию областного бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. В заседании наряду с депутатами ЗакСобрания участвовали представители минфина, министерства экономического развития, контрольно-счетной палаты региона, мэры, главы, председатели дум МО, а также актив Ассоциации муниципальных образований Иркутской области. Дискуссия была организована в смешанном формате — какие-то территории были представлены очно, кто-то из участников подключился к обсуждению в режиме видеоконференцсвязи.
Открывая заседание, председатель совета и областного парламента Александр Ведерников напомнил, что депутаты настаивают на еще одной корректировке бюджета Приангарья на 2024 год.
«Неделю назад мы приняли поправки в региональный бюджет. Решили одну из основных задач — увеличили субвенцию на образование, чтобы педагоги школ и дошкольных учреждений получили зарплаты за декабрь перед Новым годом, — прокомментировал спикер. — Очевидно, что нужно увеличивать средства на обеспечение сбалансированности местных бюджетов, компенсацию заимствований из дорожных фондов, строительство и капремонт соцобъектов и решение других проблем, о которых нам постоянно говорят муниципалитеты».
Александр Ведерников заверил: депутатский корпус всегда настроен поддержать муниципальные образования. Парламентарии продолжат добиваться увеличения средств на развитие социальной сферы, спорта, культуры, образования и, что жизненно важно, здравоохранения в территориях.
«Чтобы спокойно завершить финансовый год»
Чтобы понимать текущий порядок цифр, депутаты в первую очередь заслушали доклады министерства финансов и КСП Иркутской области.
Все муниципальные образования по итогам 9 месяцев 2024 года демонстрируют уверенный рост доходов, который составил в общей сумме 7,7 млрд рублей, сообщила министр финансов региона Наталия Бояринова. Общий объем межбюджетных трансфертов превысил 123 млрд рублей, в том числе 63 млрд на решение вопросов местного значения. Отдельно министр остановилась на вопросе долговых обязательств территорий. Совокупный долг муниципалитетов снизился на 7% к аналогичному периоду прошлого года.
«При этом по динамике собственных доходов местные бюджеты находятся на пятой позиции среди субъектов Сибирского федерального округа и на 50-й позиции среди всех субъектов Российской Федерации, — упомянула руководитель регионального минфина. — Объем передачи доходов из областного бюджета в местные бюджеты сверх минимально установленного норматива по бюджетному кодексу составляет более 8 миллиардов рублей или каждый пятый рубль местных бюджетов».
Также в этом году продолжена практика поощрения муниципальных образований, которые «осуществили работу со своей доходной базой и показали хороший прирост собственных доходов». По итогам 2023 года было премировано 268 муниципальных образований первого и второго уровня.
В правительстве региона проходили встречи с мэрами муниципальных образований, где точечно рассматривались проблемы муниципалитетов — чтобы определить комплекс мер, которые помогли бы муниципалитетам «слаженно, спокойно завершить этот финансовый год». Областные депутаты эти моменты, эти расходы муниципальных образований, которые необходимо дофинансировать, также держат на постоянном контроле и как раз призывают профильные ведомства проводить необходимый мониторинг.
На отдельных результатах ежеквартального мониторинга исполнения местных бюджетов во время своего выступления в ЗС сосредоточилась председатель Контрольно-счетной палаты региона Юлия Махтина. Она подчеркнула, что вопросы укрепления финансового благополучия муниципалитетов, решения вопросов устойчивого и сбалансированного исполнения бюджета в бюджетной системе были и остаются одним из приоритетов экспертно-аналитической контрольной деятельности КСП Иркутской области и контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Освещая ключевые показатели, Юлия Махтина обратила внимание: «Особый интерес для анализа представляет структура доходов местных бюджетов. Общий объем доходов по состоянию на 1 октября исполнен в объеме 127 млрд рублей. При этом доходы местных бюджетов преимущественно составляют безвозмездные поступления. Это 69%. Налоговые и неналоговые доходы составляют меньше трети от общего объема доходов — 31%».
Кроме того, КСП подчеркивает: внимание необходимо уделить реализации региональных проектов. По состоянию на 1 октября исполнение финансирования на эти цели составляет 9,5 млрд рублей при плане в 17 млрд.
Также Юлия Махтина отметила прирост объема кредиторской задолженности муниципалитетов Иркутской области за три квартала текущего года. По сравнению с данными на начало 2024 года этот показатель вырос на 137,2 млн рублей.
Муниципалитеты в ответ озвучили свою позицию по основным обозначенным вопросам. Мэр Иркутска Руслан Болотов обратил особое внимание на необходимость укрепления долговой устойчивости территорий. На заседании власти МО предложили продолжить работу по замещению муниципального долга бюджетными кредитами и списанию задолженностей, распределению дотаций на выравнивание и сбалансированность местных бюджетов до наступления нового финансового года.
Также важно не упускать из виду обеспечение финансированием задач, определенных Указами Президента
Субвенция на образование: надо менять подход к расчету
Особое внимание при обсуждении исполнения бюджетов главы муниципалитетов уделили вопросу расчета субвенции на образование.
В частности, в Иркутском районе на исполнение обязательств необходимо дополнительно свыше 60 млн рублей. Первый заместитель мэра района Игорь Жук пояснил, что такая ситуация сложилась из-за наличия кредиторской задолженности в начале года и прироста числа детей в школах и детских садах.
«С 1 сентября в Иркутском районе прирост учеников — 1875 человек, — привел конкретные данные Игорь Жук. — Соответствующее финансирование, как и в прошлом году, на возросшее количество не предусмотрено. Необходимо корректировать субвенцию областного бюджета — рассчитывать исходя из контингента, который складывается на 1 сентября каждого года».
Депутаты Законодательного Собрания со своей стороны уже не раз обращали внимание на необходимость пересмотра методики расчета субвенции. По словам вице-спикера парламента Натальи Дикусаровой, депутаты вместе с правительством и КСП работают над корректировкой методики, утвержденной областным законом. В частности, предлагается учитывать при расчете субвенции оперативные данные по численности детей, утвержденные прогнозные показатели средних зарплат, планы по введению в эксплуатацию новых школ. Соответствующая законодательная инициатива находится в работе.
Приоритеты в трехлетней перспективе
Основные подходы к формированию бюджета на следующий трехлетний период участники совета также рассмотрели на заседании 23 октября.
О приоритетах, отраженных в главном финансовом документе региона депутатам Законодательного Собрания Иркутской области доложила Наталия Бояринова. Она обозначила: проект областного бюджета на предстоящую трехлетку направлен на финансовое обеспечение и формирование ресурсов для новых национальных проектов, которые являются инструментом реализации национальных целей развития, обозначенных президентом Российской Федерации.
Еще один приоритет бюджета, который, несомненно поддерживают народные избранники — это социальное благополучие жителей региона, включая поддержку семей, имеющих детей, участников СВО, а также их семей, обеспечение показателей по заработной плате с учетом роста минимального размера оплаты труда (принято председателем правительства Российской Федерации) с 1 января следующего года и целевых значений по майским указам президента 2012 года.
Третий приоритет — решение задач по развитию инфраструктуры, в том числе за счет инфраструктурного меню (так называют комплекс мер поддержки регионов для развития инфраструктуры и жилищного строительства), а также использование средств, высвобождаемых в соответствии с посланием Президента РФ от списания имеющейся задолженности по бюджетным кредитам.
«Основной инновацией бюджетного цикла 2025–2027 годов является трансформация всех национальных проектов, — заметила Наталия Бояринова. — Национальные цели развития определены президентом на шесть лет. Эта трехлетка является первым этапом в реализации этих задач. Иркутская область в рамках бюджетной кампании подала в 11 из 19 национальных проектов свои заявки на общую сумму более 200 миллиардов рублей, в том числе по бюджету 2025 года на 55,7 миллиардов рублей. До следующего года на территории региона будет реализовываться 26 государственных программ, 66 региональных проектов, 21 ведомственный проект и 88 комплексов процессных мероприятий».
По словам Наталии Бояриновой, и в части местных бюджетов с 1 января следующего года планируется ряд изменений. В частности, начнется применение механизма единой субвенции муниципальным образованиям, ряд территорий введут туристический налог, изменится порядок определения предельного уровня софинансирования и будут применяться новые нормативы отчислений налога по УСН для муниципальных округов.
В финале заседания совет решил поддержать инициативу депутатов Законодательного Собрания о дополнительной корректировке областного бюджета на 2024 год, а также рекомендовал предусмотреть в проекте бюджета на 2025 год увеличение суммы расходов на обеспечение антитеррористической защищенности школ, продолжить работу по улучшению долговой устойчивости муниципальных образований, обеспечить реализацию мероприятий по строительству и капитальному ремонту объектов образования, культуры по утвержденным рейтингам объектов, принял ряд других рекомендаций.
В целом, участники совета — и депутаты, и правительство региона, и главы территорий — единодушны в главном: сегодня, как никогда, необходимо рачительное управление муниципальными финансами. Здесь важно грамотно планировать свои доходы и расходы, своевременно и эффективно использовать каждый рубль межбюджетного трансферта, чтобы люди чувствовали заботу власти и действительно видели реальные позитивные изменения.