> Михаил Делягин: Честная пенсия – 45 300 рублей, ниже – административный произвол - Аргументы Недели

//Общество 13+

Михаил Делягин: Честная пенсия – 45 300 рублей, ниже – административный произвол

№  () от 24 сентября 2024 [«Аргументы Недели », Михаил ДЕЛЯГИН ]

Мы как-то забыли уже о проведённой несколько лет назад пенсионной реформе. Возможно, причина проста: повышение пенсионного возраста завершится лишь в 2028 году. Тем не менее условия жизни пенсионеров в большинстве регионов так и нельзя назвать не только идеальными, но и просто сносными. Хотя сверху иной раз можно услышать и такое – мол, пенсионеры живут намного лучше, чем в позднем Советском Союзе, и даже «путешествуют по миру».

НО давайте разберёмся. Бюджет Социального фонда (объединённого Пенсионного и Фонда социального страхования) предусматривает среднегодовую социальную пенсию в 2024 г. ниже прожиточного минимума пенсионера на 0, 4%. В 2025-м – на 0, 9%, а в 2026-м – на 1, 1%. Такие цифры закреплены законом.

На социальную пенсию выходят на пять лет позже, чем на трудовую. Либеральные чиновники распространяют миф о том, что её получают в основном преступники, дельцы «теневой экономики» и асоциальные элементы. Даже будь это правдой, внесудебное лишение права на жизнь – тягчайшее уголовное преступление. Но закон лишает этого права не только «жуликов и тунеядцев», но и бесчисленных жертв пенсионной бюрократии, так или иначе лишённых стажа. Обычно – из-за игнорирования документов Пенсионным фондом.

Наконец, социальную пенсию получают и просто бедные люди, честно трудившиеся всю жизнь. Между тем ещё в «доковидном» 2019 г. учёные РАН рассчитали прожиточный минимум: 31 тыс. рублей в месяц. К текущему году, по данным Росстата, минимальный набор продовольственных товаров подорожал в 1, 4 раза. Но бедные не только питаются, одеваются, платят за проезд, услуги ЖКХ и лечение. Это идут расходы, цены на заметную часть которых опережают цены на еду. Так что «инфляцию для бедных» к 2024 г. можно оценить минимум в 1, 7 раза.

Таким образом, реальный прожиточный минимум сейчас – не менее 52, 7 тыс. руб. в месяц. Почти в 3, 5 раза выше официального, недотягивающего и до 15, 5 тысячи. Понятно, что пенсионер потребляет меньше среднего гражданина. Поэтому и официальный прожиточный минимум пенсионера – 86% от среднедушевого. Значит, его прожиточный минимум в 2024 г. не может быть ниже 45, 3 тыс. руб. в месяц.

Но есть ли деньги на такие пенсии в России – самой богатой стране мира со всё ещё не самым бедным населением? Тут самое время вспомнить о недавно прошедшей налоговой реформе. Даже не коснувшаяся бедных прогрессия подоходного налога, введённая с 2025 г., сохраняет абсурдную ситуацию, по которой чем человек беднее, тем больше с него пытаются содрать. Так, с фонда оплаты труда обычного бедного человека сначала снимается 30% в виде обязательных социальных платежей, а затем 13% подоходного налога. В результате фискальная нагрузка составляет 39%. Богатый же, получая доходы в виде дивидендов, платит в 2, 6 раза меньше, – до 15%, а если оформляется индивидуальным предпринимателем – и вовсе 6% с небольшим.

Введение таким образом запретительно высокого налогообложения для бедных выталкивает их в «теневую экономику» и неуплату, среди других обязательных платежей, пенсионных взносов. Значимая часть общества их не платит, в том числе из-за бессмысленности, поскольку последовательное урезание пенсионных прав сделало депозиты более выгодными. В результате пенсионная система превращается в «чёрную дыру», финансируемую бюджетом как при нормальной распределительной системе.

Однако сама формулировка вопроса «есть ли у государства деньги на граждан?» принципиально порочна. Она отрицает очевидную истину, что у государства нет никаких своих денег – оно распоряжается только деньгами граждан. Если денег для гарантирования права граждан на жизнь в бюджете по каким-то причинам нет, государство обязано их изыскать. Любыми путями. Иначе оно отрицает сам смысл своего существования.

Один из путей – прямая эмиссия, запрещённая экономической теорией для ситуации избытка или достаточности денег. И категорически требуемая ей для ситуации искусственно созданного в России «денежного голода». Ведь при нехватке денег эмиссия ослабляет её и потому становится полезной, снижая инфляцию за счёт опережающего роста деловой активности. Так было в нашей стране не только в 1999–2000‑х, но и в начале 2023 года.

А сейчас – сколько надо денег? В этом году 39, 2 млн человек получают среднюю страховую пенсию в 20, 8 тыс. рублей. Она выше минимальной более чем на треть, но при повышении пенсий разрыв снизится примерно до 10%. Таким образом, средняя страховая пенсия составит 49, 8 тыс. руб., а общая сумма повышения – чуть меньше 13, 7 трлн рублей.

Более 3, 4 млн человек получает социальную пенсию; для достижения ею реального прожиточного минимума надо 1, 3 трлн рублей.

Значит, для гарантирования права пенсионеров на жизнь надо 15 трлн рублей. Любой знакомый с параметрами бюджета испытает сейчас шок! Но эти деньги есть, и их использование не потребует даже пересмотра либеральной политики.

Первый резерв – Фонд национального благосостояния (ФНБ). Его ликвидная часть – 4, 7 трлн рублей. А пакет акций Сбербанка, непонятно зачем выкупленный у Банка России, стоит 3, 3 триллиона. Его продажа обратно позволит использовать эти средства. Ещё не менее 1 трлн – неиспользуемые остатки средств на счетах и «бюджетные депозиты».

Нормализация госзакупок за счёт введения минимальной конкуренции, долгие годы устраняемой институционально, снизит уровень цен этих госзакупок минимум на 1, 5% ВВП, сэкономив бюджету 2, 7 трлн рублей.

Надо исправлять и неравномерное налогообложение отраслей. Налоговая нагрузка составляет от 78% финансового результата в нефтяной промышленности, до 26% у производителей удобрений. Даже некоторое её выравнивание для наиболее прибыльных корпораций легко даст 1 трлн рублей. И это без банков, прибыль которых составит за год не менее 3, 5 триллиона. Даже налог в 30% на неё (в отличие от реального сектора для не капиталоёмкого финансового бизнеса он мало ощутим) даст бюджету более 1 трлн рублей.

Таким образом, «на поверхности» бюджета валяется не менее 13, 7 триллиона. А с учётом ресурсов ФНБ в виде ценных бумаг возможности снизить завышенные в интересах олигархических банков платежи по госбумагам – получить ещё 1, 3 трлн руб. не составит труда.

Таким образом, деньги на нормальную жизнь пенсионеров у государства есть. Нет лишь желания либеральной обслуги олигархата, управляющей нашими деньгами, исполнять свой долг перед Россией.

Михаил ДЕЛЯГИН, д.э.н., заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике («Справедливая Россия»).



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте