Мы как-то забыли уже о проведённой несколько лет назад пенсионной реформе. Возможно, причина проста: повышение пенсионного возраста завершится лишь в 2028 году. Тем не менее условия жизни пенсионеров в большинстве регионов так и нельзя назвать не только идеальными, но и просто сносными. Хотя сверху иной раз можно услышать и такое – мол, пенсионеры живут намного лучше, чем в позднем Советском Союзе, и даже «путешествуют по миру».
НО давайте разберёмся. Бюджет Социального фонда (объединённого Пенсионного и Фонда социального страхования) предусматривает среднегодовую социальную пенсию в 2024 г. ниже прожиточного минимума пенсионера на 0, 4%. В 2025-м – на 0, 9%, а в 2026-м – на 1, 1%. Такие цифры закреплены законом.
На социальную пенсию выходят на пять лет позже, чем на трудовую. Либеральные чиновники распространяют миф о том, что её получают в основном преступники, дельцы «теневой экономики» и асоциальные элементы. Даже будь это правдой, внесудебное лишение права на жизнь – тягчайшее уголовное преступление. Но закон лишает этого права не только «жуликов и тунеядцев», но и бесчисленных жертв пенсионной бюрократии, так или иначе лишённых стажа. Обычно – из-за игнорирования документов Пенсионным фондом.
Наконец, социальную пенсию получают и просто бедные люди, честно трудившиеся всю жизнь. Между тем ещё в «доковидном» 2019 г. учёные РАН рассчитали прожиточный минимум: 31 тыс. рублей в месяц. К текущему году, по данным Росстата, минимальный набор продовольственных товаров подорожал в 1, 4 раза. Но бедные не только питаются, одеваются, платят за проезд, услуги ЖКХ и лечение. Это идут расходы, цены на заметную часть которых опережают цены на еду. Так что «инфляцию для бедных» к 2024 г. можно оценить минимум в 1, 7 раза.
Таким образом, реальный прожиточный минимум сейчас – не менее 52, 7 тыс. руб. в месяц. Почти в 3, 5 раза выше официального, недотягивающего и до 15, 5 тысячи. Понятно, что пенсионер потребляет меньше среднего гражданина. Поэтому и официальный прожиточный минимум пенсионера – 86% от среднедушевого. Значит, его прожиточный минимум в 2024 г. не может быть ниже 45, 3 тыс. руб. в месяц.
Но есть ли деньги на такие пенсии в России – самой богатой стране мира со всё ещё не самым бедным населением? Тут самое время вспомнить о недавно прошедшей налоговой реформе. Даже не коснувшаяся бедных прогрессия подоходного налога, введённая с 2025 г., сохраняет абсурдную ситуацию, по которой чем человек беднее, тем больше с него пытаются содрать. Так, с фонда оплаты труда обычного бедного человека сначала снимается 30% в виде обязательных социальных платежей, а затем 13% подоходного налога. В результате фискальная нагрузка составляет 39%. Богатый же, получая доходы в виде дивидендов, платит в 2, 6 раза меньше, – до 15%, а если оформляется индивидуальным предпринимателем – и вовсе 6% с небольшим.
Введение таким образом запретительно высокого налогообложения для бедных выталкивает их в «теневую экономику» и неуплату, среди других обязательных платежей, пенсионных взносов. Значимая часть общества их не платит, в том числе из-за бессмысленности, поскольку последовательное урезание пенсионных прав сделало депозиты более выгодными. В результате пенсионная система превращается в «чёрную дыру», финансируемую бюджетом как при нормальной распределительной системе.
Однако сама формулировка вопроса «есть ли у государства деньги на граждан?» принципиально порочна. Она отрицает очевидную истину, что у государства нет никаких своих денег – оно распоряжается только деньгами граждан. Если денег для гарантирования права граждан на жизнь в бюджете по каким-то причинам нет, государство обязано их изыскать. Любыми путями. Иначе оно отрицает сам смысл своего существования.
Один из путей – прямая эмиссия, запрещённая экономической теорией для ситуации избытка или достаточности денег. И категорически требуемая ей для ситуации искусственно созданного в России «денежного голода». Ведь при нехватке денег эмиссия ослабляет её и потому становится полезной, снижая инфляцию за счёт опережающего роста деловой активности. Так было в нашей стране не только в 1999–2000‑х, но и в начале 2023 года.
А сейчас – сколько надо денег? В этом году 39, 2 млн человек получают среднюю страховую пенсию в 20, 8 тыс. рублей. Она выше минимальной более чем на треть, но при повышении пенсий разрыв снизится примерно до 10%. Таким образом, средняя страховая пенсия составит 49, 8 тыс. руб., а общая сумма повышения – чуть меньше 13, 7 трлн рублей.
Более 3, 4 млн человек получает социальную пенсию; для достижения ею реального прожиточного минимума надо 1, 3 трлн рублей.
Значит, для гарантирования права пенсионеров на жизнь надо 15 трлн рублей. Любой знакомый с параметрами бюджета испытает сейчас шок! Но эти деньги есть, и их использование не потребует даже пересмотра либеральной политики.
Первый резерв – Фонд национального благосостояния (ФНБ). Его ликвидная часть – 4, 7 трлн рублей. А пакет акций Сбербанка, непонятно зачем выкупленный у Банка России, стоит 3, 3 триллиона. Его продажа обратно позволит использовать эти средства. Ещё не менее 1 трлн – неиспользуемые остатки средств на счетах и «бюджетные депозиты».
Нормализация госзакупок за счёт введения минимальной конкуренции, долгие годы устраняемой институционально, снизит уровень цен этих госзакупок минимум на 1, 5% ВВП, сэкономив бюджету 2, 7 трлн рублей.
Надо исправлять и неравномерное налогообложение отраслей. Налоговая нагрузка составляет от 78% финансового результата в нефтяной промышленности, до 26% у производителей удобрений. Даже некоторое её выравнивание для наиболее прибыльных корпораций легко даст 1 трлн рублей. И это без банков, прибыль которых составит за год не менее 3, 5 триллиона. Даже налог в 30% на неё (в отличие от реального сектора для не капиталоёмкого финансового бизнеса он мало ощутим) даст бюджету более 1 трлн рублей.
Таким образом, «на поверхности» бюджета валяется не менее 13, 7 триллиона. А с учётом ресурсов ФНБ в виде ценных бумаг возможности снизить завышенные в интересах олигархических банков платежи по госбумагам – получить ещё 1, 3 трлн руб. не составит труда.
Таким образом, деньги на нормальную жизнь пенсионеров у государства есть. Нет лишь желания либеральной обслуги олигархата, управляющей нашими деньгами, исполнять свой долг перед Россией.
Михаил ДЕЛЯГИН, д.э.н., заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике («Справедливая Россия»).