> Иркутские истории. Драма с начинкой из водевиля - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Иркутские истории. Драма с начинкой из водевиля

№  () от 17 сентября 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Валентина Рекунова ]

Театральная труппа Лензото, 1920. Фото из собрания В.Н. Мунгалова

«И ещё: в большом горе, как и в большой радости объединялись и ложи, и галерка, и сцена. Когда на Байкале погибло около двухсот человек, возвращавшихся с рыбных промыслов, господа артисты играли в пользу семей погибших, и зрители делали большие пожертвования». Прямо мороз по коже… И жили прежде уж точно сложней, чем мы. Но искренней были, что ли? И чувствовали глубже? Валентина Рекунова, «Иркутские истории».

Главный зритель сидит в Белом доме

Театральный сезон 1884–1885 гг. закончился публичной ссорой городской театральной дирекции с газетой «Сибирь»: один из критиков написал, что талантливую артистку Гореву в труппе явно недооценили. Противная сторона вспылила: талант «обиженной» под сомнением, но бесспорно, что в «Сибири» не водятся толковые рецензенты.

Редакция не поддержала полемику, но взгляд её стал, безусловно, строже и да, пристрастней. Перед началом сезона было сообщено: набрано лишь двенадцать артистов, и всё неизвестные, а между тем даже и новичкам обещано немалое жалование — вероятно, в расчёте на невысокие требования провинциальной публики. Ожидалось, что зрители оскорбятся, но они, как ни странно, поддержали артистов — разглядели в них многочисленные достоинства, возможно, не проявившиеся. Как выразился один театрал, «пьесы у нас дружно разыгрывают, не в пример Томску, где красивое театральное здание, но никак не складывается актёрский ансамбль».

Приободрённая антреприза старательно отыграла репертуар. Но как-то без искры, а потому даже самые лучшие монологи звучали заунывно, либо соскальзывали в скороговорку. Фамусов, начинающий сцену старинным московским барином, к концу первого акта превращался в помещика средней руки, и страшно было подумать, что с ним будет к финалу. Публика теряла терпение, спектакли заканчивались в почти пустом зале — в то время как балаганы и цирки были полны.

Театральные режиссёры, как и принято в таких случаях, жаловались на полное оскудение драматической литературы. Когда же им указывали на классику, пожимали плечами: как эти «бессмертные образы» воплощать, ежели в России не водятся ни Офелии, ни Лиры, ни Гамлеты — климат не тот. Чацкие встречаются, да, но редко. Очень много Обломовых, и потому-то на них никто не пойдёт. И вообще: «замечательная отечественная словесность» не лишена натяжек и деланности. Талантливый автор, конечно, всегда закрутит интригу и завладеет вниманием зрителя, но при спокойном размышлении образованный человек разберётся, что в серединке-то фальшь, голое сочинительство. А есть литераторы, у которых и характеры есть, и идея, и отделка вполне художественна, но не хватает развития действия, и без него персонажи мертвы, как бабочки на булавках. Вот между этих крайностей и вращается репертуар, так что театральные труппы и не могут дать более, чем дают.

Отчёт о сезоне 1885–1886 годов, как и все предыдущие, представили генерал-губернатору, а он с ним внимательно ознакомился. Доходы были найдены недостаточными, а расходы чрезмерными, и, как результат, труппу передали в другие руки — артиста Малевского. Выбор вряд ли кого удивил: все отмечали, как умно играет замечательный Карл Осипович; даже если роль совсем не подходит, непременно вытягивает её. И все поступки его показывали человека умного и очень взвешенного, что совсем уже редкость в актёрской среде. Он и предложение генерал-губернатора принял сдержанно, попросил один день на раздумья.

Особых сомнений не было: Малевский прекрасно знал всю незавидность положения антрепренёра, но знал и об известной свободе, которой лишён артист, даже самый признанный. Что уж, надо пробовать — и Карл Осипович поехал в Москву, за новой труппой.

Тузы заняли ложу и обставились водкой

10 января 1888 года городские афиши зазывали на спектакль по пьесе Мамина-Сибиряка «Золотопромышленники». И по очереди в театральную кассу было видно, как много в Иркутске разного рода приискателей, как нынешних, так и бывших; все места раскупили, включая и приставные. Артисты взбодрились, а Малевский, напротив, встревожился.

Сибирская драматургия ещё лишь зарождалась, сибирский сюжет авторы многочисленных пьес использовали как приманку — и в то же время обманку. Предположим, местом действия назначалась Нерчинская каторга — и зритель валил посмотреть на каторгу; но тут же и выяснялось, что главный герой (каторжанин) весь спектакль вспоминает свою трагическую судьбу, и в ней нет решительно ничего сибирского. Разочарованный зритель отворачивался от труппы, порою надолго. Так было не раз, так может быть и сегодня, ведь герои Мамина-Сибиряка живут на Урале. Но, с другой стороны, пьеса-то совсем свежая, мало кем в Иркутске прочитана, и характеры в ней неплохо прописаны. Если хорошенько сшить действие, может получиться достойный спектакль, и весьма разоблачительный. Только бы зритель не поставил в упрёк недостаток сибирскости!

Самым благодарным оказался партер: очень тихо внимал, почти не дыша. Галёрка пыхтела, ухала, охала и присвистывала, но это было и ожидаемо, а поразили Малевского собственно тузы — они по-хозяйски расположились в аванложе, обставились водкой, пивом, шампанским, вином — и всему воздали должное. Страшно было из-за кулис лицезреть их плывущие физиономии, и, право слово, Карл Осипович вовсе не удивился бы, если б кто-то махнул через барьер и вломился в действие. Получился бы водевиль внутри драмы. Впрочем, они и так идут рука об руку: каждый вечер в театре после драмы дают водевиль (чтобы зритель возвращался домой в хорошем настроении) — и забавно наблюдать, как артист, только что переживший трагедию, спешно меняет грим, костюм, интонацию. Успевали не всегда, и даже бесподобная Калмыкова, случалось, выпрыгивала на сцену в юбчонке шансонетки, но с лицом настоятельницы монастыря…

На 25 января 1888-го был назначен прощальный концерт виолончелиста Вербова. Он просил разбавить своё выступление артистами антрепризы и местными любителями, а свободны в этот вечер были Ленин и Вольский. Сначала Малевский выпустил Ленина, и тот недурно исполнил несколько романсов. Ко второму отделению подтянулся и Вольский, готовый прочесть «Охоту» Федотова. Там было несколько опасных намёков, но Николай Иванович притушил их опытною рукой безо всякого сожаления. Малевский поднялся на галерею, понаблюдать за публикой — и стал свидетелем забавнейшей сцены. Городовой, стоявший в проходе и за всеми смотревший самым внимательным образом, вдруг услышал со сцены слово «городовой» — и обомлел. Выражение крайней сосредоточенности сменилось полной растерянностью: он не знал, как реагировать, не понимал, был ли вложен в слово «городовой» оскорбительный смысл. Вот же ж будь неладны эти артисты! И всё это читалось у полицейского на лице, и впечатление было совершенно комическое, прямо спектакль в спектакле.

Низкое в высоком, высокое в низком

В этот вечер актрисе Редер так и не удалось написать письмо Онегину — свеча то и дело падала, а «няня» явно не торопилась на помощь. Стоило Редер-Лариной присесть на кровать, как та стала складываться; пересела на стул, но и его ножки оказались подпилены… Да, избыток темперамента в театральных труппах неизбежно выливался в интриги, да и публика нередко включалась в «игру»: завсегдатаи галёрки любили прицелиться в чью-нибудь лысину, сиявшую посреди партера, да и для дамских шляп не жалели ни спичек, ни яичной скорлупы. При всём том сцена не утрачивала способность уводить от обыденного, в воображаемом пространстве пьесы взлеты актерского вдохновения создавали иллюзию реальности, картонные декорации оживали, и публика с радостью погружалась в пленительный обман.

С первым ударом великопостного колокола захлопывались театральные двери, пустела шумная сцена, артисты стирали грим — и храм Мельпомены превращался в обычное здание. Но открывался новый сезон — и снова фойе наполняли изысканные декольте, безупречные сюртуки и парадные мундиры. И ещё: в большом горе, как и в большой радости объединялись и ложи, и галерка, и сцена. Когда на Байкале погибло около двухсот человек, возвращавшихся с рыбных промыслов, господа артисты играли в пользу семей погибших, и зрители делали большие пожертвования.

Справочно

Из газеты «Восточное обозрение» от 13.03.1888: «Отчёт по содержанию иркутского театра в сезон с 15 августа 1887 по 7 марта 1888 гг.

Приход. Валовой сбор — 46.813 руб. 45 коп.; арендной платы за буфет — 2.700 руб., за вешалку — 800 руб.; с дирекции театра за ложи с прихожими — 4.000 руб.; за отдачу театра внаём — 450 руб. ИТОГО: 54.763 руб. 45 коп.

Расход. Жалование артистам театра и служащим — 28.605 руб. 50 коп.; оркестру — 6.630 руб.; за освещение — 2.028 руб.; за афиши, объявления, билеты и пр. — 1.613 руб. 13 коп.; за костюмы, декорации и обстановку — 1.194 руб. 60 коп.; за пьесы, ноты, роли — 816 руб. 70 коп.; за реквизит, аксессуары — 565 руб.; за отопление — 703 руб. 25 коп.; за ремонт сцены, печей, ламп и пр. — 704 руб. 20 коп.; бенефисные артистам — 5.784 руб. 72 коп.; дирекции за ложи — 5.040 руб.; авторский гонорар — 374 руб.; дорожные артистам и поездка за ними — 2.700 руб.; за театральную прислугу и декоратору за летние месяцы — 460 руб.; за очистку зданий и двора — 200 руб.; за телеграммы, письма и пр. — 180 руб. 80 коп.; разного рода мелочные расходы — 264 руб. 60 коп.; часовщику Розену за завод часов — 25 руб. ИТОГО: 57.889 руб. 50 коп.

Дефицит: 3.126 руб. 5 коп.

Служащих при театре состояло 90 чел. В течение сезона представлено драм и комедий: оригинальных — 42 (из них 12 впервые), переводных — 16 (из них 2 впервые); сцен из опер — 6 (из них 5 впервые); комических опер и оперетт — 12 (из них 5 впервые); феерий — 4 (все впервые). Бенефисных спектаклей поставлено 25. Театр посетило (не считая маскарадов) 39.000 чел. В пользу Благотворительного общества выручено (от дополнительного сбора с проданных билетов) 2.199 руб. 2 коп.

Антрепренёр иркутского театра К. Малевский».

Мимолёт

Антрепренёру Малевскому передали отзыв генерал-губернатора: слишком много места даётся опереткам. Рецензенты немедленно подхватили, клеймя «плод преступной связи оперы и комедии». 1 июля 1890 года «Восточное обозрение» торжественно сообщило: «Оперетка с иркутской сцены будет изгнана, место её займут комедия и драма».

Малевский страшно расстроился: «Будто не знают, что приходится держать нос по галёрке, в антрактах предлагать ей комические куплеты, от которых у режиссёра и исполнителя тошнота, но раёк-то доволен! Да, в провинции подготовленный, хорошо образованный зритель всегда в меньшинстве, и ежели ставить для него одного, труппа будет жить впроголодь. Даже очень хороший спектакль в провинции может идти раза два, не больше: вся местная публика, в сущности, помещается в местный театр. Рецензенты не случайно ведь шутят: день, когда пьеса пойдёт в третий раз за сезон, станет последним для режиссёра.

А хороший антрепренёр сумеет приноровится к большинству, потрафить его низкому вкусу — но при этом и задачи искусства примет в расчёт. Все это, кажется, понимают, но начальнику края полагается строгость, и критикам дОлжно сердиться. Рецензенты, те и публику не щадят; недавно написали: «Оффенбаховская оперетка «Креолка» очень прилична — не потому ли зал был пуст?»

Карл Осипович работал в Иркутске до завершения сезона 1890–1891 гг. Оставался б и дальше, но деревянный театр сгорел, а господин Плетюхин, приютивший артистов и позволивший приспособить свой особняк под театр, через полгода наотрез отказался продлить аренду. Малевский прекрасно его понимал и был благодарен за возможность отыграть репертуар до конца. Но о наборе новой труппы не могло быть и речи, конечно. Артисты разъехались, кто в Верхнеудинск, кто — в Кяхту, Нерчинск, Владивосток, где хотели подработать концертами. А Малевский с супругой двинулся в родной Харьков. На прощальном ужине всех благодарил, и ведь правда: отличный был у него декоратор и превосходный костюмер, никто не выказывал к ним претензий. И артистам публика благоволила, хотя она и склонна к крайностям: его, Малевского, неоправданно возносила, а супругу, опытную артистку, не желала признать. То же и с четой Калмыковых, только наоборот: её считают лучшей актрисой, а в нём вообще не находят никакого таланта. «Недолюбленные» страдают, конечно, хоть зрительские симпатии и иллюзорны: уж сколько поклонников было у артиста Сергеева, а почти никто не пришёл ни на похороны, ни на спектакль в поддержку его семьи. Ну да что теперь, всех нас, в сущности, ждёт та же участь».

Из газеты «Восточное обозрение» от 17.10.1893: «Сегодня я получил печальное известие, что уважаемый всеми иркутянами бывший антрепренёр иркутского театра Карл Осипович Малевский лежит в больнице в Феодосии в совершенно беспомощном состоянии, с отнятыми пальцами руки. Итак, 25-летний труд, труд тяжёлый и упорный прекрасного артиста погиб бесследно, так как ампутация пальцев помешает служить на сцене. Движимый чувством глубокого участия к печальной судьбе талантливого артиста, я имею честь известить почтенную публику, что 1 ноября сего года имеет быть поставлен спектакль в пользу пострадавшего Карла Осиповича — в полной уверенности, что иркутяне отнесутся сочувственно к артисту, так долго доставлявшему публике эстетическое наслаждение».

Реставрация иллюстраций: Александр Прейс



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Лоббировать интересы мигрантских диаспор или заботиться о благе россиян — что должен выбрать настоящий депутат?

Несмотря на попытку пролоббировать интересы мигрантов и их детей, Государственная Дума одобрила законопроект, который запрещает принимать в школу детей мигрантов, не владеющих русским языком. На Пленарном заседании (трансляция на официальном сайте ГД) законопроект поддержан большинством депутатов. «Дети мигрантов должны знать русский язык до поступления в школы. Невозможно ребенка без знания языка научить любому другому предмету», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания. Как отметил Вячеслав Володин, дети мигрантов должны изучать русский язык самостоятельно на родине. Его поддержала заместитель Председателя ГД, руководитель парламентской комиссии по вопросам миграционной политики Ирина Яровая. Но кто тот, кто не хотел принятия такого вот законопроекта? Кстати, и против обязательной геномной регистрации иностранных специалистов, против ограничения на завоз семей мигрантов и против ограничений на образование в РФ.