> Иркутские истории. У Алексея Алексеевича новая страсть - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Иркутские истории. У Алексея Алексеевича новая страсть

№  () от 30 июля 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Валентина Рекунова ]

«…а в зиму с 1898 на 1899 в Иркутске было дано 188 спектаклей, из которых 88 — оперных. 1900–1901 гг. в иркутском театре были заявлены как исключительно оперные. Кравченко привёз 4 сопрано, 3 меццо-сопрано, 3 тенора, 3 баритона, 3 баса — и в день открытия кассы публика разобрала все билеты на заявленные спектакли. Брали по 15–20 в одни руки». Вот откуда тяготение Иркутска к оперному искусству! Правда, за минувшие 120 лет достичь освоенных некогда вершин у оперы так и не случилось. Но как знать, что впереди… Валентина Рекунова, «Иркутские истории».

«Кучера наготове стояли — и как дунули!»

10 сентября 1898 года в новом городском театре давали «Аиду» — и на этот же вечер было назначено заседание думы. По недоразумению антрепренёр слишком поздно узнал о такой накладке и уже не смог развести спектакль и собрание гласных (главных ценители оперы). Оставалось лишь надеяться на невозможное — что уважаемые городские отцы поступятся всеми приличиями и сбегут. На этот счёт и в редакции «Восточного обозрения» заключили пари, и хроникёр как лицо заинтересованное явился в думу пораньше и сосчитал собравшихся по головам. Кворум был безусловный; члены общественной театральной дирекции и просто заядлые меломаны не заговаривали друг с другом не только об опере, но и вообще ни о чём. Хроникёр расстроился (он поставил на побег! ) и начал стенографировать заседание. Минут через сорок он обернулся на реплику и с изумлением обнаружил: ряды основательно поредели. Ещё несколько гласных не вернулись с «перемены». Корреспондент взялся было расспрашивать сторожа, но тот отмахнулся:

— Да в опере они все! Сломя голову ускакали! Кучера-то их наготове стояли — и как дунули!

Свою заметку хроникёр «Восточного обозрения» так и назвал: «Меломаны–гласные».

Иркутские газетные хроники регулярно пополнялись театральными новостями. То искушённые в орфографии и грамматике находили ошибки в рекламе на занавесе и сообщали о них в редакции. То завсегдатаи лож и партера предпринимали экскурс на галёрку, а потом возмущённо корреспондировали: «Некоторые, напившись до положения риз, слишком развязно держат себя по отношению к прекрасному полу. Дерзнувший заметить саврасу о непорядочности его поведения рискует наткнуться на оскорбление». И обитатели райка строчили жалобы; по обыкновению, на грубость буфетной прислуги: «Неужели гг. официанты считают галерейную публику недостойной вежливого обращения?» Полиция дополняла картину сводками о краже брандспойта и электроприборов. А коллекционеры театральных афиш скрупулёзно подсчитывали: сезон 1898–1899 гг. продолжался 7 месяцев и 5 дней, за которые было дано 187 представлений (139 вечерних и 48 дневных). Сюда вошли и 33 бенефиса, а также 7 благотворительных спектаклей. Всего поставлено 123 произведения, в том числе 24 оперы, 76 драм, комедий, трагедий, картин, сцен и фарсов, 17 водевилей, шуток, одноактных пьес, 4 оперетки, 1 феерия и 1 волшебная сказка. Из опер чаще других (11 раз) давали «Демона».

Из газеты «Восточное обозрение» от 01.11.1900: «Дебош в театре. 25 октября некто П., вызывая на бис артистку Веселовскую, был поражён треском, раздавшимся около него. Оказывается, в него как поклонника Веселовской был брошен стул почитателем артиста Амирджана. К счастью, стул разбился в проходе между 5-м и 4-м рядами. Ни полицией, присутствовавшей в театре, ни антрепренёром Кравченко не было принято никаких мер к немедленному разысканию виновного».

Из газеты «Восточное обозрение» от 28.11.1900: «Довольно «свежая» температура в театре устрашает многих: особенно в последнее время в театре чересчур не жарко в фойе и буфетах; там окна покрыты сплошным льдом, но нет худа без добра — буфеты очень бойко действуют, отпаивая закоченевших посетителей всевозможными питиями. Результатом чего является повышенный процент инцидентов. Так, например, в то время как пел Ошустович, вошёл какой-то разогретый субъект и, не стесняясь, на весь театр закричал «Браво!» Хорошо бы таких господ без церемоний вытаскивать из театра. Инкогнито».

Певческий голос обязателен!

В «Восточном обозрении» недоумевали: антрепренёр городского театра Кравченко, терпеливо сносивший все их подкалывания, подкусывания, толчки и пинки, вдруг взвился от возмущения и направил в редакцию дерзкую и язвительную отповедь — настоящий вызов. Да, напрасно редакционный хроникёр обрядился не в свой костюм (верх от критика, низ от фельетониста) — они для него оказались велики. Безнадёжно. И в театре сразу как-то догадались, что на спектаклях он не был, а лишь воспользовался либретто, оставленным рецензентом, да его же репликами, расслышанными в пол-уха и вывернутыми наизнанку. Что и говорить, редакция оконфузилась; но что примечательно: Кравченко задела, собственно, одна фраза — об операх. Напрасно хроникёр назвал их «заезженными»: оперные сезоны, открытые Алексеем Алексеевичем в 1898-м, — его новая страсть. Не прихоть и не каприз, а серьёзнейшая попытка основать в этом городе музыкальный театр. В 1899-м в Иркутске отыграли полноценный оперный репертуар, хоть изначально была обещана только драма; Кравченко сколько мог молчал об уже привезённых им певцах, оберегая их от ненужного шума, боясь спугнуть вдохновение.

Конечно, Алексей Алексеевич не мог оставить нелепую выходку хроникёра без опровержения, и «Восточное обозрение» опубликовало его. Правда, не удержалось от «Послесловия от редакции», и, конечно же, зря: слишком вышло натянуто и мелко на фоне прекрасных музыкальных сезонов.

Опера проникла в Иркутск незаметно, почти тайно. В 1887-м в драматической труппе обнаружилась выпускница Петербургской консерватории Южина-Сикорская, и в антрактах она пела в собственное удовольствие, временами так чудно и завораживающе, что и артист Кравченко начал пробоваться, и у него получалось очень недурно. К концу сезона всем стало ясно, что оперные вставки-перебивки могут спасти даже заведомо слабую постановку. Зрители так и говорили: пьеса пустая, и артисты отдыхали на ней, но арии в антрактах звучали божественно! Вместе с Сикорской и Кравченко отмечали и очень хороший хор, и оркестр под управлением Гусева, в особенности его первую скрипку Гершковича. Постановку опер ещё ставили под сомнение, но антрепренёр, набирая труппу, заботился, чтоб при любом амплуа был ещё и певческий голос. В сезон 1893–1894 гг. почти каждый артист имел опыт участия в музыкальных постановках, а в зиму с 1898 на 1899 в Иркутске было дано 188 спектаклей, из которых 88 — оперных. 1900–1901 гг. в иркутском театре были заявлены как исключительно оперные. Кравченко привёз 4 сопрано, 3 меццо-сопрано, 3 тенора, 3 баритона, 3 баса — и в день открытия кассы публика разобрала все билеты на заявленные спектакли. Брали по 15–20 в одни руки, и да, Кравченко был совершенно счастлив!

Самые заядлые меломаны кричали из лож: мы готовы приходить каждый день, если будут новые оперы, но Алексей Алексеевич не обольщался. Да и дирижёр, хормейстер, концертмейстер сходились на том, что постановка, даже и при огромном напряжении сил, не должна укладываться в две недели. Лучше потерять часть дохода, но планку не уронить.

Дорогая игрушка

Когда коллеги-антрепренёры расспрашивали об Иркутске, Кравченко затруднялся с ответом: рефлексировать было покуда некогда. Он просто работал здесь, и работал, находя утешение то в одном, то в другом, увлекаясь то одним, то другим, порою надолго. При этом сколотить состояние было трудно, хоть надежды и были, конечно: в 1897-м, взяв в аренду новенькое здание каменного театра, Алексей Алексеевич рассчитывал на хорошую прибыль. И, в самом деле: в первый сезон заработал более четырёх тысяч рублей. Но дальше начались расходы, съедавшие все накопления. При этом гонорары артистов были невелики, держались бенефисами; а случалось, что и зал был не полон, и аплодисменты жидковаты, и подношения только из вежливости. Но умереть иркутяне никогда не давали, это надо признать. Театральные до сих пор вспоминают, как в 1860-м в кассе театра образовалась большая дыра, и все недостающие средства были взяты местным начальством из карманов купцов, «не желающих расстройства труппы». Или вот ещё случай: весной 1883-го кончился срок контракта театрального антрепренёра Фадеева, а продлить его он решительно отказался — по недостатку средств. Тут же явился общественный комитет, который разобрался с действительным положением дел и постановил: требуется субсидия в двенадцать с половиною тысяч рублей. Деньги нашли, опять-таки пустив шапку по кругу! А после очередного пожара в 1870-м купцы Базанов, Немчинов и Сибиряков сбросились на новое здание, и, видно, с открытой душой, потому как вышло оно удобным и красивым. На открытии дан был своеобразный спектакль в спектакле: генерал-губернатор в сопровождении свиты подошёл к ложе Ивана Ивановича Базанова и с большим почтением поклонился и благодарил его и других меценатов за попечение о театре. Начальник огромного края с готовностью следовал местному ритуалу, предполагавшему, чтобы первые лица в качестве благодарности чуть отступали назад, выставляя вперёд представителей третьего сословия, отдавая им, пусть на час, свою главную роль.

Хотели «съесть», но подавились

Нанимая для Иркутска лучших артистов, Кравченко не скрывал: для местных тузов театр — редкостная, изящная, занимательная игрушка. За неё готовы платить, пока она, действительно, редкостна, изящна и занимательна. Надо ли удивляться, что в Иркутске скрипач императорского оркестра Васильев играл чуть не лучше, чем при дворе, и на поклонах ему подносили золотые, серебряные портсигары с крупными банковскими билетами, а за ложи выкладывали по 300 руб., в пользу артиста. И приму петербургской сцены Леонову, с трепетом выходившую на иркутскую сцену, осыпали дарами.

Артисты чуть не молились на благотворителей, но Кравченко-то хорошо понимал: в построенных ими театрах господа меценаты получали не только персональные ложи, но и возможность влиять на саму постановку дела. В начале 1870-х Базанов, Немчинов и Сибиряков выставили условием, чтобы иркутским театром управляла общественная дирекция. Генерал-губернатор Синельников их поддержал, и Базанов приглашён был в почётные члены, хозяйственной частью стал заведовать купец Чуваев, репертуарной — чиновник Сиверс, административной — полицмейстер Заборовский. Театр и далее управлялся общественной дирекцией из трёх членов, два из которых назначались Благотворительным обществом, а один — генерал-губернатором. И да, состоятельные господа, по-прежнему, были страстными театралами. Городской голова Сукачёв, например, мог заказать спектакль для воспитанников гимназий, училищ и откупить для них весь театр. А тогда уж и Кравченко нужно было делать широкий жест — приглашать школьников на бесплатные утренние спектакли по воскресеньям. В самом деле, дорогая игрушка!

Справочно

На 12 ноября 1882 г. назначен был бенефис любимицы публики г-жи Горевой. В городском театре полный аншлаг, бенефициантка восторженно встречена публикой, ей поднесен серебряный сервиз и ещё два ценных подарка.

Из газеты «Восточное обозрение» от 25.11.1894: «В субботу 26 ноября во временном театре г. Вольского имеет быть спектакль для учащихся. Пойдёт «Ревизор» Гоголя. Расходы по спектаклю взял на свой счёт В. П. Сукачёв».

В феврале 1900-го истёк трёхлетний срок аренды городского театра Алексеем Алексеевичем Кравченко. Но ещё задолго «Восточное обозрение» принялось склонять гласных думы к тому, что контракт не дОлжно продлять ни при каких обстоятельствах. В ход пошли такие определения как «безобразно, убого, гадко», явились «письма читателей о страшной дороговизне мест в здешнем театре», сравнения с ценниками в Европе. И наконец был вынесен приговор: «Всё это дорого для кошелька и противно для каждого посетителя театра». За каждого зрителя поручились, конечно же, зря. Публика возмутилась — и пришлось газете дать место иной точке зрения: «Господин Кравченко во всяком случае в течение трёх лет давал по две труппы, в общем, очень удовлетворительные, а в лице отдельных персонажей даже прекрасные. Расчёт с артистами г. Кравченко производил аккуратно и никаких недоразумений между ним и артистами не происходило. Притом не нужно забывать, что условия, в какие поставлена иркутская антреприза для антрепренёра, несравненно тяжелее условий других городов».

Контракт с Кравченко был продлён, но досада осталась. А лучший способ избавиться от неё какой? Для артиста-профессионала — сходить на спектакль к любителям. Нет у них ни больших задатков, ни большого умения, но такая душевная атмосфера, какой никогда не будет в настоящих театрах. Да и в редакциях тоже.

Справочно

Из газеты «Восточное обозрение» от 09.03.1900: «В КЛУБЕ ПРИКАЗЧИКОВ. 19 февраля на так называемой «субботке» после окончания спектакля от клуба был устроен ужин драматическому кружку, на котором было около 40 чел. Были поднесены подарки: режиссёру Н. Н. Соловьёву от драматического кружка — два больших серебряных бокала на серебряном же подносе и (от клуба на память о театральном сезоне 1899–1900 гг.) — серебряные часы. Старшине клуба И. И. Липинину, самому энергичному устроителю «субботок» — роскошный альбом. С. М. Моисееву, декоратору — серебряный портсигар. Публики в эту «субботку» было более 300 чел. Ставились пьесы: «Гастролёрша» Щеглова и «Ямщики» Григорьева. Прошли очень оживлённо, особенно много оживления внёс вновь организованный хор, выступивший в конце «Ямщиков».

Реставрация иллюстраций: Александр Прейс



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Общество

Лоббировать интересы мигрантских диаспор или заботиться о благе россиян — что должен выбрать настоящий депутат?

Несмотря на попытку пролоббировать интересы мигрантов и их детей, Государственная Дума одобрила законопроект, который запрещает принимать в школу детей мигрантов, не владеющих русским языком. На Пленарном заседании (трансляция на официальном сайте ГД) законопроект поддержан большинством депутатов. «Дети мигрантов должны знать русский язык до поступления в школы. Невозможно ребенка без знания языка научить любому другому предмету», — заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе пленарного заседания. Как отметил Вячеслав Володин, дети мигрантов должны изучать русский язык самостоятельно на родине. Его поддержала заместитель Председателя ГД, руководитель парламентской комиссии по вопросам миграционной политики Ирина Яровая. Но кто тот, кто не хотел принятия такого вот законопроекта? Кстати, и против обязательной геномной регистрации иностранных специалистов, против ограничения на завоз семей мигрантов и против ограничений на образование в РФ.