Работа депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва близится к завершению
№ () от 30 июля 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Екатерина Романова ]
Близится к финалу работа депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва. Минует активное лето, когда народные избранники курируют на округах ремонт дворов, благоустройство скверов, работы в детских садах, восстановление дорог, тротуаров — и еще массу задач интенсивного строительного сезона, а дальше — очередные выборы. До них остается чуть больше месяца. Самое время подытожить результаты деятельности нынешнего депутатского корпуса. Ему, надо сказать, выпали непростые задачи. Этот пятилетний отрезок вместил в себя череду ранее невиданных вызовов — пандемия, санкции, СВО… В такой момент особенно важно, чтобы все ветви власти вместе с горожанами, со всей страной, действовали в общих интересах. Как справились?
Сплотиться — значит выстоять и развиваться
Лебедь, рак и щука — такой иркутяне помнят ситуацию конфликта властей вплоть до 2019 года, во времена работы предыдущего созыва Думы Иркутска. Тогдашние мэр города, муниципальная Дума и губернатор Приангарья не особо стремились выстроить взаимодействие в режиме сотрудничества. Так что когда в областном центре верховодили преимущественно политические цели (когда важнее было публично «помахать шашкой», чем предпринять что-то конкретное во благо жителей), рассчитывать на значимые хозяйственные, экономические результаты было сложно.
Похоже, напряжение пять лет назад достигло критической точки, и, в итоге, обусловило результаты выборов в иркутскую Думу. Горожане поддержали тех, в ком увидели потенциал для перемен. «Разноцветный», «разношерстный» — так на старте характеризовали депутатский корпус седьмого созыва. В него вошли представители разных профессий и партий, разного социального статуса, с разными опытом за плечами: медики, производственники, педагоги, спортсмены, строители, предприниматели, работники культуры, экономисты. Каждый пришел со своим видением приоритетных для города проектов. И на первом этапе пришлось учиться их синхронизировать в общей концепции развития областного центра. Да, «притирка» коллектива обновленной Думы Иркутска потребовала времени. Но, надо сказать, верную тональность в работе сразу стремился отстроить председатель Думы. Сделав определённые выводы из двух предыдущих созывов, он в новом статусе спикера, нацелился сделать представительный орган Иркутска образцом конструктивного подхода к делу.
Сплочению способствовали и вызовы непростого для всей России времени. На фоне глобальных угроз — сначала беспощадного коронавируса в 2020-м, потом санкционных ограничений — у депутатов попросту не было морального права и времени на распри. Ситуация требовала быстрых решений, от которых в прямом смысле зависели жизни людей, а также стабилизация положениях дел во всех сферах городской жизни. Причем, задачи перед депутатским корпусом вставали неординарные. Их предшественникам сложностей такого размаха не выпадало.
Сейчас, оценивая развитие событий за эту неспокойную по внешнему фону пятилетку, можно уверенно сказать: отработаны эффективные практики реагирования на подобные вызовы. И ключевой момент при этом — слаженность действий. По сути, у всех — у горадминистрации и Думы Иркутска, у губернатора Приангарья и областного ЗакСобрания, у депутатов и сенаторов, представляющих Иркутскую область в Думе РФ и Федеральном собрании — общая главная задача: высокое качество жизни в регионе и его столице. На эту цель сегодня в Иркутске работает действительно команда, объединяющая законодательную и исполнительную власть разных уровней, а также неравнодушную к судьбе города, области и всей России общественность, жителей.
С чего такой вывод? Аргументируем.
Команда решает
Во-первых, очевидный пример конструктивного подхода к работе — сами заседания Думы Иркутска. Громкие безрезультатные споры ради споров, позволяющих разве что политические очки набрать, остались в прошлом. Но дело не в пассивном «соглашательстве» депутатов с любым вариантом. Суть в том, как теперь организован процесс принятия ответственных решений, согласования консолидированной позиции Думы Иркутска по тем или иным вопросам.
Место для дискуссий, порой очень даже жарких, осталось. Но это место — на площадках думских комиссий, рабочих групп, предварительных совещаниях и встречах за круглым столом. Именно там в процессе обсуждения рождаются адекватные, по каким-то пунктам повестки — компромиссные, варианты решений.
Здесь общий ориентир: всё изучить, всех вовлечённых в проблему выслушать, обсудить разные предложения, найти наиболее приемлемое и договориться. Таков путь к взвешенным решениям на муниципальном уровне.
Когда в городе в конструктивном диалоге с мэрией (как единый механизм), с губернатором региона Игорем Кобзевым работают 35 депутатов, не разрывающих Иркутск на куски, а складывающих общий пазл из гармоничных фрагментов, горожане ощущают результат — замечают перемены, выходя из дома в похорошевший двор, прогуливаясь по обновленному парку или набережной, тренируясь на открытых, доступных всем желающим спортплощадках, заходя в чистый просторный автобус…
За своих — всем городом
Чувствуют поддержку своих, помощь земляков и те иркутяне, кто сегодня в зоне СВО отстаивает интересы Родины. Депутаты Думы города Иркутска, оперативно реагируют на потребности участников спецоперации, а также семей военнослужащих. Оперативно были приняты решения по мерам социальной поддержки, адресованной этим категориям граждан в рамках полномочий муниципалитета. Бесплатные детские сады для детей участников СВО, право на бесплатное питание в школах, безвозмездное пребывание в дневных лагерях при учебных заведениях и проезд в общественном транспорте — всё это уже одобрено Думой и стало практикой. Депутаты выходят и с новыми инициативами по мерам поддержки военнослужащих и прорабатывают все возможные правовые механизмы для этого. Также многие народные избранники из личных средств и фондов финансируют приобретение техники, автомобилей, дронов, электрогенераторов, сухих душей, строительных инструментов, медикаментов и других вещей, необходимых в зоне боевых действий.
Кроме того, депутаты в своих округах стали координаторами штабов, где собирают гуманитарную помощь, организуют волонтерскую деятельность — изготавливают маскировочные сети, блиндажные свечи, вяжут теплые вещи для земляков-фронтовиков. Кто-то из нынешнего состава Думы и сам побывал на Донбассе — и грузы доставляли, и военные задачи решали, и в госпиталях Луганской и Донецкой Республики работали. Так что прекрасно понимают, что требуется «своим» там, у западных рубежей России.
Кстати, именно благодаря депутатской инициативе в Иркутске открыто конструкторское бюро по изготовлению беспилотных летательных аппаратов. Появились и курсы операторов дронов.
Городской бюджет — эффективность в конкретных цифрах
В то же время этот депутатский созыв эффективно себя проявил, решая задачи, связанные с развитием Иркутска. Все мы помним известную истину «Сколько денег — столько песен». Каков бюджет — таковы и возможности города.
Несмотря на небывало сложные годы, ознаменованные ковидом, внешнеполитической обстановкой, отразившейся, наверное, на всех российских регионах, бюджет Иркутска за пять лет вырос практически в два с половиной раза: в 2019 году он составлял порядка 18,5 миллиардов рублей, а в 2024 выходит на цифру около 43 миллиардов. Основа такого существенного роста — это субсидии и субвенции из регионального и федеральных источников, что еще раз, как лакмусовая бумажка, подтверждает отличные взаимоотношения органов власти разного уровня. Иркутск интенсивно зашел во все возможные госпрограммы и национальные проекты. Непосредственно для горожан это означает — ресурсы на строительство новых школ, детских садов, медицинских учреждений и объектов культуры, на развитие сети дорог, прокладку коммунальных сетей, на покупку нового общественного транспорта и создание инфраструктуры для реализации туристического потенциала города на Ангаре.
43-миллиардный бюджет Иркутска — самый, наверное, наглядный, четко выраженный в конкретной цифре показатель эффективности всей команды, представляющей интересы областного центра в разных кабинетах и коридорах власти на всех уровнях. Есть командная работа — в город пришли существенные средства, позволяющие не голословно раздавать обещания об улучшении жизни горожан и развитии Иркутска, а на самом деле предпринимать значимые шаги в этом направлении. Что важно, у иркутян через своих депутатов сегодня есть реальная, а не номинальная, возможность задавать вектор этого развития.
Сейчас уже не то время, когда прежний градоначальник выставлял барьеры и не допускал народных избранников в процесс формирования бюджета, когда возможности влияния на приоритеты были почти нулевыми, а политика горадминистрации — тоталитарной. С Русланом Болотовым на посту мэра Иркутска всё поменялось в корне. Жители города, депутаты помогают мэрии определить, скорректировать приоритетные направления, на которые стоит заложить финансирование. Так и должно быть: администрация предлагает свою верстку бюджета, депутаты вникают, предлагают, какие статьи расходов нарастить, а что можно «поджать» ради более значимых проектов. Нынешняя мэрия с обоснованными аргументами по главному финансовому документу Иркутска соглашается.
Показательных примеров масса. Несколько лет назад депутаты инициировали серьезные поправки и теперь ежегодно в городском бюджете закладываются существенные суммы на такие статьи расходов как неотложный ремонт социальных учреждений (в том числе, по предписанию прокуратуры), приведение в порядок дорог частного сектора. По дорогам, например, можно сравнить сегодняшнее заасфальтированное предместье Радищева с тем, которое приходилось вечно грейдировать, но помогало это совсем ненадолго. Тогда и сейчас — небо и земля. И другие иркутские территории, раньше обделенные вниманием и воспринимаемые как окраины, теперь шаг за шагом, с каждым годом поэтапно преображаются.
Часть задач, не требующих солидного финансирования, получается решать оперативно, более масштабные проекты Иркутск реализует пусть не за один год, но планомерно приближаясь к цели, сочетая, комбинируя, если нужно, несколько источников финансирования, госпрограмм, партийных проектов (заметьте, что Дума Иркутска консолидировалась в том числе и по политическим убеждениям, и в «Единую Россию» вошли те, кто осознал, в своей деятельности убедился, что с опорой на ЕР удается воплощать большие, значимые инициативы).
Ресурсы на каждый округ
Эффективно выстраивать работу наряду с глобальными также и по локальным проектам, держать в фокусе внимания пусть не большие, но значимые для жителей конкретных округов вопросы помогает новый финансовый механизм, полноценно закрепленный при седьмом созыве Думы города Иркутска — депутатский фонд.
Депутатской фонд — это средства, специально выделяемые в бюджете города на нужды избирательных округов. Эти деньги народные избранники могут направить на различные цели по конкретным обращениям жителей. Такую практику (опробованную чуть раньше при спикере городской Думы Андрее Лабыгине, но тогда не ставшую системной) удалось возобновить в 2021 году, когда все территории Иркутска было особенно важно порадовать и подготовить к юбилейным мероприятиям по случаю 360-летия города.
Первоначально «депутатский фонд» составлял 10 млн рублей на округ, в 2023-м его увеличили до 11 млн рублей. А в 2024 году на каждую территорию депутата выделено уже по 15 млн рублей. С учетом пожеланий жителей своих округов, депутаты за счет этих средств финансируют ремонт дворов и социальных объектов, спортивных и детских площадок, обустройство тротуаров, озеленение, установку освещения, покупку оборудования для детских учреждений, спортивных секций, домов культуры, общественных и творческих объединений.
Также народные избранники могут объединять финансирование для реализации крупных проектов. Одним из таких было благоустройство рекреационной зоны в Пади Долгой. Депутаты по избирательным округам №№26–28 выделили по три миллиона рублей из фондов и заложили их на улучшение пространства вокруг муниципального катка «Иркутск». По тому же принципу (за счет фондов трех депутатов, курирующих в городской Думе большой микрорайон — Второй Иркутск) благоустраивается парк Комсомольский.
Уже озвучивалось, что 15 миллионов депутатского фонда на каждый округ — лимит, хотя и уже подросший, но не предел. Есть планы наращивать его и дальше. Вместе с бюджетом города в целом. Тем более, что Иркутск сформировал солидную стратегию социально-экономического развития.
Стратегические ориентиры на крепкое, уверенное будущее
Планы Иркутска на ближайшие 12 лет, до 2036 года, закреплены в хорошо проработанном стратегическом документе. Его депутаты городской думы утвердили в ноябре прошлого года. Уровень стратегии, напомним, высоко оценили на «Форуме стратегов–2023», проходившем в Санкт-Петербурге и включавшем конкурс муниципальных стратегий. Иркутск в этом конкурсе опередил ближайших соперников — города Вологду и Красноярск — почти в два раза, документ столицы Приангарья занял первое место в региональной группе.
Надо сказать, что именно народные избранники инициировали создание стратегии социально-экономического развития Иркутска. Работая над документом рука об руку с мэрией, депутаты внесли огромный вклад в наполнение, поддержали привлечение к планированию широкого круга местных экспертов наряду с разработчиками федерального уровня. И главное — теперь депутатский корпус готов взять на себя ответственность и контролировать реализацию всех заложенных в стратегию планов и ключевых показателей.
Для этого, подсчитали в Думе, хорошо бы выйти в перспективе 10 лет на бюджет Иркутска в объеме 60-80 миллиардов рублей. Достижимо? Нынешняя городская команда же смогла сделать рывок с 19 млрд до почти 43. Важно, не сбавлять темпы и не обнулить весь тот мощный задел на будущее, который сейчас уже заложен.