> Земные мифы и правда летных испытаний - Аргументы Недели

//Общество 13+

Земные мифы и правда летных испытаний

26 июля 2024, 14:47 [«Аргументы Недели», Валерий Агеев ]

26 июля этого года в г. Жуковском состоялось прощание с Героем Российской Федерации, заслуженным лётчиком-испытателем РФ Леонидом Дмитриевичем Лобасом. Он освоил более 70 типов летательных аппаратов, имел общий налёт более 4000 часов. Основным направлением его лётной деятельности стали аэродинамические и прочностные испытания, исследования устойчивости и управляемости самолётов. 

Во время испытаний истребителя Су-27 на штопор Леонид Лобас и Игорь Волк первыми в истории авиации освоили динамический выход истребителя на закритические углы атаки - фигуру, известную теперь как «кобра Пугачева».

Его книга «Земные мифы и правда летных испытаний» - это правдивые истории о себе и своей жизни, показывающие, что героические мифы и земная правда не всегда совпадают в реальной истории авиации.

 Этапы боевого пути.

Леонид Дмитриевич Лобас родился 25 ноября 1948 года в Дружковке Сталинской области (ныне Донецкая). В 1971 году окончил Ейское высшее военное авиационное ордена Ленина училище летчиков, в котором был оставлен  лётчиком-инструктором.

В 1981—1983 годах  Лобас — лётчик-испытатель Куйбышевского конструкторского бюро автоматических систем, проводил испытания авиационных устройств. С апреля 1983 года — лётчик-испытатель в ЛИИ им. М. М. Громова. В 1993—1995 годах — заместитель начальника Лётно-испытательного центра (ЛИЦ) — начальник лётного комплекса. В 1995—1998 годах — заместитель начальника ЛИИ, с 1998 года — начальник ЛИЦ, заместитель начальника ЛИИ по лётным испытаниям. 

В 1999 году окончил Российскую академию государственной службы при президенте РФ. Принимал участие в подготовке и проведении ряда авиасалонов МАКС.

Провел цикл лётных испытаний самолёта Як-38 и его модификаций, включая использование «прыжкового» вертикального взлёта со специальным удерживающим устройством, выполнение прерванных взлётов на режимах короткого разбега. 

Провел лётные испытания Су-27 и МиГ-29 на штопор, исследования характеристик этих самолётов на больших закритических углах атаки (что позволило в дальнейшем отработать элемент пилотажа «Кобра»). 

Также в Лобас проводил исследования путевой устойчивости самолёта-перехватчика МиГ-31 на предельных числах Маха; лётные испытания Су-25 на штопор и по определению маневренных характеристик при выполнении стрельбы из пушек и пусков ракет; лётно-прочностные испытания самолётов МиГ-31, Су-25 и Су-27; совместные лётно-конструкторские испытания китайского самолёта Hongdu JL-8, включая испытания на сваливание, штопор и определение методов вывода из штопора; испытания опытных катапультных кресел на летающих лабораториях МиГ-25 и Су-7.

Совершил первый полёт и лётно-конструкторские испытания самолётов МАИ-89, МАИ-90 и «Акробат» разработки ОКБ МАИ. Эти летательные аппараты недаром называли народными самолетами за простоту в пилотировании. Они стали такими благодаря летчику-испытателю  Леониду Лобасу. 

 

Каким он парнем был …

Леонид Лобас по воспоминаниям коллег был отличным испытателем и просто прекрасным парнем, который на протяжении летной карьеры много раз выходил победителем из тяжелых испытаний судьбы, а главное – всегда оставался человеком. Он любил свою семью, свою работу и город Жуковский, в котором он учил летать самолеты. 

Жизнь Леонида Дмитриевича была полна трагических событий, из которых он всегда выходил победителем, – это была его отличительная черта. Это и увольнение из армии, авиакатастрофа в Италии, трудные годы постперестроечной деградации авиапромышленности. Но и в административной работе ему удалось проявить себя эффективным управленцем.

У Леонида Дмитриевича было не очень много увлечений. Одним из них стал писательский труд. Он написал одну, но  пронзительную книгу «Земная правда о лётных мифах». 

Это не тематическая монография, а правдивые истории о себе и своей жизни, которые показывают, что героические мифы и земная правда не всегда совпадают в реальной истории авиации. Об этом всегда говорили между собой летчики-испытатели, рефлексируя в курилках, но немногие выносили это в публичную сферу.

В своей книге Л. Лобас профессионально и без лакировки рассказал о жизни ЛИИ в эпоху его расцвета в 80-е и заката в 90-е годы, воздал должное действительно заслуженным, но несправедливо забытым пилотам, и дал нелицеприятные оценки искусственно распиаренным персонам, причисляющим себя к славной когорте летчиков-испытателей отечественной экспериментальной авиации.

Однако время неумолимо стирает грани всех "табу". Когда уходит эпоха, единственное, что мы можем сделать - рассказать о ней правдиво, без преувеличения и пафоса, но искренне и с достоинством, что и сделал Леонид Лобас.

Он был награждён орденами «За личное мужество», «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями.  19 сентября 1995 года за мужество и героизм, проявленные во время летных испытаний опытных образцов авиационной техники Леониду Лобасу было присвоено высокое звание Героя Российской Федерации.

- Я никогда не жалел, что стал летчиком-испытателем. Я всю жизнь занимался тем, что любил, не раз говорил летчик.

Леонид Лобас был похоронен на Быковском мемориальном кладбище в Жуковском.

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте