Умер Вадим Иванович Туманов. Ушла эпоха. Не только от того, что Туманов умер на 97-м году, но и потому, что это была долгая жизнь, в которую вместились лагеря, побеги из них, оправдания и фантастическая по эффективности работа на благо страны. Осуждённый, как он мне говорил однажды, якобы за его слова о том, что Есенин ему нравился больше, чем Маяковский, он провёл годы в лагерях. Однако, ещё будучи заключённым, напал на жилу, которая в прямом и переносном смысле оказалась золотой. Он стал золотоискателем и золотодобытчиком.
Начав с небольшой бригады, он увидел выход в создании артелей. Смелый, предприимчивый, быстро матереющий организатор, он показал, каких впечатляющих результатов можно добиться при правильной организации труда. С самого начала Туманов понял, что железная дисциплина, многочасовая смена должны сочетаться с великолепными условиями быта. Такие условия могут создать только высококлассные профессионалы. А поскольку заработки в тумановской артели были в несколько раз выше, чем на государственных предприятиях, где люди порой просто отбывали время, сюда охотно пошли специалисты высочайшего уровня и ответственности. В общепите появились повара из лучших московских ресторанов. В подсобном свиноводческом хозяйстве было чище, чем в некоторых квартирах. На «большие деньги» шли опытнейшие механизаторы, экономисты, работники геологической службы.
Даже если бы Вадим Иванович создал только одну артель экстра-класса, и то в море «уравниловки» это было бы заметным явлением. Однако из его первоначального коллектива выросло полтора десятка золотодобывающих артелей на Колыме, в Якутии, на Дальнем Востоке, в Сибири. Они добыли стране свыше 500 килограммов драгоценного металла, опередив государственные предприятия.
Но, получая это огромное количество драгоценностей, Вадим Иванович столь же умело искал и воспитывал «золотоносные характеры». Да, к нему приходили неплохие мастера своего дела. А дальше начиналось сплачивание разных характеров, различных натур в монолитное ядро. И люди становились лучше, чище, даже порой благороднее. Строгий запрет на спиртное, осуждение ругани и конфликтов создавало в массе своей достойную атмосферу.
Разумеется, у тех в стране, кто работал «от сих до сих», заработки артельщиков вызывали зависть и неприязнь. В разгар горбачёвского бардака в газете «Социалистическая индустрия» следователи прокуратуры напечатали разгромную статью о тумановской артели «Печора» – самом продвинутом и высокорентабельном коллективе Туманова. Вадима Ивановича обвинили во всех мыслимых и немыслимых грехах. Началась борьба за правду, ибо обвинения были надуманными. В защиту Вадима Ивановича и его коллектива выступили многие экономисты, учёные, политические деятели. Настойчиво отстаивала правоту газета «Известия», где я тогда работал. Активнее многих защищал Туманова талантливый известинский фельетонист Владимир Надеин, хорошо знавший Вадима Ивановича лично. Верного тумановского друга Владимира Высоцкого уже не было в живых. Зато ввязался в бой другой его друг – кинорежиссёр Станислав Говорухин.
Правда добывалась с большим трудом и потерями. Сильно надорвала здоровье жена Вадима Ивановича Римма Васильевна, которая работала диктором телевидения. В итоге – она рано ушла из жизни.
Не найдя криминала, высокопоставленные заказчики тем не менее разгромили артель «Печора». Взамен Вадим Иванович организовал в Карелии кооператив «Строитель», который занялся сооружением дорог.
Надо сказать, что дороги Туманов строил и раньше. Причём такие, по которым можно было ехать в легковой машине со стаканом воды на капоте, не расплескав ни капли.
Однако в планах у Туманова оставалась добыча золота и других дорогих ископаемых. Но тут развалили Советский Союз, и на богатства самого большого его осколка – Россию налетела свора ворья. Они называли себя демократами, но рвали созданные чужими руками богатства активнее голодных волков. Все месторождения, которые уже подготовили к разработке геологи Туманова, захватили притащенные из-за границы «инвесторы» и вылезшие на свет божий никому до того не известные российские «человеки из щелей». Туманов, который сперва симпатизировал «демократам», увидев, что они стали творить, начал резко критиковать их. Например, о Гайдаре он говорил: «Этот, с мордой как бабья ж…, лишил народ всех накоплений». А про Ельцина, кроме как пьяница, не находил других слов.
Теперь можно только предполагать, что получила бы Россия, взяв на вооружение экономические методы Вадима Ивановича Туманова. Но знаменитый золотоискатель сначала ушёл из публичной сферы, а вот теперь и из жизни.