В среду, 10 июля, в первом чтении рассматривался вопрос о наказаниях для нарушителей правил движения на средствах индивидуальной мобильности.
В список СИМ входят все возможные модели – самокаты, моноколеса, гироскутеры, электроскейтборды и другие аналогичные средства. Спикер Госдумы Вячеслав Володин в своем Telegram-канале отметил, что правила дорожного движения для индивидуальных средств передвижения начали действовать с 1 марта 2023 года. Но конкретное наказание для водителей-нарушителей пока не определено. Депутаты решили, что обязательно надо штрафовать за управление СИМ в состоянии опьянения и за отказ проходить медицинское освидетельствование, за превышение скорости, и если водитель покинет место ДТП.
Такие меры считают необходимыми для наведения порядка в сфере использования индивидуальных средств передвижения.
Стоит отметить, что в Санкт-Петербурге использование прокатных самокатов регулируется специальным соглашением. Документ подписывают ежегодно между Комитетом по транспорту и компаниями по прокату велосипедов. При этом в соглашение вносят новые ограничения, что способствует повышению безопасности передвижения на СИМ. Максимальная скорость движения на прокатных самокатах — 20 км/ч. Определены зоны, где она снижается до 10 км/ч и до 15 км/ч. А также локации без СИМ. Ограничения нарушить невозможно, программы операторов не позволят превысить скорость или заехать в запрещенную зону.
Тем не менее на тротуарах кроме прокатных самокатов используются также различные индивидуальные средства передвижения, принадлежащие частным лицам. Этот сектор остается в тени, он не регулируется.
Водители частных устройств вполне могут разгоняться до 80-90 км/ч. Это зависит только от желания владельца и технических возможностей устройства. К слову, далеко не все следят за техническим состоянием своих средств передвижения. Страховку оформлять не надо, а это значит, что и регулярное техобслуживание под большим вопросом.
При этом в руках частников гораздо больше СИМ, чем у операторов проката. По подсчетам Ассоциации операторов микромобильности, в стране операторы сдают в прокат примерно 300 тысяч самокатов, а самостоятельно пользуются СИМ 500-800 тысяч владельцев. Возможно, штрафы позволят лучше регулировать всю сферу пользования средствами мобильности вне зависимости от их принадлежности.