> В России дискутируют по поводу возможного запрета на ношение никаба - Аргументы Недели

//Общество 13+

В России дискутируют по поводу возможного запрета на ношение никаба

23 мая 2024, 09:30 [«Аргументы Недели», Игорь Глуховский  ]

Нашим исконным мусульманам, столетиями живущим бок о бок с русскими, не приходит мысль заматываться с головы до ног. В регионах с преимущественно исламским населением (Чечня, Дагестан, Татарстан) не принято носить никабы. Вместо них женщины покрывают головы хиджабом — аналогом русского платка, прикрывающего только волосы и оставляющего лицо открытым.

В этом есть и политический момент. Глава Чечни Рамзан Кадыров и чеченские имамы настоятельно не рекомендуют женщинам носить никабы. Мы живём в России, и здесь так не принято. Но некоторым запрет на его ношение не нравится.

Сегодня по поводу ношения этого атрибута радикального исламизма разворачивается горячая дискуссия. Глава СПЧ Валерий Фадеев предложил запретить в России женские головные уборы, полностью закрывающие лицо, оставляя лишь глаза. Своё предложение он обосновывает сложной ситуацией вокруг нашей страны и рисками террористических угроз. А никаб — идеальный способ избежать идентификации, идеальное средство спрятать лицо, а значит, остаться неузнанным. В России уже были примеры того, как террористки, пряча лица под никабом взрывали себя вместе с ни в чём неповинными гражданами. С той поры многих пугает появление женщины в никабе в общественных местах. А ведь под никабом может скрывать своё личико не только женщина, но и преступник-мужчина.

И вроде бы нужно понять, что в современных реалиях и светском обществе необходимо жить так, как того требует обстановка и мнение большинства граждан. Но ... председатель мусульманской общины Химок (Московская область) Камиль Маннапов, узнав о предложении Фадеева, заговорил о том, что запрет на ношение никаба оскорбит мусульман и даже может вызвать волнения:

«Такой запрет способен спровоцировать конфликты на религиозной почве. Мусульмане могут почувствовать себя ущемлёнными».

Весьма похоже на угрозу. Наша страна — многоконфессиональное государство. И все конфессии много веков мирно живут рядом друг с другом. И приоритеты государства, безопасности общества, всегда понимают. А тогда почему некоторые представители диаспор вдруг заговорили о конфликтах на религиозной почве? Речь ведь не идёт о каких-то радикальных запретах. Никто не запрещает посещать мечети, отправлять религиозные обряды, отмечать мусульманские праздники. Речь лишь об одной детали одежды. Вполне обоснованно нежелательной в общественных местах.

А ничего, что ношение никаба давно уже законодательно запрещено в целом ряде стран? И это страны, где основополагающая религия — ислам. Египет, Тунис, Индонезия, Марокко. Запрещено ношение никаба и в многонациональной Индии. И везде это воспринято с понятием, безо всяких спекуляций на теме «религиозной ущемленности».

А Таджикистан? В государстве, где мусульман обижать уж точно никто не будет, внесены поправки в закон о регулировании обычаев и традиций, полностью запрещающие ношение в стране никаба, паранджи и чадры. А Узбекистан? Там действуют аналогичные запреты. К этому уже приблизились вплотную Казахстан и Киргизия. Да в тех же европейских странах, где действует подобный запрет, никто не заявляет о том, что их «ущемили». Так почему такая реакция на возможный запрет никаба именно в России? Которая — государство не исламское.

«Нашим „родным“, исконным мусульманам, столетиями живущим бок о бок с русскими, не приходит мысль заматываться с головы до ног. В регионах с преимущественно исламским населением (Чечня, Дагестан, Татарстан) не принято носить никабы. Вместо них женщины покрывают головы хиджабом — аналогом русского платка, прикрывающего только волосы и оставляющего лицо открытым. И это не только дань традициям, но и политический момент. Даже страны, где исповедуют ислам, не рады никабам и ваххабитским бородам. Не секрет, что это атрибутика радикальных исламистов. Все, кому в Таджикистане „перекрыли кислород“, приезжают в Россию и свободно разгуливают в таком виде, который неприемлем у них на родине. Что ещё должно произойти после теракта в „Крокус Сити Холле“, чтобы Россия тоже объявила радикалов нежелательными для себя элементами? Поэтому спекулируют тем, что в случае запрета начнутся мусульманские волнения, только те, кто отстаивает интересы армии мигрантов. Ведь запрет на ношение никабов затронет в первую очередь приезжих из Средней Азии и Закавказья. А кто в доме диктует правила — хозяин или гость?» — говорит эксперт в области религиоведения.

На самом деле — хотите носить никаб — поезжайте жить в те страны, где это традиционно и даже обязательно. Если поискать, можно найти. Россия выступает за защиту традиций и исконных ценностей. Но тот же никаб не является ни традиционной деталью одежды, ни исконной ценностью. И не нужно диктовать ни нашему государству, ни нашему народу то, что нам приемлемо, а что нет.

«Местный обычай родом с Аравийского полуострова в наши дни стал в некоторых исламских странах своеобразной религиозной модой. И это сугубо внутреннее дело таких государств. У себя они могут нас не спрашивать, как одеваться. И даже могут требовать от наших туристов одеваться, с их точки зрения, прилично. Но здесь в России — наша земля и наша культура. И все должны следовать нашим традициям и обычаям, а не чужим. Инициатива Валерия Фадеева стала тестом для нашего государства. Проверяется, способна ли Россия отстаивать свои обычаи и традиции, образ жизни русских людей от влияния „трудолюбивых мигрантов“ из Средней Азии», — акцентирует внимание обозреватель «Царьграда» Константин Малофеев.

И с ним, и с теми, кто предлагает запретить никаб, согласно большинство россиян. Абсолютное большинство. Или большинство наших соотечественников не право?



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте