Никто и гроша ломаного не поставит на скорое примирение арабов и израильтян, хотя международные организации добиваются этого как минимум 80 лет. Конфликт армян и азербайджанцев тоже кажется вечно тлеющим, хотя ещё в начале 1980-х мало кто знал за пределами Кавказа, что в братской семье советских народов вообще могут быть национальные проблемы. Между тем Западная Европа после двух мировых войн очень быстро примирилась: уже через четыре года после капитуляции Германии солдаты вермахта оказались в одном натовском окопе с англичанами и американцами. А свободолюбивые вьетнамцы ныне души не чают в бывших колонизаторах-французах. Конечно, каждая из этих историй индивидуальна, но, похоже, перспективы примирения воюющих наций сильно зависят от способности и желания посмотреть на мир не только со своей колокольни.
После войны возникла новая гуманитарная дисциплина – медиация межэтнических конфликтов. Как психолог старается потушить разгоревшийся внутри семьи конфликт, так и «межэтнический медиатор» стремится примирить враждующие народы. За 70 с лишним лет дисциплина обросла широчайшей методологической базой, но при решении любого конфликта в первую очередь стараются определить, откуда скорее исходят импульсы к примирению – от властей или от общества.
Армяно-азербайджанский конфликт – это пример старинной вражды, где примирение приходит скорее снизу, чем сверху. Если не забираться в глубь веков, точкой невозврата многие называли 1915-й – год начала геноцида армян в Османской империи. Разумеется, кровавые события в Турции аукнулись на Кавказе: христианские и мусульманские отряды вырезали целые аулы, которые веками соседствовали друг с другом, несмотря на религиозные различия. Сегодня в азербайджанских источниках пишут, что армяне первыми начали, а их террор был более жестоким. А из Еревана предъявляют леденящие кровь подробности геноцида в Турции, который даже посол США Генри Моргентау назвал «кампанией расового искоренения». А Баку всегда был тесно связан со Стамбулом.
О том, насколько эффективной была медиация этой розни при СССР, существуют различные мнения. Но оба народа, безусловно, сплотили война и последующее восстановление страны. До конца 1980-х между ними не отмечено крупных межэтнических конфликтов, хотя бомба для трёх будущих войн уже была заложена: нагорно-карабахский анклав, населённый преимущественно армянами, включили в состав Азербайджанской ССР. В обеих республиках нашлись силы, которые видели в разжигании национальной вражды путь к обретению власти через дестабилизацию и хаос. Страна содрогнулась от резни армян в Баку и Сумгаите. Хотя в предыдущие десятилетия ситуация была достаточно стабильной, чтобы они там без опаски селились.
Сербо-хорватская история примирения складывается иначе. Тут контакты двух стран скорее инициируются властями, а среди населения ещё свежи воспоминания о зверствах двух балканских войн 1990-х. В 2010 г. президент Сербии Борис Тадич совершил «визит примирения» в Хорватию: посетил Вуковар и Овчары, где возложил венки к памятнику убитым хорватским военнопленным и принёс официальные извинения от лица страны. Президент Хорватии Иво Йосипович сделал ответный жест, извинившись за убийство хорватскими бойцами мирных жителей в сербском селе Паулин Двор. А ведь такие жесты далеко не всегда способствуют популярности политика: например, когда канцлер ФРГ Вилли Брандт в 1970 г. встал на колени перед монументом жертвам варшавского восстания, это вызвало бурю негодования на его родине. Тем не менее в Хорватии (как и в Сербии) пытаются соблюдать права национальных меньшинств.
Самый противоречивый результат «примирения сверху» сегодня наблюдается на Ближнем Востоке. Нет в мире другого столь острого и затянувшегося конфликта, как между Израилем и соседними арабскими странами. Совершенно непонятно, почему палестинцы живут в каких-то лагерях, если крохотный Израиль со всех сторон окружён дружественными им странами. Но, оказывается, Иордания, Сирия, Египет вовсе не собираются давать палестинцам гражданство или хотя бы вид на жительство.
Организация освобождения Палестины (ООП) и создавалась в 1964 г. Лигой арабских государств с целью «освобождения Палестины», на которой с 1948 г. стоит сионистское государство. Хотя территория Израиля составляет всего 20 тыс. кв. км – в четыре раза меньше Ленинградской области, вдвое меньше Эстонии. И кажется, палестинцам проще открыть новую страницу в истории, как было в бесконечном числе случаев, когда один народ вытеснял другой с насиженных мест.
«Плохих народов» в принципе не бывает, а мотивацию людей формируют институты, с которыми им приходится иметь дело.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».