Выступление премьер-министра Михаила Мишустина с Ежегодным отчётом Правительства в Государственной Думе вышло далеко за пределы обсуждения результатов 2023 г. Это произошло, прежде всего потому, что уже в начале мая, после официального начала нового президентского срока, правительство сложит свои полномочия, а значит есть возможность и даже необходимость оценить сделанное за последние четыре года, текущее состояние и перспективы развития экономики. Вне зависимости от персонального состава будущего правительства ясно, что преемственность в экономической политике сохранится, прежде всего потому, что контуры будущих решений уже были обозначены в Послании Президента от 29 февраля 2024 г.
Нужно отметить, что перед очередным отчетом в парламенте у правительства была достаточно сильная позиция. Рост экономики в 2023 г. сложился выше ожиданий (3,6%), существенно увеличились реальные зарплаты (7,6%) и располагаемые денежные доходы населения (5,4%). Устойчивость экономики в период коронакризиса и в условиях санкций создала определенный фундамент, на котором может быть сформирована новая модель развития российской экономики. Способность противостоять самым серьезным вызовам за счет использования инструментов управления экономикой является заявкой и на эффективную реализацию программы развития экономики. Однако на этом пути предстоит решить множество задач, так как набор ограничений (демографических, технологических, пространственных), стоящих перед российской экономикой достаточно серьезный.
Особое место премьер уделил вопросам благосостояния населения. Это понятно – успешность любой экономической политики определяется изменениями качества и уровня жизни населения. Нужно признать, что в последние пятнадцать лет здесь сформировались серьезные проблемы, связанные с достаточно низкими показателями роста реальных доходов населения и их высокой дифференциацией между группами населения. Поэтому неудивительно, что из всех проблем, стоящих перед экономикой, в качестве абсолютного приоритета выбрана социальная политика. Изменение уровня и структуры доходов может стать важным элементом общей экономической стратегии, так как наряду с развитием предложения необходимо обеспечить структурные сдвиги в качестве спроса, создав дополнительный импульс для развития внутренних рынков высокотехнологичных товаров и услуг. Важно отметить, что фокус делается на поддержке семей с детьми, а значит создаются условия и для поддержания рождаемости, что, наряду с развитием системы здравоохранения, важно в контексте решения демографических проблем.
Российская экономика находится в такой стадии развития, когда экономический подъем 2023 г. привел к серьезному исчерпанию свободных конкурентоспособных мощностей в промышленности. Рост в обрабатывающих производствах в 2023 г. составил 7,5%, а в машиностроительных видах деятельности 20-30%. Поддерживать рост промышленности в этих условиях возможно при условии запуска инвестиционного цикла, направленного на строительство новых предприятий по всей стране. Это достаточно сложная задача, которая предполагает создание соответствующих стимулов и, как специально подчеркнул премьер, соответствующего инвестиционного климата, поддерживающего желание крупного российского бизнеса вкладываться в отечественную экономику. Именно инвестиции в широкий набор новых производств наряду с вложениями государства и бизнеса в исследования и разработки позволят решить другую задачу – формирование технологического суверенитета как в области высоких технологий, так и вполне обыденных «простых вещей».
Важнейшим направлением действий правительства остается пространственное развитие страны. Сложность этого направления деятельности связана с огромными масштабами территории России, необходимостью выстраивать сложную систему взаимодействий между федеральными и региональными органами власти. Очевидные успехи в области строительства транспортной и социальной инфраструктуры должны быть поддержаны проектами, расширяющими производственный потенциал региональных экономик, а это невозможно без тесного взаимодействия государства и бизнеса.
Масштабные преобразования экономики должны быть надлежащим образом профинансированы в условиях сохраняющихся бюджетных ограничений. Здесь на первое место выступает система приоритетов экономического развития, которые должны учитываться при выборе направлений государственных расходов. Образование такой системы совсем не простая задача. По-видимому, здесь невозможно полагаться лишь на чистые экономические или бюджетные эффекты. Требуется понимать как тот или иной проект влияет на цели развития общества, формирование доходов в различных секторах и регионах страны. Именно поэтому важно не просто формулировать и эффективно реализовывать отдельные проекты, но и понимать как они в целом влияют на развитие экономики и меняют облик страны.
Михаил Мишустин неоднократно подчеркивал важность новых технологий в управлении экономике. Новые цифровые платформы должны существенно повысить эффективность принятия решений по управлению экономикой. Все больший объем данных можно анализировать в реальном времени, что существенно снижает время реагирования на любые внешние и внутренние вызовы. В то же время в экономике любые цифровые решения вряд ли смогут заменить человека, который должен сделать выбор из широкого диапазона решений и нести ответственность за этот выбор. Поэтому кадровый и квалификационный состав правительства, в широком смысле, имеет для успешного развития страны ключевое значение. В целом, новое качество управления экономикой может стать важным элементом технологического суверенитета.
Вскоре начнется новый цикл работы правительства, неизбежно произойдут изменения в кадровом составе, стиле и механизмах принятия решений. Однако ряд новаций, очевидно, сохраняться. Среди них можно упомянуть: развернутое обсуждение наиболее важных направлений развития страны в рамках стратегических сессий под руководством Председателя правительства; кураторство вице-премьерами федеральных округов и т.д. Достигнутые результаты в управлении экономикой, при всех имеющихся сложностях и ограничениях, позволяют строить позитивную повестку развития экономики России на ближайшие годы.
Директор Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент академии наук Александр Широв.