1 апреля – день рождения Екатеринбургского музея изобразительного искусства
4 апреля 2024, 10:02 [ «Аргументы Недели. Екатеринбург» ]
В самом начале апреля 2024 года исполнилось 88 лет Екатеринбургскому музею изобразительных искусств. Дата, конечно, не круглая, но значимая. Исторически она берёт своё начало от Свердловской картинной галереи. Галерея была основана в 1936 году и открыта 1 апреля 1936 года в здании типографии «Гранит» на ул. Вайнера.
Основу музейной коллекции составило собрание художественного отдела Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ). УОЛЕ обладала экспонатами общим количеством на момент создания – 1 200 единиц. Почти до конца 1936 года эта коллекция находилась в составе Естественноисторического краеведческого музея, затем была передана в Свердловскую картинную галерею.
В 1988 году она получила статус музея изобразительных искусств. В дальнейшем его коллекции пополнялись передачами произведений из Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, поступлениями от коллекционеров, из Государственного музейного фонда и столичных закупочных комиссий.
Во время более круглой даты, в 80-ти летний юбилей, Екатеринбургский музей изобразительных искусств посещали генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна Ярошевская и директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин во вторник.
«Свердловск, а ныне Екатеринбург – священная для нас земля. Именно она спасла в трудные годы Великой Отечественной войны бесценную коллекцию Эрмитажа и жизни его сотрудников. Эвакуация коллекции Эрмитажа тесно связана с эпосом блокадного Ленинграда. Сегодня существует взаимосвязь между Екатеринбургом и Зимним дворцом, а в рамках нашего сотрудничества мы разрабатываем новые формы взаимодействия и строим планы работы на ближайшие годы», – поделился своим мнением Михаил Пиотровский.
Заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства Ольга Горнунг так говорит о своей любви к работе в музее: «Вот уже 40 с лишним лет я имею счастье работать в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, который раньше назывался Свердловской картинной галереей. За это время музей преобразился и трансформировался, вырос. Собрание произведений искусства значительно пополнилось, появилось несколько зданий, отделов. Жизнь в музее бурлит и кипит. Много выставок, проектов, экскурсий, лекций и других программ. Работа с произведениями искусства увлекательна и интересна. За эти годы сделано много научных открытий – найдены авторы ранее неизвестных картин, созданы масштабные выставки».
Сегодня Екатеринбургский музей изобразительных искусств – крупный центр, ведущий выставочную, научно-исследовательскую, культурно-образовательную и собирательскую деятельность. Музей известен своими коллекциями, многие из которых имеют мировое значение. Одна из них – уникальное собрание уральского художественного литья XIX-XX веков, центральным экспонатом которого является знаменитый Каслинский чугунный павильон
С музейными экспонатами случались интересные истории. По воспоминаниям о Каслинском павильоне Янины Ганебной, долгие годы заместителя директора по науке, а затем и руководителя музея: «В 1985 году, мы перевозили Каслинский павильон из Картинной галереи в здание на Плотинке. Дак вот – на это потребовался целый год! Разбирали его на части, фотографировали каждую деталь. Пять тысяч снимков! А уж эпопея с сусальным золотом для его покрытия чего стоила. 90-е. мы везли его в поезде из Питера и спали по очереди, спрятав золотые листы под матрас в купейной койки»
В честь 88-летия ЕМИИ в залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств проводится выставка «От завода Гарднера до империи Кузнецовых». На этот раз дата схожая с юбилеем: ровно 280 лет назад, в 1744 году, на берегах Невы открылось первое фарфоровое предприятие Российской империи – Невская порцелиновая мануфактура, в дальнейшем известная как Императорский фарфоровый завод.
Несмотря на более позднее, по сравнению с другими европейскими государствами обращение к этому материалу, Российская империя не только смогла наладить престижное производство белоснежных предметов, «хрупкого золота», но и в кратчайшие сроки достигнуть в их создании высокого технического и художественного качества. Неудивительно, что уже спустя два десятилетия в России возникает и первое частное фарфоровое предприятие – завод Франца Гарднера в Вербилках.
Отмечая эту важную дату в истории русского декоративно-прикладного искусства, Екатеринбургский музей изобразительных искусств подготовил выставку, демонстрирующую широкий спектр частных фарфоровых предприятий Российской империи XVIII – начала XX века. На выставке будет представлено около 250 предметов из почти полутысячи, составляющих музейную коллекцию русского частного фарфора.
Приходите в музей, будет интересно и познавательно.
Напомним, Екатеринбургский музей изобразительных искусств – один из самых значительных художественных музеев Урала - был образован в 1936 году. История его коллекций восходит к последней четверти XIX века и связана с деятельностью Уральского общества любителей естествознания. УОЛЕ сыграло немаловажную роль в формировании собрания Свердловского областного краеведческого музея, из художественного отдела которого впоследствии была образована Свердловская картинная галерея.