Аргументы Недели → Общество № 12(909) 27 марта - 2 апреля 2024 13+

МиГ-25: 60 лет в воздухе

, 18:40 , Обозреватель отдела Промышленность

МиГ-25: 60 лет в воздухе

В марте 1964 г. в небо поднялся самолёт, ставший эпохальным для военной авиации. Создали его в кратчайшие сроки – в 1959 г. Артём Микоян в инициативном порядке запустил эскизную проработку сверхзвукового тяжёлого истребителя-перехватчика. А в 1961-м уже вполне официально конструкторы погрузились в работу над перспективной машиной.


«Летающая лисица» – а ну-ка, догони!

Постановлением Правительства СССР от февраля 1961 г. и приказом Государственного комитета по авиационной технике (ГКАТ) от 10.03.1961 в ОКБ-155 были начаты работы по созданию перспективного высотного самолёта Е-155 в модификациях перехватчика (Е-155П) и разведчика (Е-155Р). Первым 60 лет назад в первый полёт Е-155Р поднял легендарный лётчик ОКБ им. А.И. Микояна Александр Федотов. В 1967-м самолёты стали называться МиГ-25П и МиГ-25Р.

На Западе эти машины получили прозвище Foxbat – «Летающая лисица». Появление этих машин поставило крест на разведывательных полётах над нашей территорией для сверхзвуковых разведчиков ВВС США SR-71 «Чёрный дрозд». А также привело к закрытию программы создания сверхзвукового бомбардировщика XB‑70 «Валькирия», который предполагалось использовать на высоте 21 тыс. метров и скорости 3000 км/ч. Мало того что у СССР появились эффективные ракеты противовоздушной обороны, так ещё и истребитель-перехватчик с более высокими, чем у «Валькирии», характеристиками. «С появлением в ПВО перехватчика МиГ-25П задача перехвата и уничтожения целей в стратосферном пространстве и выше была успешно решена. По эффективности решения этих задач равных ему в мировой авиации не было. Самолёт МиГ-25, объединённый в единый комплекс с наземными системами наведения ПВО, был полностью автоматизирован, за лётчиком оставались обеспечение взлёта, посадки и принятие решения о пуске ракет. К сожалению, установленная на МиГ-25П РЛС «Смерч» позволяла обнаруживать и захватывать цели, находящиеся только на одной высоте с перехватчиком и выше. Однако с появлением самолёта МиГ‑25ПД с РЛС «Сапфир-25» была обеспечена работа комплекса на любых высотах на фоне земли», – пишет Валерий Новиков, президент Ассоциации создателей самолётов МиГ.

Два МиГ-25Р и два МиГ-25РБ в составе 63-го ОАО проходили испытания в Египте, совершая разведывательные полёты с 10 октября 1971 г. по март 1973 г. над Синайским полуостровом, оккупированным Израилем. Неизвестные самолёты израильтяне сначала называли МиГ-21 «Альфа», МиГ-23 и X-500. На случай необходимости бомбометания в Египет были также доставлены специальные бомбы ФАБ-500Т, писала газета «Красная звезда» в 2002 году. Израильские истребители F-4 и Mirage III многократно совершали вылеты на перехват «МиГов», ни в одном случае выпущенные ракеты не попали в цель. Использование израильтянами американского войскового зенитно-ракетного комплекса MIM-23 Hawk также оказалось бесполезным, при этом были вскрыты позиции 10 батарей MIM-23, 3 КП, радиолокационных станций, центра радиопомех, позиции дальнобойной 175-мм артиллерии и другая структура двух линий оборонительных сооружений израильтян на Синайском полуострове. Израильские военные утверждают, что их радиолокаторы однажды сопровождали пролёт МиГ-25 над территорией своего государства со скоростью 3, 2 Маха – 3400 км/ч. Специалисты ОКБ уточняют – полёты выполнялись на высоте 23 км со скоростью 3 тыс. км/ч. Но, возможно, один из них был особенным? Бесценные разведданные египтяне использовали в «Войне Судного дня», а командир отряда МиГ‑25 Александр Бежевец за успешное выполнение полётов над Израилем, проведённых без потерь, получил звание Героя Советского Союза.

Самолёт не был предназначен для маневренного воздушного боя, так называемой «собачьей свалки», ограничение по максимальной перегрузке от 4 до 5 g говорит само за себя (фронтовые истребители легко выдерживают десятикратную перегрузку) и при грамотном использовании лётчиками был неуязвим. Десять разведчиков МиГ-25 летали в Афганистане – без потерь. Советские «МиГи» успешно летали на разведку над территорией Ирана. В 1997 г. индийский МиГ-25 навёл шороху в столице Пакистана Исламабаде, безнаказанно пролетев над центром города. Таких примеров множество на богатом боевом пути МиГ‑25. Встречался он в небе и с F‑16, которые так мечтают получить ВС Украины. F‑16 иорданских ВВС с МиГ-25 ничего не смогли сделать.

В 1979 г. самолёт начали экспортировать в Алжир, Сирию, Индию, Ирак, Ливию. Мой товарищ работал военным переводчиком в Ираке, во время ирано-иракской войны. Рассказывал, что арабы предпочитают французские «Миражи». Когда лётчик дежурит в кабине самолёта на раскалённой бетонке аэродрома, ожидая команды на взлёт и перехват цели (или может так и просидеть дежурство на земле, если цель не появилась), в «Миражах» работает система кондиционирования воздуха. Комфорт! А вот выполнять боевую задачу по перехвату или разведке иракские лётчики со спокойной душой вылетали на МиГ-25 – попробуй догони и сбей эту бешеную «Летающую лисицу». Фактически этот перехватчик и разведчик третьего поколения, как сейчас говорят, стал первым боевым самолётом, способным лететь длительное время на сверхзвуковой скорости, а это уже одно из основных требований к самолётам пятого поколения, таким как американский F-22 «Раптор» и наш Су-57.

Другое дело, рекордные скорости свыше 3 тыс. км/ч поддерживать сложно, стальная конструкция самолёта даже в разрежённой атмосфере на 20-километровой высоте быстро нагревается от трения о воздух, растёт температура в баках с топливом, и через пять минут в кабине загорается табло, сообщающее, что надо тормозить, уменьшать воздушную скорость. Надо отметить, что американские разведчики «Чёрные дрозды» SR-71 были списаны именно по причине нагрева в полётах. Там в конструкции много титановых элементов, в том числе и топливные баки. Титан – металл прочный и лёгкий, но не пластичный, от перепада температур без конца по деталям и бакам шли трещины, при заруливании на стоянку под самолётом образовывались лужи токсичного топлива.

Пытался увидеть звёзды...

Общее число официально зафиксированных мировых рекордов у самолёта – 39! Из них три абсолютных. В протоколах Международной авиационной федерации (ФАИ) МиГ-25 проходил как Е‑266 и Е-266М.

До сих пор не превзойдён рекорд скорости полёта по замкнутому 500-километровому маршруту – средняя скорость – 2981, 5 км/ч. И не нашлось лётчиков и самолётов, способных побить рекорды высоты, установленные на МиГ‑25 Александром Федотовым сначала в 1973 г. – 36 240 метров, а потом, в 1977 г., он сумел взять высоту 37 650 метров. Почти космос...

Чтобы взять такую высоту, требовался сверхточный расчёт траектории, на какой высоте и скорости, под каким углом до заданного тангажа вводить самолёт в «горку». Для рекордного полёта выбрали высоту 18 км и разгон до скорости 3, 1 Маха. И дальше, вверх! С перегрузкой 4 g самолёт входил на угол тангажа 60 градусов. Рекордные полёты на высоту заставили дооборудовать самолёт дополнительным баллоном со сжатым воздухом для компенсации давления в кабине – турбореактивные двигатели на больших высотах не работают. Вот как это описывает Александр Федотов: «Ещё до остановки двигателей переводил их на режим «максимал», а где-то на высоте около 27 км после погасания двигателей РУДы ставил на «стоп». В это время полёт становился необычным. Тишина, самолёт стрелой врезается в более тёмное, до полной черноты, небо. Я следил за перепадом давления в кабине и, как только он становился менее 0, 2, включал подачу сжатого воздуха из аварийного баллона. Вначале имела место частичная, а затем, при переходе к верхней точке траектории, полная невесомость. Сравнительно небольшое (для авиации – большое) время действия околонулевых перегрузок воспринимается приятно. Небо абсолютно чёрное, если есть фиолетовый оттенок, то незначительный. Во всех полётах на высоте более 35 км пытался увидеть на небе звёзды».

Авиационный комплекс МиГ-25 произвёл революцию в защите воздушного пространства от посягательств супостата. Можно сказать, что МиГ-25 в нашей ПВО первым из перехватчиков стал не «местечковым» самолётом, решающим задачу прикрытия неких объектов в пределах своего округа, а превратился в масштабе страны в глобальный инструмент борьбы с воздушным противником, за сотни километров от места своего базирования. В принципе его наследник МиГ-31 тоже «ходок» за три звука, способен контролировать сотни километров по фронту, а если в группе, то и тысячи.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram