Незаметно, но верно железная дорога вошла в жизнь якутян как один из самых надёжных, комфортных и экономичных видов транспорта для путешествий в любую точку нашей огромной страны.
По железной дороге сегодня организованные группы детей ездят на соревнования, конкурсы, концертные выступления по всему Дальневосточному федеральному округу, люди семьями катаются в отпуска на Байкал и Тихий океан, в командировки, деловые поездки и просто неспешные путешествия — железная магистраль буквально переформатировала логистику Центральной Якутии, и уже сложно представить, как мы прежде обходились без такого удобного вида транспорта.
Сегодня у нас в гостях заместитель генерального директора по вагонно-пассажирскому комплексу АК «Железные дороги Якутии» Алексей Соколов.
— Алексей Евгеньевич, железная дорога нравится нам, путешественникам, не только за безопасность и надежность, но и за комфортность, когда ты сел в вагон, едешь, в окне мимо тебя бегут леса, горы, алаасы, а ты как будто и из дома не выходил, хочешь — прилёг, почитал книжку, а то и в ресторан сходил… При том что комфортность поездок с каждым годом повышается, хочу спросить: что нового в этом плане предлагают сейчас «Железные дороги Якутии»?
— Действительно, мы развиваемся. Если говорить о питании, замечу, что не всем, особенно семьям с детьми, удобно ходить в вагон-ресторан. С 1 марта текущего года мы запускаем пилотный проект по реализации услуги предоплаченного питания. У пассажиров появилась возможность выбрать и заранее оплатить рацион питания, который вам принесут на место, как это делается в самолётах. Сейчас доступны четыре типа рациона питания: «Курица», «Говядина», «Свинина» и «Рыба». В каждое меню входят салат, горячее с гарниром, печенье, хлеб, булочка, чай, кофе со сливками, сахар, кетчуп и горчица.
Питание вам, если вы его заказали, покупая билеты, предоставят как в купейные, так и в плацкартные вагоны. Это очень удобно и замечу, вкусно, сам дегустировал и рекомендую.
На первых порах такой сервис стал доступным для пассажиров поезда №317/318 «Нижний Бестях – Благовещенск». Дальше посмотрим, насколько востребован этот вид услуги. Если покажет себя хорошо, будем вводить и на других маршрутах. Так что требуйте предоплаченное питание, покупая билеты в кассах!
— Железнодорожное движение считается самым экономически выгодным, но, например, если заранее купить билеты на самолёт, можно найти и подешевле… А как у вас?
— Мы тоже идём навстречу пассажирам, умеющим загодя планировать свои поездки. С середины 2023 года наша компания перешла на систему динамического управления тарифами. Это касается поездок в купейных вагонах. Собственно, этот процесс автоматизированный и зависит от времени до отправления и загрузки вагона. Так, самые дешевые билеты можно приобрести от 90 до 39 суток до отправления при загруженности вагона от 0 до 19%. Соответственно, чем ближе дата отправления и чем выше загрузка вагона, тем дороже будет обходиться пассажиру стоимость проезда. Потому есть смысл для семейного бюджета покупать билеты в купе заранее.
— Знаю, что многих представительниц слабого пола от поездок на железной дороге останавливает вероятность оказаться в купе с незнакомым мужчиной. Ну и, в целом, неудобно. На Западе да и на Востоке эта проблема решается так называемыми гендерными купе. Наши женщины могут позволить себе такое?
— Наша компания относится с уважением к культуре, религиозному воспитанию многих народов, проживающих в России. Услуга гендерного купе в вагонах АО «АК «ЖДЯ» была введена чуть менее чем год назад с 31 марта 2023 года. Проездные документы на «гендерное купе» действуют практически по всем направлениям, в том числе Нижний Бестях — Тында, Нижний Бестях — Иркутск, Нижний Бестях — Владивосток, Нижний Бестях — Благовещенск, Нижний Бестях — Нерюнгри-Пассажирская.
Приобрести проездные документы с этой услугой можно во всех билетных кассах и в сети Интернет. В билетах указывается признак купе в графе за обозначением типа — «Т», где буква «М» обозначает мужское, «Ж» — женское и «С» — смешанное купе. Оформление билета с новой услугой не требует каких-либо дополнительных затрат со стороны пассажира.
— Пассажиров у «ЖДЯ» становится всё больше, а вагонов хватает? Ведь в Якутии с её климатическими условиями абы какие не подойдут…
— В своё время мы выходили из положения за счёт аренды вагонов, но постепенно количество арендованных сокращается. В первую очередь, за счёт приобретения собственных.
Только в 2023 году за счет средств инвестиционной программы АО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии» было приобретено и адаптировано для эксплуатации в особых климатических условиях Якутии 13 пассажирских вагонов. Все они в настоящее время курсируют в составе пассажирских поездов.
Эта программа продолжается в текущем 2024 году, за счет собственных средств запланировано приобрести 1 купейный вагон и 1 вагон-ресторан. В последующие 2025 и 2026 годы – по 2 плацкартных вагона ежегодно.
Также по поручению Главы Якутии Айсена Николаева идёт работа по приобретению одного пассажирского вагона, адаптированного для перевозки маломобильных групп населения. Этот вагон будет закуплен за счет государственного бюджета нашей республики.
— Спасибо, Алексей Евгеньевич, за обстоятельную беседу.