Аргументы Недели → Общество 13+

Типология предательства: Почему Институт философии РАН и МГУ работают против СВО

, 09:42

Типология предательства:  Почему Институт философии РАН и МГУ работают против СВО
wikipedia.org

Кто преследует борцов за победу России в сфере науки и образования?

Чем схожи ситуации с уничтожением спецкурса «Информационные и гибридные войны» в МГУ и разрывом контракта Института философии РАН с ведущим научным сотрудником Анатолием Черняевым? Почему методы давления руководства на неудобных сотрудников в вузе и академии оказались практически одинаковыми?

 

МГУ: Уничтожение спецкурса, созданного под задачи СВО

Полугодовой конфликт между руководством факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова и преподавателями магистерской программы «Информационные и гибридные войны» дошёл до апогея — спецкурс, разработанный под нужды СВО, уничтожен, приглашённые специалисты с опытом работы в спецслужбах лишены возможности преподавать.

Известно, что набор на следующий год закрыт. Студенты первого курса, поступившие в 2023 году, уходят в академический отпуск, остаются только те, кому важна пустая корочка МГУ. У второкурсников дела не лучше — им предлагают отказаться от выбранных научных руководителей и писать дипломы с другими преподавателями вуза.

Стоит отметить, что команда лекторов, которую собрал научный руководитель программы «информационные и гибридные войны», объявила о забастовке после невыплат зарплат. Осенью 2023 года выяснилось, что руководство деканата дежурно не оплачивало первые два месяца семестра каждого нового учебного года. Что может говорить лишь о попытке сэкономить зарплатный фонд. А уровень гонораров преподавателям не превышал 4000-7000 рублей в месяц.

Завкафедрой российской политики Валерий Коваленко в ответ на возмущение студентов, почему они платят университету за обучение 430 тысяч в год, а гонорар лектора составляет часто 4000 рублей, объяснил, что деньги уходят на остекление корпусов, оплату работы уборщиков и технических сотрудников вуза. При том, что все прекрасно знают, что МГУ находится на балансе правительства и все эти траты заложены в бюджет учебного заведения (запись разговора имеется в распоряжении редакции).

Скандал на факультете политологии МГУ заинтересовал известных журналистов и общественных деятелей. Первым обратил внимание на проблему еще в ноябре режиссёр и общественный деятель Никита Михалков, прокомментировав ситуацию в программе «Бесогон-ТВ»:

— Важнейшая программа. Её цель — подготовка кадров по противодействию информационным и гибридным войнам. Мы же понимаем, что такие специалисты сегодня не менее важны, чем те, кто управляет дронами. И вдруг выясняется, что работа курса приостановлена. Так как руководство факультета ничего не платило преподавателям, — отметил Михалков.

О саботаже в МГУ неоднократно говорили Екатерина Шугаева и Анатолий Кузичев в эфире Народного фронта, приглашая преподавателей спецкурса. К этому вопросу возвращался и Никита Сергеевич в последующих передачах, тема проходила в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым», где телеведущий задал вопрос одному из деканов МГУ Виталию Третьякову, который критиковал спецкурс — «Каких ребят воспитывает МГУ? Тех, что хотят защищать Россию и берут академический отпуск и воюют, или тех, кто скорее мечтает уехать за границу». Вскоре появились публикации и в СМИ-иноагентах, которые явно защищали декана факультета Андрея Шутова. Однако после поднятых вопросов — кто сотрудничает с такими медиа в руководстве вуза, эта практика была свернута.

Несмотря на проблему, ситуация не изменилась, выводы сделаны не были. Руководство политологического факультета в лице декана Андрея Шутова предпочло вместо возвращения приглашенных лекторов программы заменить их специалистами, у которых нет опыта работы в необходимых сферах. Причем кандидаты даже не согласовывались с основателем программы «Информационные и гибридные войны» доктором политических наук, профессором Андреем Манойло.

Из учебного процесса были исключены такие важные дисциплины, как  "Организация работы временных администраций и представительств государственных органов на освобождённых территориях", которую вёл профессор Академии военных наук, советник уполномоченного по правам человека в ДНР, участник боевых действий, кандидат технических наук и участник СВО Владислав Теличко, и "Наркокартели, ополчения и криминальные сети в операциях современной гибридной войны", который читал военный эксперт Александр Степанов. А предмет «Разведывательное обеспечение информационных операций» заменил профессор МГУ Иван Сурма, чья область научных интересов на сайте вуза, анализирующем деятельность сотрудников, даже не указана.

В январе 2024 года продолжилась тихая травля профессора Андрея Манойло, когда руководитель кафедры российской политики Валерий Коваленко написал письма научному руководителю программы, требуя объяснить, какой должна быть зарплата приглашённых лекторов для продолжения их работы. Известно, что Совет факультета уже предлагал определённые суммы и получил согласие. Несложно догадаться, что за таким странным поведением Коваленко скрывалась попытка получить письменное доказательство обсуждения темы финансирования, чтобы затем, например, обвинить профессора в вымогательстве денежных средств.

В результате основатель программы профессор Андрей Манойло написал заявление об отказе от должности научного руководителя (письмо прилагается. — Прим. ред.), которое руководство факультета боится принимать.

Аналогичные методы административного давления были использованы в Институте философии Российской академии наук (ИФ РАН). Единственного сотрудника, публично поддерживающего российскую спецоперацию на Украине и включенного в научное сотрудничество с новыми территориями, Анатолия Черняева, изгнали из института после оказанного на него прессинга.

 

РАН: что предшествовало увольнению сторонника СВО Анатолия Черняева

21 декабря 2023 года приказом директора Института философии РАН (ИФ РАН) Абдусалама Гусейнова был уволен ведущий научный сотрудник Анатолий Черняев. Это решение вызвало широкий резонанс как в федеральных СМИ («Комсомольская правда», «Аргументы недели», «Россия 24», ИТАР «ТАСС», РИА «Новости», Regnum, Rambler, Readovka и др.) так и среди общественных деятелей (Захар Прилепин, Александр Дугин, Елена Панина, Сергей Мардан, Петр Лундстрем, Алексей Чадаев и др.), которые поддержали философа. Многие сочли расторжение контракта реакцией руководства ИФ РАН на патриотическую позицию Черняева, не раз выступавшего в поддержку СВО и присоединения новых территорий.

 

Действительно, 15 марта 2022 года в  интервью российским СМИ Черняев назвал решение президента России о вводе войск на Украину справедливым и давно назревшим. Неделю спустя, 22 марта – организовал и провел в пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня» круглый стол «Философский фронт: осмысление современного состояния общества» с участием философов из Донецка, Луганска, Крыма. Участники мероприятия обсудили духовные измерения украинских событий. В ноябре 2022 г. Черняев побывал в Донецке, где принял участие в научно-практической конференции «Философия на линии фронта».

 

После того, как об увольнении ученого начали писать российские СМИ руководство, ИФ РАН опубликовано заявление, согласно которому «прекращение договора никак не связано с какой-либо позицией А.В. Черняева», а его командировка на Донбасс «была производственными заданием Института», что совершенно не соответствовало реальности: эту информацию опровергли и организатор конференции в Донецке, руководитель научного отдела Донецкого высшего общевойскового командного училища Андрей Коробов-Латынцев, и сам Анатолий Черняев.  

Свое решение руководство ИФ РАН объясняло истечением трёхлетнего контракта с Черняевым, который якобы не проявил желания продолжать трудовую деятельность и демонстрировал отсутствие «интереса к работе института». Как объяснил сам учёный, согласно стандартной практике, в таких случаях объявляется конкурс на замещение должности, и Черняев был к нему готов, однако в Институте отказались проводить эту процедуру и прекратили контракт в одностороннем порядке. Что же касается потери «интереса к работе», то в 2022-2023 гг. Черняева намеренно не информировали о работе организации и его научного подразделения в полном объеме:

 

 Академический институт по определению подразумевает коллективную работу. Но мне ни разу за это время не было предложено принять участие в каком-либо из общих проектов — будь то конференция, сборник статей или выпуск журнала. Даже не обо всех рабочих совещаниях и заседаниях сектора я получал информацию. Находясь в ситуации изоляции, приходилось прилагать усилия, чтобы узнавать о происходящем в институте, где я работал, отмечает Анатолий Черняев.

 

Если обратиться к предыстории увольнения философа, можно прийти к выводу, что это результат его планомерного преследования, начавшегося в декабре 2021 года, когда Анатолий Черняев был назначен исполняющим обязанности директора ИФ РАН. Однако на этом посту он пробыл всего неделю, ибо либеральные СМИ организовали ожесточенную информационную шумиху, направленную против назначения Черняева, связывая это решение с «рейдерским захватом» Института «православными олигархами». Координировала кампанию против Черняева заместитель директора ИФ РАН по научной работе Юлия Синеокая* (с 16 февраля 2024 года включена в реестр иноагентов), которая спустя два месяца покинула Россию и создала в Париже «Независимый институт философии», объединяющий противников СВО.

 К бунту коллектива ИФ РАН быстро подключилась «прогрессивная общественность»  «Эхо Москвы», «Новая газета» и пул аналогичных изданий. И в Минобрнауки в качестве компромиссного варианта решили вернуть старого директора  Гусейнова. И на 83-м году жизни тот внезапно вышел на прежнее рабочее место, — напоминает о событиях, предшествовавших увольнению Черняева, политолог Алексей Чадаев. — А Черняев остался в должности ведущего сотрудника отдела истории русской философии в ИФ РАН.

 

По его мнению, Анатолий Черняев всегда был для ИФ РАН белой вороной, причём в двух измерениях: личные политические взгляды — поддержка СВО — и профессиональная позиция. Поскольку он, будучи руководителем сектора, организовывал изучение истории русской философии на фундаментальном уровне, а идеологическая установка институтского руководства давно состоит в том, что никакой самобытной русской философии не существует, изучения заслуживает только «философия в России», заимствованная с Запада.

 

Характерно, что в интервью «Радио Свобода» 18 января 2024 г. Синеокая поддержала увольнение Черняева из ИФ РАН, обвинив бывшего коллегу в непрофессионализме и «провале» таких порученных ему проектов, как создание музея Института и подготовка коллективного труда по его истории. Комментируя эти обвинения, Черняев отметил, что в действительности и музей и книга были его личными инициативами, и обе успешно реализованы, хотя в процессе работы возникли неожиданные разногласия с тогдашним директором академиком Андреем Смирновым, который хотел видеть музей не как историю Института, вписанную в жизнь страны, а прежде всего как площадку для прославления своих собственных заслуг, и теперь там целая витрина, посвященная ему – уже при жизни.

 

Зарплата в Институте философии через суд

В 2022-2023 годах Черняеву не только не давали возможности полноценно работать как члену коллектива ИФ РАН, но и чинили препятствия в реализации его собственного научного проекта.  Дело в том, что в 2021 году ученый выиграл двухлетний грант Российского научного фонда на проведение исследования о первоисточниках русской философии в архивах России. Проект объединял коллектив исполнителей под руководством Черняева, и в соответствии с институтскими требованиями, грант был оформлен через ИФ РАН.

 

Однако руководство Института стало использовать эту ситуацию для оказания давления на Черняева и его сотрудников: сначала под разными надуманными предлогами не подписывались документы для продления гранта на 2023 год, а затем начались задержки с выплатой заработной платы участникам проекта. Это обосновывалось необходимостью дополнительного контроля результатов работы, что не соответствовало действующему институтскому Положению о расходовании средств грантов.

 

В итоге Черняев был вынужден подать иск в суд, который признал спор трудовым. То есть пришлось в судебном порядке доказывать, что коллектив имеет право на получение оплаты за свой труд ежемесячно. Только после этого руководство института начало погашать задолженность учёным (архив переписки Анатолия Черняева и ИФ РАН есть в распоряжении редакции.)

 

Уровень инициаторов травли Черняева

Компетенции члена-корреспондента РАН Юлии Синеокой* несколько недотягивают до академических стандартов, считает русско-французский писатель, философ и литературовед Анатолий Ливри. Для того чтобы заниматься философией на профессиональном уровне, требуется в первую очередь иметь возможность читать тексты изучаемых философов в подлинниках, а самое главное — необходимо воспринимать их труды в контексте эпохи, когда они были созданы, замечает он. Например, для анализа наследия Ницше, о котором защитила докторскую Синеокая*, следует не только знать в совершенстве древнегреческий и немецкий языки, но и французский язык эпохи жизни Ницше, отмечает исследователь.

 

Несмотря на то, что Синеокая в течение 10 лет заведовала сектором истории западной философии ИФ РАН, она не владеет ни немецким, ни даже французским языком, о чем свидетельствует, в частности, запись французской радиопередачи La philosophie, entre guerre et exil, которая состоялась на канале France Culture, Париж, 24 февраля 2023 года, куда Синеокая пришла в сопровождении переводчицы Алисы Кац. Кроме приветствия она не произнесла ни одной фразы на французском языке за почти часовую беседу.

 

Окопная правда СВО, которая не нужна науке и вузам

Руководитель частной разведывательной компании Роман Ромачев в эфире Народного фронта сказал, что, пока Россия будет сидеть в информационных окопах, противник будет побеждать. Но как быть, если и вузы, и академии сопротивляются времени и необходимости?

 

 У ситуации в МГУ и ИФ РАН — одни и те же корни. Люди, которые руководят подобными организациями, привыкли ездить в международные командировки, получать рейтинги по индексу Хирша и данным «Скопуса», быть частью того, что они называют международным научным сообществом, и поэтому им крайне некомфортно в любом виде засветиться в теме активной поддержки СВО, — считает Алексей Чадаев. — Любое соприкосновение с этим направлением автоматически означает, что продолжать всё это делать в дальнейшем им будет сложнее либо вовсе невозможно. 

 

Если в МГУ, по его словам, собрались борцы за вкусную жизнь и статусы, то в ИФ РАН — бойцы идеологические, но результат в обоих случаях — один и тот же: вред национальным интересам страны и проведению спецоперации. И рано или поздно всем придётся определяться.

 

В нашей науке сложилась трагичная ситуация. За последние 30 лет сменилось три идеологии. Вначале коммунистическая идеология сформировала старшее поколение тех людей, которые сохранились в системе образования и Академии наук. Для этой категории ученых и педагогов характерен догматический материализм, представление об историческом процессе, который связан со сменой экономических формаций. Хотя эти модели уже не работают, атеизм и материализм в качестве догмы основных научных и образовательных процессов сохранился. В 90-е годы на это наложилась либеральная концепция, которая рассматривает мир также материалистически и технологически, только без классового подхода, а на уровне идеализма. Более позднее поколение сотрудников вузов и ученых проходили становление в этот период либеральных реформ, они же учили тех, кто пришел в 2000-х годах. Поэтому мы сейчас имеем концептуальный тупик, в котором нет патриотизма, религиозной ориентации, нет представления о российской цивилизации, как самостоятельной. А в нашей политике еще с приходом Владимира Путина Россия встала на путь суверенитета, после начала СВО цивилизационного суверенитета, который требует совершенно других подходов. Речь идет о традиционных ценностях, глубоком знании русской истории все это совершенно маргинализировалось и отрицалось в предыдущих моделях, комментирует философ Александр Дугин.

Наука и образование в России сейчас абсолютно не соответствуют тому историческому моменту, в котором мы находимся, полагает Дугин. В ней царит постмодернизм, объектно-ориентированная онтология, аналитическая философия, марксизм, которые полностью вытеснили русскую мысль и изучение православия. По его мнению, это остаточное проявление синильного коммунизма и либерализма 90-х и определяет основные парадигмы развития.

Поэтому в ИФ РАН не нашлось места православному мыслителю. МГУ также является еще одним вузом, где накладываются друг на друга старые советские кадры и либеральные, и это катастрофическая ситуация, которая требует решения, говорит Дугин.  

По его словам, необходимо исходить из российской политики, фундаментальных выступлений нашего президента, который говорит о развитии как самобытной цивилизации, о русском этносе, опираясь на указ о традиционных ценностях.

К этому надо относиться серьезно и менять нашу гуманитарные науку и образование в соответствии с той системой мировоззрения, которую предлагает наше общество сегодня. А это, если угодно, патриотическое консервативно-традиционалистское мировоззрение. Пока же государство находится в одном состоянии, а его наука и образование, к сожалению, живет в другом. Всё это нужно привести в соответствие с ориентирами новых людей, которым не нашлось места в ИФ РАН или МГУ, и которые найдут применение своих сил в гораздо более важных инстанциях по пересмотру основных парадигм, которые в нашей гуманитарной системе образования утвердились за последние 30 лет, резюмировал Дугин.  

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram