> Боевые тылы России - Аргументы Недели

//Общество 13+

Боевые тылы России

№  () от 12 марта 2024 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160. Фото с сайта tupolev.ru

Рои боевых дронов в небе, спутники, военный Интернет, управляемые высокоточные боеприпасы, роботы – это уже день сегодняшний. Дроны с искусственным интеллектом, выбирающие самостоятельно цель, – тоже. Информационные системы, способные удержать в «голове» данные буквально о каждом солдате, патроне и окопе на поле боя, уже, возможно, создаются или даже созданы. Но за любой техникой, всеми ещё вчера фантастическими возможностями её применения стоят люди, стоит промышленность страны. Без промышленной основы ввязываться в конфликт высокой интенсивности – смерти подобно. Вице-премьер, министр промышленности и торговли Денис Мантуров в программе «Вечер с Владимиром Соловьёвым» на телеканале «Россия‑1» рассказал немало интересного о том, как организована работа по удовлетворению потребностей вооружённых сил страны, да и не только армии в условиях жесточайшего санкционного давления. К слову, на вопрос ведущего, сколько советских министерств подменяет собой Минпромторг, Мантуров на секунду задумался и сказал, что около 25! Новые секторы промышленности появляются как грибы.


Промышленный фундамент

Системная работа по реформированию началась с 2007 года. 15 лет строили фундамент современного оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Министр честно признаёт, что были определённые упущения. «Боеприпасной отрасли, надо честно сказать, – мало уделяли внимания. Считалось, что будущее – за высокоточным оружием. Традиционная артиллерия, полевая артиллерия казались пережитком прошлого». Как оказалось, это не так. Артиллерия, как и дроны, FPV-дроны, системы радиоэлектронной борьбы – сегодня в приоритете.

«Мы готовили наш оборонно-промышленный комплекс в предыдущие годы, модернизировали его, вкладывали средства в обновление основных фондов, повышали квалификацию работников предприятия... Происходил процесс создания и укрупнения предприятий, формирование холдингов, интегрированных структур, это способствовало концентрации», – сказал он. Стали формироваться отраслевые стратегии, появляться первые интегрированные структуры, в том числе концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», корпорация «Тактическое ракетное вооружение», объединённые авиастроительная и судостроительная корпорации.

Денис Мантуров сообщил, что совместно с Министерством обороны России на базе Национального центра управления обороной был сформирован круглосуточный штаб, который помогает обеспечивать взаимодействие предприятий, производителей материалов, сырья, комплектующих, агрегатов с производителями готовой продукции военного характера. Минпромторг объединяет все отрасли, удалось сократить путь от идеи до фронта. Инициатива частных компаний, средние и малые предприятия, все подключились к работе и дают инновационные решения для фронта.

Если вспомнить облик вооружений, военной техники мая 2022-го, мая 2023‑го и даже февраля 2024 года, – техника сильно отличается друг от друга. Это всё результат обратной связи промышленности и военных, много полезной информации приносят с передовой военкоры, они хорошо видят потребности армии. И на фоне цифровизации ручные механизмы управления в экстренных ситуациях никто не отменял.

За последние два года в ОПК зарплаты выросли от 30 до 60%, а по обрабатывающей промышленности в целом на 20%. За последний, 2023 год в ОПК привлечено более полумиллиона новых работников. Нужны ли ещё специалисты? Конечно, нужны. Но идти экстенсивным путём, только путём привлечения специалистов непродуктивно. Сегодня без автоматизации производства, роботизации его развиваться невозможно. Надо выходить на новый технологический уровень.

Системы защиты – это вызов времени

Денис Мантуров высмеял распространяемые на Западе слухи о том, что электронную компонентную базу для вооружений и военной техники в России берут из бытовой техники – холодильников или стиральных машин: «Я так на секунду задумывался, это же сколько стиральных машин нужно перелопатить, у всех бытовых хозяйств не останется ни холодильников, ни телевизоров, ни стиральных машин. Поэтому наша оборонка в основном подпитывается с бытовой техники. Мы не будем их переубеждать, правильно?» – пошутил он. Министр уже всерьёз добавил, что базовые отрасли промышленности оперативно отрабатывают вопрос с металлами и сплавами, справляются с запросами, ритмично осуществляя поставки. Также глава Минпромторга подтвердил, что после модернизации облик военной техники и вооружений РФ с начала СВО за два года сильно поменялся. Он уточнил, что речь идёт о системах радиоэлектронной борьбы и дополнительных системах защиты.

«Да посмотрите на танк, вы просто не узнаете, что это за боевая единица: от того танка, который изначально там даже проходил первые модернизации, и то, что выходит сегодня из цехов предприятий – это совершенно другое», – ска- зал он.

Советская промышленность была ориентирована на гигантские объёмы производства. Сегодня всё очень быстро меняется, к технике появляются всё новые и новые требования.

В 2015 году министр обороны Сергей Шойгу предложил Денису Мантурову восстановить производство Ту-160, только уже в модернизированном виде. Внешне Ту-160М ничем не отличается от немодернизированных самолётов. Сохранилась и титановая основа, так называемый главный крест, который является основой уникального стратегического сверхзвукового комплекса. Но внутри изменения кардинальные, теперь это полностью «цифровая» машина. В Казани на авиазаводе президент Владимир Путин осмотрел самолёт, новую кабину с цветными дисплеями вместо стрелочных приборов и, по словам министра, сказал: «Полечу!» И полетел.

По информации Дениса Мантурова, власти выделили сотни миллиардов рублей оборонно-промышленному комплексу России для наращивания темпов обновления основных фондов: «Я не буду называть цифр, могу сказать, что это сотни миллиардов рублей со стороны государства», – пояснил министр, так и не выдав гостайну.

Откуда брать кадры для промышленности? Вариантов много, вплоть до инженерных классов в школах. Он, как выяснилось, очень доволен технополисом «Эра», который организован Минобороны. Талантливые призывники-срочники получают на практике опыт, потом остаются служить или переходят работать на предприятия ОПК. Беспилотники, борьба с беспилотниками, системы РЭБ, контрбатарейная борьба – всё в зоне их особого внимания.

«Недавно мы представляли свою продукцию в Эр-Рияде, в Саудовской Аравии. Мы демонстрировали только малую часть того, что за последние два года мы адаптировали к тем, собственно, вызовам, которые возникают в рамках работы нашей техники по СВО. И конечно же, эта техника сегодня крайне востребована на зарубежных рынках, – сказал он. – Заинтересованные коллеги прекрасно понимают, что техника прошла испытания в бою, что она имеет востребованные сегодня характеристики, необходимые для защиты национальных интересов этих стран».

По словам вице-премьера, российский ОПК и далее будет поставлять продукцию, востребованную российской армией, и удивлять интересными для зарубежных рынков новинками.

Он также добавил, что наша страна выполняет обязательства по оборонным контрактам перед иностранными заказчиками на фоне повышения спроса от госзаказчиков на продукцию отечественного ОПК.

Автопром под контролем

Все отрасли промышленности, которые покидают производители из недружественных стран, заменяются нашими инвесторами и производителями из дружественных государств. Свято место пусто не бывает, заметил министр. «Мы вышли по автопрому в прошлом году на объём рынка 1 млн 300 тысяч единиц, 50% автомобилей при этом произведены или собраны в России.

Мы не будем повторять ошибок, которые мы сделали в рамках предыдущей стратегии. Я не скажу, что что-то было сделано неправильно, – мы привлекли самых крупных, самых лучших производителей автопрома, мировых лидеров. Но, как показала практика, они очень уязвимы и очень быстро меняют свои политические взгляды и решения. На этот раз все производственные площадки автопрома, которые они покинули, замещены российскими инвесторами с привлечением зарубежных партнёров. Предприятия находятся под контролем российских инвесторов».

Мантуров считает, что вопрос не стоит, что надо импортозаместить абсолютно всё, а только там, где речь идёт о национальной безопасности: «Мы не единственная страна, которая находится под санкциями западного мира, но мы находимся под рекордным их количеством – более 19 тысяч».



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте