Новые автобусы вышли на городские маршруты Иркутска
№ () от 5 марта 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Олег Усов ]
В каждом крупном городе наземный общественный транспорт имеет свое узнаваемое лицо. Это правило хорошего тона, как и признак того, что местные власти системно занимаются развитием всех составляющих городского хозяйства. Наконец, это однозначно считываемый сигнал для жителей и гостей разных городов — в фирменных городских автобусах ты комфортно, безопасно и быстро доберешься до нужного места. Автобусы с синей ливреей в Москве, голубой в Санкт-Петербурге, красной в Казани, белой в Красноярске. В Иркутске с 2022 года начала меняться айдентика городского транспорта, на маршруты массово вышли узнаваемые зеленые НЕФАЗы. Буквально на днях их парк утроился.
Утром 2 марта просторная площадь перед зданием правительства Иркутской области была буквально заставлена новой техникой. Визуально доминировали зеленые НЕФАЗы, выстроившиеся плотной двойной шеренгой. Немногочисленные (в девять утра субботы) прохожие, заглянув на площадь и побродив между автобусными рядами, замечали и то, что транспорт был уже на номерах, и то, что на табло светились маршруты. «37 мкр. Березовый — Ц. Рынок», «42 мкр. Н. Ленино — Аэропорт», «28р пос. Боково — Ц. Рынок», «54 мкр. Н. Ленино — Первомайский» и другие.
Под стать событию внушительным оказалось и количество представителей различных органов власти и других почетных гостей, принявших участие в торжественной церемонии приемки новой техники. Заместитель председателя совета федерации РФ Инна Святенко, сенатор РФ от Иркутской области Андрей Чернышев, депутат Государственной Думы Сергей Тен, председатель комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев, губернатор Иркутской области Игорь Кобзев, мэр города Руслан Болотов, председатель Думы Иркутска Евгений Стекачев, руководитель представительства Государственной корпорации «РОСТЕХ» в Иркутской области Сергей Баляскин, вице-президент по развитию корпоративных продаж «Группы ГАЗ» Николай Одинцов, директор Департамента пассажирского транспорта ПАО «КАМАЗ» Данил Гинятуллин, председатель комиссии по транспорту Думы Иркутска Алексей Савельев и директор МУП «ИркутскАвторанс» Алексей Колмаков.
«В прошлом году президент Владимир Владимирович принял решение о выделении дополнительного финансирования объемом 50 млрд рублей на обновление общественного транспорта страны. Иркутская область, используя казначейский кредит, получила 900 млн рублей и заключила контракт на производство 109 автобусов, из них 81 — для города Иркутска, 28 для семи муниципальных образований, которые подали заявки, — обозначил масштаб мероприятия Игорь Кобзев. — Обеспечение общественным транспортом является одним из приоритетных направлений правительства и администраций муниципальных образований Иркутской области».
Руслан Болотов, принимая в городское хозяйство солидный парк, отметил: «Такое масштабное обновление стало возможным благодаря совместной работе с правительством региона, депутатами Государственной думы, парламентариев Законодательного собрания области, городскими депутатами и поддержке госкорпораций, — подчеркнул Руслан Болотов. — Когда в 2022 году запускали на линию первую большую партию современного транспорта, мы говорили, что это только начало масштабного обновления. Сегодня мы видим его достойное развитие. За два года в Иркутске появилось 126 новых автобусов. Эту работу мы будем продолжать. Задачи перед собой ставим не менее амбициозные: привести в порядок весь городской транспорт. Убежден, что совместно мы сможем их реализовать».
Автобусы будут обслуживать, в основном, Свердловский и Ленинский округа. В администрации подчеркивают логику такого решения — они распределены на маршруты в удаленные части города, где особенно остро стоит вопрос с перевозками. В летнее время часть транспорта будет переориентирована на садоводческие маршруты.
Поставленные НЕФАЗы отличает увеличенный проем средней двери и просторная накопительная площадка. По просьбам иркутян, которые успели протестировать эту модель в предыдущие полтора года, они были специально оборудованы дополнительными люками и форточками для улучшенного вентилирования салона в летний период.
«Транспорт оснащен механической аппарелью для въезда в салон маломобильных пассажиров и местом для крепления инвалидной коляски, удобными поручнями с подвесными ручками, на которых установлена кнопка вызова водителя. В салоне имеется табло с «бегущей строкой». В кабине водителя есть панорамное стекло, наружные зеркала имеют подогрев и электроуправление. Обшивка кузова снаружи выполнена из композитных материалов, что обеспечивает полную защиту от коррозии», — перечисляет достоинства машин Алексей Колмаков.
«Эти автобусы российского производства. Они демонстрируют мощь экономики нашей страны. Я убежден, что одна из основных составляющих, которые показывают, насколько развит город, это доступность и качество пассажирских перевозок. И сегодня мы все видим результат работы команды Прибайкалья», — подчеркнул Евгений Стекачев.
Частью церемонии стало вручение ключей от новых НЕФАЗов лучшим водителям муниципального предприятия «Иркутскавтотранс». Гости мероприятия также лично провели тест-драйв техники, проехав по кольцевому маршруту через центр города.
Инна Святенко, как и все присутствующие, впечатлена масштабом события и искренне напутствует от федерального центра: «Мы понимаем, насколько важно для города развитие общественного транспорта. Поздравляю жителей с тем, что сегодня на линию выходит такое количество новой техники и желаю, чтобы это дало новый импульс экономического развития Иркутской области».
Новые автобусы вышли на городские маршруты практически после окончания торжественных мероприятий.
В 2025 году МУП «Иркутскавтотранс» будет отмечать столетний юбилей, именно столько в Иркутске существует организованная система перевозки пассажиров наземным автобусным транспортом. За вековой путь пережиты и взлеты и падения. Еще буквально в 2020 году ситуация в МУПе была далека от идеала. Свыше 200 единиц техники было изношено более чем на 80%.
Исправляли ситуацию в «Иркутскавтотрансе» городские власти в то время одновременно с наведением порядка и в других муниципальных предприятиях. «Мэр города отнесся к вопросу принципиально — МУПы должны стать одной из основ развития Иркутска», — вспоминает Алексей Колмаков. Для каждого из предприятий родилась программа оздоровления. «Иркутскавтотранс» сделал первоочередную ставку на обновление подвижного состава.
«Это крайне важная тема. В парке у нас 17 различных марок и моделей транспорта, что усложняет обслуживание, влечет дополнительные расходы. Заменять парк было решено автобусами большой вместимости одной модели», — уточняет Алексей Колмаков.
Летом 2022 года МУП «Иркутскавтотранс» при поддержке корпорации «Ростех» заключило договор с компанией «Сбербанк Лизинг» о предоставлении льготного кредита для приобретения 40 новых автобусов марки «НЕФАЗ». Точно такие же перевозят пассажиров по улицам Москвы и Санкт-Петербурга.
«Считаю, что произошло важное событие. Еще никогда муниципальное предприятие не приобретало такого количества транспорта за один раз. Новые автобусы — наши отечественные НЕФАЗы. Это современные низкопольные машины большой вместимости, — с нескрываемой гордостью отмечал в то время мэр Иркутска Руслан Болотов. — Приобретение автобусов — первая часть нашей долгосрочной целевой программы по обновлению подвижного состава муниципальных транспортных предприятий».
День, когда новенькие НЕФАЗы одновременно вышли на улицы Иркутска, запомнился и всем горожанам. Это было заметно и празднично: зеленые автобусы, улыбающиеся нарядные водители, бесплатный проезд.
Администрация города заверяет — обновление транспорта будет продолжаться и дальше, причем не только автобусов, но и трамваев, троллейбусов. Это станет частью большой транспортной реформы, намеченной на ближайшие годы. Судя по тому, что происходит в последние пару лет, можно не сомневаться — планы сбудутся и Иркутск получит свое узнаваемое транспортное «лицо» — современное, комфортное, безопасное и надежное. А эпоха разномастных, подержанных корейских «маршруток» и убогих ПАЗиков должна закончиться, как когда-то ушли в прошлое продуктовые ларьки, незаконная реклама и точечная застройка.