Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 8(905) 28 февраля – 5 марта 2024 г. 13+

В Татарстане возрождают производство Ту-324

, 18:08 , Обозреватель отдела Промышленность

В Татарстане возрождают производство Ту-324

21 февраля президент Владимир Путин начал визит в Татарстан с посещения Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова (КАЗ), который является филиалом ПАО «Туполев». В сверкающем цехе он осмотрел весомые аргументы – четыре глубоко модернизированных стратегических ракетоносца Ту-160М. А на следующий день с заводского аэродрома глава государства совершил полёт на одном из этих самолётов, названном в честь былинного богатыря «Илья Муромец».


То есть внимание к Казанскому авиазаводу привлёк нешуточное, учитывая плотный президентский график. У этого базового предприятия туполевской фирмы сегодня множество серьёзнейших задач, и можно не сомневаться, о них говорилось «за закрытыми дверями». Отечественному авиапрому предстоит не только обеспечить обороноспособность страны, но и избавиться от критической импортозависимости в гражданской авиации.

Боевая составляющая

Казанский авиационный завод – одно из крупнейших отечественных предприятий авиапромышленности, в 2023 г. численность его работников составила 8400 человек, сообщает сайт президента России kremlin.ru. Завод был модернизирован, восстановлены уникальные производственный и лётно-испытательный комплексы, отремонтирована взлётно-посадочная полоса. Современной техникой оснащён конструкторский центр. Восстановлен крупнейший в мире комплекс для обработки изделий из титана.

Генеральный директор ОАК Юрий Слюсарь доложил президенту России о модернизации ракетоносцев, сообщает «Татар-информ». На данный момент в цехе находятся четыре машины, ещё одна – первая, которая изготовлена, находится на лётной испытательной станции.

«Новый авиационный комплекс на 90% состоит из нового бортового оборудования на отечественной элементно-компонентной базе. Функционал, надёжность комплекса находятся на новом уровне. Новый вычислитель, который позволяет без существенных доработок адаптировать самолёт под установку перспективных видов вооружений. Ну и по характеристикам мы, собственно, выходим на большую дальность, большую боевую нагрузку. До 50 лет увеличен срок службы», – перечислил Юрий Слюсарь характеристики нового самолёта.

Помимо этого самолёт создан полностью на цифровой основе, создан цифровой двойник. Вся документация оцифрована.

«Вся работа по самолёту происходит у нас в цифре. Значительно обновили и оборудование, и программное обеспечение для нашего инженерно-конструкторского центра, что позволяет работать в единой цифровой экосистеме не только «Туполеву», но и всем предприятиям корпорации, которые в этом проекте принимают участие», – отметил он.

Следует добавить, что КАЗ занят и модернизацией дальнего сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М. Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА) тоже будут делать в Казани.

Гражданский вектор

Давняя борьба туполевцев за сохранение позиций в гражданском авиастроении завершилась победой знаменитой фирмы. Несчастье помогло – санкции и необходимость переделывать перспективный среднемагистральный лайнер МС-21 и ближнемагистральный «Суперджет SJ-100» на отечественные комплектующие и агрегаты. Сейчас облик «импортозамещённых» самолётов в принципе сформирован, но ещё предстоят испытания и сертификация. На самолётах всё новое, в том числе и двигатели, так что дело это не быстрое. В пресс-службе ОАК поясняют, что речь идёт о комплексной программе испытаний, которая может составить более 200 полётов. Испытания двигателя ПД‑8 в составе самолёта SJ-100 – это как раз программа 2024 г. для «Суперджет». То есть авиакомпании в текущем году эти ближнемагистральные лайнеры явно не получат.

А «никому не нужный» Ту-214, пусть и малой серией для спецзаказчиков, в Казани продолжали выпускать. Сейчас позиция главы ОАК кардинально поменялась, важнейшая задача, по словам Слюсаря, – это масштабирование производства самолётов Ту-214: «Сейчас завод выпускает небольшую серию для спецзаказчиков, и наша задача – перейти на серийное производство в интересах российских авиакомпаний. Для этого запланированы мероприятия на ближайшие несколько лет. Финансовое решение принято: 92 миллиарда рублей на два года расписаны. И первым этапом сначала выйти на производство 10 самолётов Ту-214 в год, потом – на 20 самолётов. Это позволит удовлетворить потребность авиакомпаний в самолётах данного типа. Всего в рамках развития гражданской авиации предусмотрена поставка порядка 115 самолётов до 2030 года», – доложил глава ОАК Владимиру Путину.

Так что модернизация КАЗ для выпуска достаточно крупной серии Ту-214 идёт, предстоит набрать и обучить ещё около 3 тыс. работников. Ту-214 имеет большую дальность по сравнению с МС‑21, до 7 тыс. км, и на полётах по многим маршрутам способен заменить дальнемагистральные самолёты. Не зря руководство республики – сначала Минтимер Шаймиев, потом Рустам Минниханов поддерживали, а в 90-е и вовсе занимались спасением предприятия – военных заказов не было, Борис Ельцин принял решение прекратить закупки Ту-160 и Ту-22М3. Других самолётов в производственной линейке завода, тогда он назывался КАПО им. С.П. Горбунова, не было. Вот тогда-то и появились Ту-214 и Ту-324.

Самолёт-загадка

Вспоминаю МАКС 2015 года. Там в очередной раз презентовали самолёт Ту‑324. Без особого шика, скорее обречённо – буклеты, несколько баннеров. А самолёт очень интересный! Задумывался как полноценная замена Ту-134 и Як‑40. Проект Ту-324 – это семейство из трёх основных модификаций: пассажирская, с дальностью 2, 5 тыс. километров и вместимостью 52 пассажира в одноклассной компоновке; административная с дальностью до 7 тыс. и вместимостью 19 человек; на 72 пассажира, дальностью до 3, 5 тыс. километров.

Опять же в 2015 г. глава республики Татарстан Рустам Минниханов в интервью «Российской газете» продвигал именно Ту-324: «Нельзя больше оставлять региональные линии без такого самолёта и продолжать добираться до соседних регионов через Москву, как это делается сейчас. Неслучайно самолётов Ту-134 и Як-40, которые должен заменить Ту-324, суммарно было выпущено более 1, 8 тысячи единиц… Аналоги Ту-324 остаются широко востребованными… Только бразильских и канадских «регионалов» завезено в Россию уже более 70 единиц».

В 1993 г., когда казанский завод лишился гособоронзаказа, в бюджете денег на проект стоимостью 300 млн долларов не было. Но Минтимер Шаймиев пробил возможность зарабатывать на нефтяном экспорте, республика получила доступ к нефтяной трубе, а полученная прибыль шла на реализацию проекта.

Когда говорят, что «Суперджет» первый российский самолёт, спроектированный в цифре, – это враньё. Проект Ту-324 изначально создавался в цифровом исполнении, утверждает советник премьер-министра республики и директор программы этого самолёта Назир Киреев. Для ОКБ были закуплены на несколько миллионов долларов программные средства, аналогичные используемым в Airbus Industry, мощные серверы, графические станции, компьютеры. Также профинансировали обучение в Германии специалистов для сопровождения закупленных программ.

Работа закипела. В феврале 1996 г. правительство РФ приняло решение о создании межрегионального лайнера на 50 пассажиров, который спустя небольшое время получил маркировку Ту-324, и его никто не отменял.

В цехах «Туполева» в Москве стоит полноразмерная модель Ту-324 – самолёт был практически готов к серийному производству, на завод передали рабочую конструкторскую документацию, уже сделаны тысячи деталей, изготовили большую часть оснастки, были прописаны и освоены 36 тысяч техпроцессов. Но нефтяной «кран» перекрыли, а федеральный центр финансировать завершение работы над Ту-324 отказался.

И вот новость! Проект самолёта Ту-324 решено использовать как базу для создания первого в России специализированного бизнесджета, сообщили источники изданию «БИЗНЕС Online» в авиапроме. Воздушное судно станет частью транспортной линейки Aurus. Что примечательно, разрабатывать его будет не «Туполев» и не какая-то другая компания Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), а «Газпром», который создаёт для этого конструкторское бюро. Значит, вспомнили про VIP-версию!

Задаю главный вопрос Назиру Талиповичу – что с двигателем самолёта, на него планировался АИ-22, который специально под Ту-324 спроектировали на Украине?

– Да, мы использовали газогенератор, который делали в Запорожье на «Мотор Сич». Для нас, за свой счёт, они сделали три опытных двигателя. Но сейчас этот газогенератор освоен на московском заводе «Салют», он – основа для двигателей учебно-боевых самолётов Як-130. Называется он АИ-222-25, он менее мощный, меньше степень двухконтурности, там она 1, 9. А мы сделали с двухконтурностью 5, 9 – мощный и экономичный гражданский вариант. Выходит, на «Салюте» есть газогенератор, а у нас на Казанском моторостроительном производственном объединении, КМПО, есть полностью готовый второй контур. То есть двигатель для самолёта фактически есть. Авионика тоже серийная, её потом внедрили на самолёте-амфибии Бе-200.

Если бы не усердные старания ряда государственных мужей по пересаживанию отечественных перевозчиков сначала на зарубежный авиахлам, а затем уже на новенькие боинги и эрбасы, то линейка туполевских и ильюшинских самолётов полностью бы закрыла потребности государства в лайнерах – от местных воздушных линий до дальних межконтинентальных перелётов. Но госпрограммы развития гражданского авиастроения регулярно не выполнялись, заводы хирели, некоторые, как саратовский, вообще прекратили существование, и никто за это пока не понёс ответственности. Сейчас открылось окно возможностей для отечественных авиастроителей. У «Туполева» наиболее широко – энергичный глава Республики Татарстан Минниханов по совместительству ещё и председатель совета директоров ПАО «Туполев». А взлетит бизнесджет на базе Ту-324, там, глядишь, и обычные пассажирские построят. И Ту-334 тоже...

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram