> Защитить учителя от травли и оскорблений: проблема давно стала глобальной и требует принятия мер - Аргументы Недели

//Общество 13+

Защитить учителя от травли и оскорблений: проблема давно стала глобальной и требует принятия мер

10 февраля 2024, 12:19 [«Аргументы Недели», Игорь Глуховский  ]

Конечно, дети — это наше всё. Однако тенденция вседозволенности поразила наши школы. На учителя можно «вылить ушат помоев» оскорбив его и обвинив в выдуманных проступках и даже преступлениях.

Но если учитель попробует защититься, его тут же «заклюют». Нет, не куры. «ЯжеМатери». Которые зачастую и виноваты в происходящем в школе. Ибо пустили воспитание своих чад на самотёк и позволяют своим «золотиночкам» практически всё. Так сказать, «воспитывая в духе свободы».

Помните один постулат: «потребитель всегда прав»? Так второй фактор, который привёл к фактическому уничижению профессии «учитель» — это то, что образование у нас уже давно стало «услугой». И плоды этого мы пожинаем.

В последние годы участились случаи травли учителей в социальных сетях учениками и их родителями. Около 70% российских учителей в той или иной форме подвергались буллингу, говорят аналитики. С кибербуллингом (оскорбительные посты, комментарии, фото и видео в соцсетях, угрозы на электронную почту) сталкивались 42% педагогов. Об угрозах в свою сторону заявил каждый второй педагог. Самой жесткой формой травли — физическим насилием — сталкивались хотя бы раз в жизни 15% учителей.

Это серьезная проблема, которая негативно сказывается на имидже педагогической профессии и приводит к тому, что многие талантливые и опытные учителя покидают школы. А «ЯжеМатерей» трясёт, словно вампира на солнце, при одном лишь упоминании того, что её чадушко в корне не право и попросту поступает по-скотски, доводя учителя до слёз и нервного срыва (а то и до сердечного приступа).

Но ученички не только хамят и дерзят педагогам в стенах школы. Нередко свои тёмные наклонности они используют в сети Интернет, чтобы «добить училку». Травля может принимать разные формы: от оскорблений и угроз до распространения ложной информации и призывов к бойкоту. Часто учителя подвергаются нападкам из-за их внешности, возраста, пола, национальности или религиозных убеждений. Такая ситуация недопустима. Учитель должен чувствовать себя защищенным от нападок и оскорблений. Необходимо создать такую систему, которая позволит учителям спокойно работать и не бояться за свою репутацию.

И меры, призванные защитить учителя, скоро будут приняты. Президент России Владимир Путин поручил Правительству, совместно с СПЧ, до первого июля 2024 года подготовить предложения по системе защиты учителей от травли в социальных сетях. Есть несколько возможных мер, которые можно предпринять для решения этой проблемы.

Какие, на взгляд профессионалов, необходимы законодательные меры, чтобы защитить учителя? Необходимо внести изменения в законодательство, которые позволят эффективно бороться с травлей учителей в социальных сетях. Например, можно ввести административную или уголовную ответственность за распространение оскорбительной или ложной информации о педагогах.

Вопрос болезненный, представляю сколько поднимется «демократического воя» со стороны тех, кто посчитает это наступлением на права ребёнка! Но это делать необходимо. Многие уже забыли, что «свобода» не есть «вседозволенность». А подобные изменения в законодательстве, безусловно, охолонят многих любителей покуражиться и заставят «ЯжеМатерей» объяснять «своим ненаглядным» «что такое хорошо и что такое плохо».

Так же необходимо проводить профилактические мероприятия, направленные на повышение информированности учеников и родителей о недопустимости травли учителей. Следует разъяснять им, что такие действия не только нарушают закон, но и негативно сказываются на психологическом состоянии педагогов. А в конечном итоге, ведут к ухудшению качества образования.

Необходимо создать систему защиты учителей от травли в социальных сетях. Например, можно создать специальные центры, куда педагоги смогут обращаться за помощью, если они подверглись нападкам воспитанных в духе вседозволенности малолетних балбесов. Также можно создать горячую линию, по которой учителя смогут анонимно сообщать о фактах травли.
Ну и меры воспитания, как основа выстраивания нормального образовательного процесса, где учитель, как и должно быть, есть авторитет, а не объект буллинга. Необходимо воспитывать у учеников и родителей уважение к учителям. Следует прививать им понимание того, что учитель — это такой же человек, как и они, и его нужно уважать, даже если они не согласны с его точкой зрения.

Сегодня детям не прививают чувство ответственности, долга, уважения к старшему поколению, нравственности, морали жизни. В стране нет культуры и образования как таковых. Да, дети это - чистый лист, и всегда виноваты взрослые, всегда.
Да и самими учителями нужно поработать. Следует проводить с ними психологические тренинги, помогать им справляться со стрессом и возвращаться к нормальной жизни. А пока 23% учителей, подвергающихся буллингу, предпочитают замалчивать проблему. 31% и 35% педагогов рассказывают о нападках членам семьи и коллегам по работе. 13% — прорабатывают проблему с психологом.

Перед законотворцами и Правительством стоит крайне непростая задача разобраться с тем ворохом проблем, который накапливался десятилетиями. Тот факт, что на ситуацию наконец обратили внимание, внушает осторожный оптимизм. Однако эффективно решить проблему травли учителей в школе и в социальных сетях позволит только комплексный подход. Необходимо создать такую систему, в которой педагоги будут чувствовать себя защищенными от нападок и смогут спокойно работать. А дети воспринимать учителей как наставников и старших товарищей.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте