Аргументы Недели → Общество № 5 (902) 7–13 февраля 2024 13+

Небесная жизнь Валерия Меницкого

, 18:04 , Обозреватель отдела Промышленность

Небесная жизнь Валерия Меницкого

8 февраля 2024 года легендарному испытателю «МиГов» Меницкому Валерию Евгеньевичу исполнилось бы 80 лет. О нём рассказывает Валерий Новиков, президент Ассоциации создателей самолётов «МиГ».

Шеф-пилот

Лётные испытания – это завершающий этап создания самолёта, единственный путь к пониманию его возможностей, ответы на вопросы, которые можно получить только в полётах. Это калейдоскоп из непредвиденных обстоятельств, отказов, преодолений страха, открытий и разгадок тайн лётных возможностей самолёта, встреч с неизведанным один на один. Масса методических указаний, инструкций, заключений научных институтов создаётся в помощь лётчику при испытаниях самолёта, но абсолютного знания о будущем поведении самолёта создать невозможно, и часто лётчик-испытатель делает шаг в неизведанное в расчёте только на свой опыт, лётную интуицию, на удачу, имея только научный прогноз на последствия своих действий.

Валерий Меницкий – яркий представитель поколения лётчиков-испытателей, понявших, что инженерные знания самого высокого уровня составляют постоянно увеличивающуюся часть профессии испытателя. Современные самолёты «сильно поумнели» и подчиняются только превосходящему их по интеллекту лётчику. С самолётом надо быть на вы перед полётом и на дружеском ты после посадки. Надо стать с ним единым существом. Пока ты этого не сделаешь, он ничего тебе не расскажет о себе. Для этого нужны капитальные знания, умение ими пользоваться, развивать в себе талант целеустремлённости, постоянно общаясь со специалистами, учёными, работать на стендах и тренажёрах. Лётчик должен чётко понимать свой уровень подготовки к полёту. Путь к власти над самолётом долог, у каждого своя скорость достижения этой цели – у Валерия она была максимальная.

Так, после большого труда выкристаллизовывается высочайший профессиональный уровень – вершина мастерства. Валера там был, а для нас он там и сегодня. В 1984 г. трагически погиб шеф-пилот ОКБ «МиГ» легендарный лётчик, один из лучших испытателей самолётов в мире Федотов Александр Васильевич. Вопрос, кто заменит его на посту старшего лётчика фирмы, сомнений не вызывал. Им заслуженно стал Валерий Меницкий, он вне конкуренции среди элитного состава испытателей фирмы. Надо продолжать дело великих лётчиков – Седова Г.А., Мосолова Г.К., Федотова А.В., принять на себя ответственность за лётную работу на фирме, за жизнь своих лётчиков и будущих современных «МиГов», за результаты работы многих тысяч инженеров, учёных, рабочих, создающих самолёты. Он смог это сделать достойно. И только он один знает, чего ему это стоило. В лётном кругу среди лётчиков-микояновцев его так и звали – Шеф.

Государственный человек

Природа, Россия, родители щедро наградили этого человека! Красивый, прекрасно сложенный, умный, образованный, мужественный, смелый, справедливый, бесконечно обаятельный (дальше не продолжаю, любой скажет, что таких не бывает, и будет прав, не бывает, но бывают исключения!). И вот такое исключение пришло работать на фирму «МиГ» лётчиком-испытателем. Такой набор качеств, казалось бы, должен склонить его к безопасному земному пути совершенствования себя в профессии учёного, артиста, спортсмена, но этого не случилось. Он стал искать своё утверждение в небе, в радости и восторге, стремительном полёте, преодолевать преграды, за которыми скрыты тайны испытательных полётов. Он хотел поспорить с Создателем Мироздания в управлении своей судьбой, а не искать его милостей на земле, защищённый обывательским благоразумием. Как рождается желание стать сыном неба, отвергающим ради достижения цели инстинкт самосохранения, «дружить с собственным страхом и быть в этой дружбе главным»? Неведомая большинству людей шкала жизненных ценностей и приоритетов – его ориентир, что-то недоступное нам вело его по жизни. Мы не допущены в этот мир, но в его загадочность всегда стремятся сильные люди – его ученики. Зарядившись в небе, Валерий жил на земле безумно интересно, вечно ускоряя время, наверное, чтобы скорее сесть в самолёт и снова полететь. Он умел быть другом, хотя самая тяжёлая работа на земле – любить и дружить.

В 1986 г. он поднял в первый полёт самолёт МиГ-29М. Самолёт был принят военными лётчиками на «ура!», и ему пророчили славу лучшего в мире лёгкого истребителя нашего времени, но в начале 1990-х не нашлось финансовых средств для продолжения программы и развёртывания серийного производства. Это был период, когда государство было больно, но остались ещё государственные люди, стремившиеся возродить его здоровье и мощь. Валерий к тому времени обладал колоссальным авторитетом профессионала и возглавил команду единомышленников в борьбе за судьбу самолёта. Итогом этой борьбы стало организованное им совещание у заместителя председателя правительства РФ Олега Сосковца, где активность генерального конструктора Р. Белякова, начальника НИАСС академика Е. Федосова позволила вернуть интерес правительства к этому самолёту.

Удалось оформить постановление правительства, подписанное премьером Черномырдиным о необходимости продолжить работы по самолёту, но без бюджетного финансирования, на средства предприятия и коммерческих структур. Это были победа и похороны одновременно. Руководство серийного завода к этому постановлению отнеслось прохладно, и этому было прагматическое объяснение. К этому времени на заводе скопилось более 100 самолётов МиГ-29, заказанных ВВС, но не востребованных из-за прекращений действий госзаказа. Появление более совершенного самолёта МиГ-29М, естественно, затруднило бы продажу на экспорт уже произведённых самолётов МиГ-29, что тогда было единственным способом выживания предприятия. К этому времени у завода была лицензия №1 на ведение самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Попытка заинтересовать с помощью компании «Росвооружение» в совместном со странами СНГ финансировании программы МиГ-29М не увенчалась успехом. Прошли годы, и самолёт МиГ-29М постепенно трансформировался в самолёт МиГ-35, стал востребован страной и, думаю, сам за себя скоро всё расскажет. Это только один пример в формировании государственных интересов к самолётам «МиГ», где участвовал Валерий Меницкий.

А ещё была программа продвижения самолётов МиГ-31 для задач ПВО и освоения ближнего космоса, продвижения на экспорт самолётов МиГ-23, МиГ-27, МиГ‑29, МиГ-31 через первоклассную лётную демонстрацию возможностей самолётов за рубежом. В США на «спарке» МиГ-29 летал с Джиной Игер, первой лётчицей в мире, совершившей беcпосадочный кругосветный полёт, там же «вывозил» коллегу – шеф-пилота фирмы «Дженерел Дайнемикс» Кевина Дуайера.

Последние годы жизни Валерий тяжело болел. Держался мужественно, и про то, что с ним происходит, прекрасно понимал. Когда за несколько дней до его кончины мы с лётчиками навестили его, он писал письмо президенту Путину о бедах нашей авиации. Не знаю, успел ли он его отправить! Государственный человек не всегда победитель, но всегда боец, настроенный только на победу.

Справка «АН»

Валерий МЕНИЦКИЙ – выпускник Тамбовского высшего военного авиационного училища лётчиков, Школы лётчиков-испытателей и Московского авиационного института – чтобы понимать современный самолёт, надо быть ещё и инженером. Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель, лауреат Ленинской премии, лауреат Международной премии Лаурела «Лётчик года». Поднял в воздух самолёты МиГ-27 и МиГ-29М (фактически прототип истребителя МиГ-35). Впервые продемонстрировал на международной выставке в Париже самолёт МиГ-31. Совершил первый взлёт с 14-градусного трамплина на комплексе «НИТКА», готовился сам и тренировал других для взлётов и посадок на палубу. Участвовал в испытании самолётов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-29М, МиГ-31М и их модификаций. С 1984 года Валерий Евгеньевич – шеф-пилот ОКБ имени Микояна, с 1995 года – заместитель генерального конструктора ОКБ.
Успел поработать советником мэра Москвы по авиации, председателем Совета директоров авиакомпании «Атлант-Союз». Сгорел от тяжёлой болезни 15 января 2008 г. на 64-м году жизни.

«Моя небесная жизнь»

Так называется книга, написанная Валерием о своей лётной судьбе. Читайте её, там много интересного о людях, испытывающих самолёты. Многие лётчики фирмы «МиГ» выплеснули эмоции своей насыщенной лётной жизни на бумагу, издали книги. Валера позже всех стал писать книгу, его всегда останавливал посыл «Правду не напишешь, а врать неохота». В своём творчестве он умело обошёл эти препятствия. Книга признана коллегами, соратниками, хотя имела большую доброжелательную критику в толковании некоторых событий на фирме. Уже много времени прошло после её издания, и даже оппоненты признали – книга очень полезная и это, безусловно, большой вклад в авиационную историю страны. Никто не может отнять у человека право на свою точку зрения, Валерий заслужил не только право её иметь, но и убеждать в её правоте.

К сожалению, отдав права на книгу издателям, Валерий не смог повлиять на появление откровенно слабого четырёхсерийного телевизионного фильма с одноимённым названием, снятого якобы по мотивам его книги. О чём он и мы, его друзья, очень сожалели.

Он очень любил спорт, профессионально играл в футбол, большой теннис. Прекрасно владел приёмами самбо, карате. Игровая манера мягкая, техничная, где физическая сила всегда дружит с головой. В товарищеских встречах по футболу в командировках он всегда играл за механиков против инженеров, сопровождая присказкой: «Я ведь, по сути, рабочий». Одно время Валера был спарринг-партнёром по большому теннису у Бориса Николаевича Ельцина, но, заметив однажды, что за ним постоянно стала ездить какая-то чёрная «Волга», он нашёл повод прекратить эту деятельность. И резюмировал это словами: «Свобода дороже, чем ласки власти!»

А ещё был случай, когда у военных некому было слетать на МиГ-21. Срывалась важная работа. У нас лётный день закончился. Валерий готовился уезжать с базы, весело рассказывал, что на вечер приглашён в хорошую компанию и очень спешит. Когда без надежды на успех его попросили выручить военных и выполнить простенький полёт, он с радостью согласился. На вопрос: «Валер, а как же гости?» был ответ: «Да я полёт даже на приглашение в гости к английской королеве не променяю!» Может, в этом и был весь Валерий Меницкий.

2 февраля исполнилось 
120 лет Валерию Чкалову

В 1923-м он совершил первый самостоятельный полёт, а 15 декабря 1938 г. его не стало – погиб при выполнении первого испытательного полёта истребителя И-180. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по значению (и по оплате!) полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика – Степана Супруна. Если быть, то быть первым!


На момент гибели ему было всего 34 года. Но сколько он успел! Освоил и испытал более 70 типов самолётов, совершил исторический межконтинентальный и трансполярный перелёт через Северный полюс в Америку – на одномоторном самолёте АНТ-25. Чкалов – командир экипажа, 2-й пилот – Г. Байдуков, штурман – А. Беляков. Герои! Честно, в музее, когда смотришь на этот самолёт, трудно представить, как в нём работали (а лётчики в полёте именно работают) трое крепких мужчин. Риск колоссальный, надёжность моторов того времени соответствовала эпохе. 63 часа борьбы, в том числе и с обледенением, без автопилотов, в тесном самолёте, который имел максимальную скорость 246 км/ч. Социальные лифты первого в мире государства рабочих и крестьян поднимали и делали из кочегаров и молотобойцев (а это были первые рабочие профессии В. Чкалова) героев и образцы для подражания всем гражданам страны.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Преодолеть пространство и простор!

Нам разум дал стальные руки-крылья,

А вместо сердца – пламенный мотор!!!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram