Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Кубань → Общество № 3 (900) 24–30 января 2024 13+

В ЗСК обсудили систему трудового воспитания молодежи

, 15:39

В ЗСК обсудили систему трудового воспитания молодежи

Под руководством председателя ЗСК Юрия Бурлачко состоялись парламентские слушания, на которых был рассмотрен вопрос организации трудового воспитания и обучения в образовательных организациях.

 

В мероприятии приняли участие депутаты ЗСК, руководители и представители профильных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, отраслевого профсоюза, образовательных учреждений, общественных организаций, эксперты.

В самом начале слушаний Юрий Бурлачко напомнил, что принятыми изменениями в 2023 году в федеральном законе «Об образовании» труд был определен важной составляющей процесса воспитания.

— Федеральный законодатель обозначил, что одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования является в том числе и трудовое воспитание обучающихся. Опыт последних десятилетий доказывает, что в стремительно меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут интенсивно развивать, эффективно аккумулировать и продуктивно реализовывать инновационный потенциал, основным носителем которого являются дети и молодежь,— сказал руководитель кубанского парламента.

Также председатель ЗСК призвал участников рассмотреть необходимость принятия на краевом уровне специального закона, регламентирующего отдельные вопросы трудового воспитания, высказывать предложения по конкретному его содержанию.

Позицию профильного комитета по обсуждаемой теме представил председатель комитета ЗСК по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Виктор Чернявский. Он подчеркнул, что комитет проводил мониторинг трудового обучения в школах, учреждениях дополнительного и среднего профобразования. К этой работе подключились и другие комитеты ЗСК. В результате были определены узкие места, выработаны соответствующие рекомендации.

В частности, речь шла о возможности увеличения уроков технологии в восьмых — девятых классах, укреплении материально-технической базы школьных мастерских и кабинетов домоводства, об организации работы на пришкольных учебно-опытных участках, в теплицах, садах, активизации занятий в кружках системы дополнительного образования, развитии естественно-научного и технического творчества. Кроме того, члены комитета ЗСК по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи обращают внимание на необходимость сетевого взаимодействия школ и техникумов на базе мастерских и учебных лабораторий учреждений среднего профобразования, создания учебных профильных классов, подготовки кадров для обучения трудовым навыкам школьников и студентов.

Министр образования, науки и молодежной политики края Елена Воробьева рассказала о том, как в настоящее время проходит трудовое обучение в детских садах, школах, колледжах и техникумах, о ближайших перспективах развития этого направления в образовательном процессе. Она отметила, что в крае изучение предмета «Технология» осуществляется во всех школах, его ведут 1459 педагогов. Учебная инфраструктура включает 877 мастерских трудового обучения, 831 кабинет домоводства, 537 учебно-опытных земельных участков. Благодаря нацпроекту «Образование» обновлена материально-техническая база в 532 сельских школах края за счет создания центров «Точка роста», которые охватывают более 210 тысяч школьников во всех муниципалитетах. Сеть профильных классов агротехнологической направленности включает в себя 113 агроклассов. В крае также функционирует 346 инженерных классов.

По словам министра, практико-ориентированный подход — основное направление развития системы среднего профобразования. В этой связи в соответствии с «дорожной картой» в семнадцати учреждениях среднего профобразования в 2023 году было создано тридцать учебно-производственных комплексов, в 2024 году планируется сорок еще в тридцати шести колледжах и техникумах. В течение ближайших трех лет намечено обустроить на базе учреждений среднего профессионального образования десять площадок индустриально-промышленной направленности.

Свое видение ситуации, имеющийся опыт работы и предложения по дальнейшему развитию трудового воспитания и обучения представили участники парламентских слушаний. В их числе о системе трудового обучения в общеобразовательной организации рассказала заместитель директора по воспитательной работе школы №14 имени Героя Советского Союза И.Г. Шабанова станицы Родниковской Курганинского района Мария Бессмертная, опытом развития дополнительного образования технической направленности в муниципалитете поделилась начальник Управления образования Славянского района Елена Щурова. В выступлении ректора Армавирского государственного педагогического университета Евгения Нижника речь шла о подготовке учителей трудового обучения. Об опыте производства и сертификации продукции для обеспечения системы образования рассказала директор Армавирского индустриально-строительного техникума Ирина Федоренко.

Позицию профильного ведомства по производственным возможностям изготовления продукции на предприятиях края для укрепления материально-технической базы образовательных организаций, а также по возможности реализации заказа на изготовление продукции на базе профессиональных учреждений образования обозначил первый замминистра промышленной политики края Владимир Мостовой. О состоянии дел в области детского и юношеского технического творчества на Кубани проинформировал директор Центра детского и юношеского технического творчества Владимир Щебетун. В своем выступлении министр труда и соцразвития региона Сергей Гаркуша одной из форм трудового воспитания назвал временную занятость подростков.

Участники высказали ряд конкретных предложений и сошлись во мнении, что необходим краевой закон в этой сфере, где будет идти речьоб общих подходах в обучении, о применении лучших практик в работе, более ответственном подходе к формированию контрольных цифр приема для обучения определенным специальностям.

Своим мнением поделились заместители председателя ЗСК Николай Петропавловский и Владимир Бекетов, председатель комитета краевого парламента по вопросам промышленности Владимир Лыбанев.

Подводя итог слушаний, Юрий Бурлачко отметил, что в регионе есть и необходимые ресурсы, и потенциал, чтобы решить задачу активного внедрения трудового воспитания в учебных учреждениях. Он подчеркнул, что от качества его реализации зависит будущее и края, и страны в целом.

Профильный комитет ЗСК с учетом поступивших в ходе обсуждения предложений участников парламентских слушаний готовит проект соответствующего постановления для рассмотрения на сессии ЗСК. Также будет создана рабочая группа по разработке проекта соответствующего краевого закона.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram