Обед на выживание
№ () от 23 января 2024 [«Аргументы Недели », Юрий АНТОНОВ ]
Власти и общество много лет озабочены качеством школьного питания. А после каждого нового скандала с отравлением ребят в столовых звучат грозные призывы взять под контроль «разбор полётов» или что-нибудь ещё ужесточить. Но успехов немного, поскольку сама ниша остаётся закрытой от широкой конкуренции: как правило, тесно связанные с властями предприниматели годами обслуживают толстый пучок школ, меняя юрлица как перчатки. Прецедентов привлечения их к серьёзной ответственности за наносимый здоровью детей вред почти нет даже в столицах. На практике, едва скандал затихает, на сторону «отравителей» часто становятся и бюрократы, которые ещё вчера клялись «дать им по рукам», защищая интересы детей.
Призраки школьной столовой
18 января 2024 г. в школе №260 Адмиралтейского района Петербурга у 63 детей выявили кишечную инфекцию. Специалисты Роспотребнадзора обнаружили в школьной столовой грубые нарушения всех мыслимых норм в части правил мытья посуды, реализации обезличенной продукции и продукции с истекшим сроком годности. Питание учеников и сотрудников школы №260 осуществляло ООО «Торговый дом «Ленинградский», которое, по данным петербургских СМИ, уже привлекало внимание ведомства санитарно-эпидемиологическими нарушениями.
Разумеется, силовики и чиновники Смольного обещают разобраться. Но подобным случаям несть числа. И можно проследить, чем они заканчиваются даже в тех редких случаях, когда доходят до суда.
21 сентября 2019 г. после обеда в столовой школы №508 Московского района Петербурга слегло с температурой и рвотой больше десятка первоклашек, у шести из них диагностирована дизентерия. Ребята жаловались на странный вкус куриных наггетсов, которыми накормил их комбинат общественного питания «Юность», обслуживающий все школы района.
Со стороны это выглядит мелочью: никто же не умер, инвалидом не стал. Но родителям семилеток, которых рвало даже на седьмой день после школьного обеда, а критическая температура за 40 не сбивалась никакими таблетками, так не показалось. Они подняли шум в СМИ, и от родителей из соседних школ пошли отклики: мол, у нас тоже была похожая история, но директор всё постарался замять, а мы вздохнули и решили не выделываться. Только на этом этапе представитель комбината предложил компенсировать ущерб пострадавшим в школе №508 – по тысяче рублей на ребёнка «за лекарства». Шестеро родителей подали иск в суд.
Косяк «Юности» в суде не оспаривал даже сам ответчик. Заключение Роспотребнадзора однозначно признаёт комбинат виновным «в нарушениях, сопровождающих питание школьников». Но вина виной, а людям важно, какие последствия реально наступили. Создала ли история с «Юностью» прецедент, после которого другие школьные кормильцы решили: ой-ой-ой, чем платить миллионные штрафы, мы лучше вложимся в улучшение качества нашей продукции. А если ЧП всё-таки случилось, будут ли его виновники умолять родителей принять их всестороннюю помощь в лечении и реабилитации детей, чтобы суды и проверки не превратили их самих в голодранцев?
Суд продлился всего ничего – два года. В сентябре 2021 г. о решении протрубили многие СМИ: мамочки шести отравленных детей получили по 100 тыс. рублей за моральный вред (требовали по 400 тыс.), что большая победа, поскольку обычно компенсации по таким делам составляют тысяч пять. На самом деле «мамочки» по сей день не получили ни копейки, хотя решение вступило в законную силу больше двух лет назад. Их просто поставили в «список ожидания» «Юности» под номером 105. И все грозные бюрократы, все приставы, прокуроры и уполномоченные по правам развели руками: ну что делать, таков закон.
К 2021 г. на «Юности» уже шла процедура банкротства и было введено внешнее управление. Это не мешало банкроту вести дела, платить зарплаты сотрудникам и какое-то время после отравления детей школы №508 продолжать их кормить! Но выплатить пустяковые компенсации по судебным решениям он, оказывается, не в праве. Не желает поучаствовать и Смольный, который значится среди учредителей «Юности». И это важный месседж всем заинтересованным лицам: жаловаться на школьное питание – себе дороже. Только потеряете время, деньги и веру в справедливость.
Чужие здесь не кормят
В 2019 г. «АН» подробно рассказывали, как устроено школьное питание в российских регионах. Отрасль с оборотом в 300 млрд рублей по факту не контролировало ни одно федеральное ведомство. Конечно, с десяток контрольно-ревизионных структур могут учинить проверку и даже выписать штраф, но ответственности за этот сектор никто не нёс. А значит, ревизорам можно расслабиться, закрыть глаза или договориться. Тем более во многих регионах школьные кормильцы часто связаны с местной властью.
В Волгодонске (Ростовская область) на больничных койках оказалось более 20 учеников школы №21. Местный Роспотребнадзор серьёзных нарушений не нашёл, хотя все пострадавшие дети в тот день обедали в школьной столовой. Далее выяснилось, что все поставщики – ростовские. То есть школьные обеды едут до Волгодонска минимум четыре часа. Как будто в 170‑тысячном городе никто не может сделать котлеты, пюре и компот, а муниципальная казна переплачивает за год на школьном питании 35 млн рублей относительно средних цен по региону.
Лишь в 2019 г. в Нижнем Новгороде прокуратура и антимонопольная служба потребовали отбирать поставщиков продуктов на конкурсной основе. «А раньше как было?» – удивится читатель. Оказалось, что в 2-миллионной агломерации на протяжении 10 лет действовала бесконкурсная система, когда организацией питания школьников занимались лишь три конторы. По словам депутата городской думы Евгения Лазарева, рынок школьного питания в Нижнем Новгороде давно поделён, чужие здесь не кормят. Качество школьного питания, а не обучения стало для родителей одним из определяющих факторов при выборе школы. Ведь где-то завтраки и обеды готовят школьные повара, а где-то питание отдали на аутсорсинг – и там теперь привозят готовую пищу, которая очень напоминает бортовое питание авиакомпаний.
Это не преувеличение. Ведь у школьников теперь есть телефоны с камерами, на которые они снимают содержимое тарелок, которые достаются им в результате «улучшения качества школьного питания». В школе №2 г. Каменск-Уральский на обед компот с червями. Ученики из Юргамыша (Курганская область) выложили в Сеть фрагмент супа с белыми щупальцами, оказавшимися говяжьей щекой. А ребята из школы №10 в Юрге (Кемеровская область) подняли тысячи просмотров в Интернете, намазывая серые разваренные макароны на хлеб. В одной из школ небедного Краснодарского края, часто именуемого «житницей и здравницей России», дети перебиваются пшённой кашей с кабачковой икрой.
В Екатеринбурге крупным кормильцем школ была «Школьно-базовая столовая «Золушка». В какой-то момент эта контора перешла все красные линии. За два года Роспотребнадзор провёл в отношении неё 60 контрольных мероприятий – нарушения выявлены в ходе каждого из них. Фирма заключала договоры с компаниями, находящимися в списках производителей фальсификата, а приёмка продукции часто проходила без сопроводительных документов. На кухнях были обнаружены просроченные и гнилые продукты.
Сотрудница одной из московских компаний Наталья Шилова публично рассказала о том, как в фирме фальсифицировали ветеринарные справки на продукты, для приготовления пищи использовали «мясо третьей категории, которым кормят собачек», продукты принимали без упаковки и хранили их на грязном полу. А по словам президента Института отраслевого питания Владимира Чернигова, единственная заповедь поставщика – не отрави. Можно менять масло на спреды, говядину на курицу – главное, чтобы дети не попадали в больницы. Иначе скандал, проверки и нешуточные расходы на «ликвидацию последствий». Хотя пострадавшим детям достаются крохи.
Песня остаётся прежней
Перечислением подобных безобразий можно занять много газетных страниц. Важно, удалось ли мудрым властям после 2019 г. изменить правила игры. Ведь серия скандалов со школьным питанием в регионах расшевелила и правительство, и обе палаты парламента. В стране планировали ввести единые стандарты питания для всех школ, а контроль за процессом передать комиссиям с участием родителей и местных депутатов. Генпрокуратура обещала ужесточить УК. А правительственный «экспертный совет» грозился разработать комплексный закон, причём «закон не о продуктах, а о детях, о гарантии их прав на качественное и безопасное питание».
В феврале 2020 г. Закон о школьном питании был принят Госдумой. С сентября 2023-го всех учеников с 1-го по 4-й класс должны были кормить в школе бесплатно. Это мало где пока заработало: как правило, федеральный бюджет субсидирует часть цены, а остальное должны доплачивать субъекты РФ и муниципалитеты. Но у них просто нет на это денег, и платят по-прежнему родители учеников.
Более того, замаячившие федеральные деньги вызвали нервную дрожь у поставщиков питания ещё до принятия законопроекта. Цены на еду в школьных столовых поползли вверх на 15–20% даже до первого чтения. По словам Владимира Чернигова, в некоторых регионах (это Ульяновская область, Волгоград, Нижний Новгород) родители вдруг «выбрали» единого оператора, который будет обеспечивать школы питанием в течение аж 15 лет. ФАС, разумеется, отменила эти «инициативы», но специалистам стал понятен вектор тенденций. Руководитель бюро расследований ОНФ Валерий Алексеев объяснил, что цены на школьный обед в соседних субъектах могут отличаться в два раза – и никто не может внятно объяснить, как считали: «Очень часто примерное меню отличается от фактического. Заявляют одно, а школьник ест совершенно другое. И реальное меню может кратно отличаться от заявленного в деньгах».
Соответственно, и отравления никуда не исчезают. В марте 2021 г. в Красноярске аж 91 ребёнок из 20 школ города заразился иерсиниозом. В больницы попали 56 ребят – такого ещё не было. Власти блеснули решительностью: уволили замначальника комитета по образованию и главу «Центра питания», что осуществлял централизованную доставку продуктов питания во все школы мегаполиса. Менять систему, при которой заражённый салат попал сразу в два десятка школ, естественно, не стали. И в сентябре 2023 г. «обещали разобраться» с похожим случаем.