Как вытянуть коммунальное хозяйство из той ямы, в которой оно оказалось спустя несколько десятилетий после развала СССР? Об этом думают многие. Но пока дальше сетования на недостаточное финансирование отрасли ничего не происходит.
Недавно депутат Государственной Думы Андрей Гурулев заявил о том, что все беды в ЖКХ от того, что тарифы на коммунальные услуги не покрывают нужд отрасли и не позволяют провести модернизацию:
«В тариф не закладываются траты на модернизацию оборудования, только на содержание. В течение последних пяти лет тарифы для населения на теплоснабжение и водоснабжение практически не менялись, а то и понижались. Экономическую составляющую никто не отменял, тариф должен реагировать хотя бы на уровень инфляции. К сожалению, этого не происходило в последние годы, поэтому сегодня придётся повышать сразу минимум на 15%, ситуация такая, что деваться некуда», — заявил парламентарий.
Сегодня ему вторит председатель комитета Торгово-промышленной палаты России по предпринимательству в сфере ЖКХ Андрей Широков. В интервью «Аргументам и фактам» он заявил, что россияне недоплачивают за содержание ЖКХ, а отсюда легко сделать вывод: в нынешней ситуации с плачевным состоянием коммунального хозяйства виноваты не те, кто вместо обновления и восстановления системы покупал все эти годы для себя дорогие машины и особняки, а именно граждане.
«Средний по России платеж за содержание общедолевого имущества — 25 рублей за квадратный метр в месяц. Это копейки! А к чему приводит недофинансирование? Правильно, к деградации этого имущества. Платежи должны быть минимум в 4 раза выше, на уровне 100 рублей за „квадрат“», — заявил Широков.
Однако, как отмечает председатель комитета, большинство населения не имеют возможности платить больше. И что же тогда делать? Выход, по мнению господина Широкова, в отмене приватизации жилья для бедных.
«Возможно, приватизация жилья была одной из самых больших ошибок 90-х. Потому что она породила огромный класс „нищих собственников“, не умеющих, а часто и не желающих управлять своим домом, не имеющих достаточно средств на его обслуживание и ремонт», — сказал Широков в интервью журналистам «Аргументов и фактов».
А собственно те, для кого Широков предлагает отменить приватизацию? По его мнению, 60% населения должны жить в арендном жилье, принадлежащем муниципалитетам. Для этого он предлагает создать сегмент арендного субсидированного жилья.
«Эта мера будет полезна для малоимущих граждан. Ведь всю ответственность за содержание их жилья должен будет нести муниципалитет».
В целом же, по мнению Широкова, при текущем экономическом положении в стране в арендованном у муниципалитетов жилье, а не в собственных квартирах, должны жить 60% граждан. Непонятно, откуда Широков взял такие цифры, да и поможет ли предлагаемая им деприватизация коммуналке тоже большой вопрос.
На фоне этих заявлений куда понятнее и предпочтительнее смотрится мнение спикера российского Парламента Вячеслава Володина о необходимости национализации системы ЖКХ в целом. Ведь, по мнению Володина, сегодняшний частники, владеющие предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, в основном думают лишь о собственной прибыли:
«Надо признать, что состояние генерирующих мощностей — ТЭЦ, ГРЭС — не всегда находится на должном уровне. Те, кто приватизировал эти мощности в 90-е годы, прибыль получают, но не думают о том, что необходима модернизация генерирующих мощностей, не думают о том, что надо содержать их в надлежащем состоянии», — высказался политик.
Кроме того, как говорит Володин, при отсутствии единого централизованного руководства отраслью, есть проблемы и в контроле над системой ЖКХ:
«У нас полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства возложено на муниципальный уровень, часть — на региональный уровень, и мы с вами видим, к чему приводит безответственность, а также отсутствие контроля. И здесь надо признать, и мы со своей стороны недорабатываем. Посмотрите, президент вмешивается в ситуацию, берет вопросы на контроль. Верховный главнокомандующий, глава нашего государства... А где профильное министерство?» — обращает внимание Вячеслав Володин.