> Какие чайники называют эгоистами и что такое Madurga - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Какие чайники называют эгоистами и что такое Madurga

№  () от 16 января 2024 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]

«Было время, когда я занималась графическим дизайном, работала в фотостудии, затем отучилась на архитектурном факультете иркутского политеха», — вспоминает Ася Хабардина, соосновательница гончарной мастерской Madurga. Идею открыть «гончарку» три года назад поддержала подруга Аси, Евгения Крюкова. Они вместе ходили в походы, вместе создавали музыку, писали песни, а потом и керамика стала общим увлечением.

— Сейчас я всё меньше занимаюсь архитектурой, всё больше времени провожу в мастерской. Да, продолжаю работать архитектором-реставратором, но интересно развиваться всё-таки в керамике, — говорит Ася и сравнивает два творческих процесса. — И там, и там созидаешь, в итоге рождается не только что-то красивое, но и функциональное. Но когда творишь из глины, гораздо быстрее можно увидеть результат. Не так мгновенно, как многие думают, конечно. Ведь после лепки или гончарного круга изделию требуется время, чтобы высохнуть, потом его обжигают, покрывают глазурями и снова обжигают. Финальную версию своей кружки, вазы или другого керамического творения ты получаешь через 2–3 недели с того момента, как отмерил кусочек глины и приступил к воплощению задуманного.

Еще мне очень нравится, что в гончарном деле весь процесс в твоих руках. В прямом и переносном смысле. Результат архитектурного проекта связан со взаимодействием массы специалистов. С глиной же ты общаешься один на один, и только от тебя зависит, насколько она тебя слушается, какие формы обретает.

Работа с этим удивительным природным материалом на самом деле увлекает. Ты постоянно открываешь что-то новое для себя. В этом архитектура и керамика схожи, очень много техник, приемов, вариантов, разновидностей материалов. Годами можно изучать, пробовать, развиваться как мастер.

— Для тебя гончарная мастерская — не столько бизнес, сколько возможность творческой самореализации? Ты больше художник чем предприниматель?

Ася:

— Скорее так, да. В какой-то момент я просто поняла, что моё хобби для дома слишком грязное и требует пространства. Домашние уже коситься стали: кухню надо отмывать, гончарный круг столько места занимает, везде распиханы ведра, в которых глина отстаивается, а время от времени она сантехнические сливы забивает. К тому же еще и мощную, габаритную высокотемпературную печь куда-то нужно ставить, и электроэнергии она потребляет немало. Было понятно, что заниматься керамикой я не брошу. Встал вопрос, куда это всё перенести.

Евгения:

— А я гончарную мастерскую именно как перспективный бизнес для себя увидела, — присоединяется к разговору Евгения. — Скажу честно, никогда не считала себя художником. В типографиях раньше работала (этот опыт и связи очень пригодились, придумать полиграфию — не проблема), сначала на производстве, потом с клиентами. К глине в первый раз в гостях у Аси прикоснулась — с опаской, перемазаться боялась. Но когда я увидела, какие чудесные, атмосферные керамические вещи делает подруга, я в нее поверила. Миски с горными мотивами меня как любительницу путешествий к вершинам покорили. Я не сомневалась: Ася отлично владеет мастерством и может учить этому других, надо открывать гончарку!

К тому моменту я устала от офисной работы, от продаж. Думала, чем заняться. Хотела что-то своё. Была мысль вложиться в торговую точку, бройлеров продавать (улыбается).

Даже бизнес-план составила, узнала, как на курице зарабатывать, какие требования к таким магазинам, с поставщиками уже договаривалась, помещение искала. Еще в юности, когда в Хабаровске жила, опыт предпринимательства с минимальным ресурсом был — такси пробовала «намутить», продуктами мы торговали. А тут в совершенно новую сферу окунулась. Стала для гончарной мастерской всё подыскивать, постепенно покупали инструменты, оборудование, параллельно Ася делала образцы кружек и другой посуды, предметов для интерьера, продумывали программу мастер-классов. Знакомые, владеющие помещением (правда далеко не в центре Иркутска), предложили «за недорого» арендовать площадь в творческом пространстве, ремонт делали своими силами. Как говорится, креативили буквально на всем, бюджетом огромным не располагали. Хотя если суммировать, общий объем вложений в итоге далеко за миллион перевалил. Всё, что могли аккумулировали, и открылись в 2021 году.

А в 2022 решили перебраться в центр Иркутска, и снова пришлось обустраивать новое арендованное помещение. Уже год ведем мастер-классы на улице Марата. Могу сказать, к настоящему моменту все ключевые процессы, наконец, получилось отстроить.

— И если Ася у вас мастер-художник, то Женя взяла на себя управление мастерской, администрирование?

Евгения:

— Ася у нас отвечает за технологии. Она специально училась керамическому делу. Плюс пригодилось образование, основы инженерного дела, хорошее знание химии, геометрии. Так что все нюансы обжига, глазуровки, выбор подходящей глины — это по ее части.

Кстати, нам тоже импортозамещением пришлось заняться. С рынка ушли или существенно подняли цены в рублях поставщики популярных немецких, чешских глазурей. Какой оставался вариант? Вникнуть в составы, делать самим. Сейчас нашу палитру пополнили глазури собственного производства. Какие-то уже много раз проверены в деле, другие еще совершенствуются. Есть очень оригинальные оттенки и эффектные фактуры — участники мастер-классов охотно их выбирают для своих изделий, потому что они интересно растекаются, переливаются. В общем, Ася сейчас сосредоточилась на глазурях, активно экспериментирует.

А на мне, как обычно, организационные вопросы, продвижение (сайт мы тоже сами делали), закупки сырья. Мы не комплексуем при необходимости и тряпку в руки взять, убрать помещение. Думаю, многие кто свое дело начинал, через это проходили — когда ты и администратор, и водитель, и маркетолог.

Ася:

— И кризис-менеджер, и психолог. Работать с людьми — особое искусство, как вы понимаете. Женя на арт-терапевта отучилась. И я вижу, что определенные техники в нашей работе очень пригодились. В частности, легче теперь получается снять какие-то барьеры, которые у многих из нас есть при первом занятии чем-то новым.

Да и сама Женя тоже с глиной сблизилась. Помню, как она вырезала свой первый амулет с изображением буддистской ступы. А сейчас озадачилась всевозможными вазами, прогрессирует в скульптурном направлении, а уж на уровне базового курса она — давно отличный наставник. Скажу больше. Как раз хорошо, что Евгения при открытии мастерской как керамист стартовала «с нуля». Она сама прошла путь ученика, и потому на ней мы «обкатали» все алгоритмы взаимодействия с нашими клиентами, которые тоже в керамике обычно новички. Женя заострила внимание: важно разложить все процессы создания изделий на элементарные шаги и доходчиво инструктировать тех, кто пришел к нам на занятие. Она же придумала, как именно это эффективно сделать. Без такого подхода ничего бы у нас не получиось. Казалось бы, очевидно? Но нет. Опытный керамист, как опытный музыкант или сноубордист, всё делает, уже не задумываясь, навык-то отточен. А первые шаги в любом мастерстве требуют осознанности.

Бывает, что в гончарных мастерских наставники не заморачиваются и вообще не ставят цели чему-то научить участников МК. Это очень распространённая практика. Мастеру всегда проще создать иллюзию сделанного посетителем предмета, а фактически все изготовить за него, просто дать неопытному творцу пару раз к глине руку приложить. Но это не наш вариант. Мы хотим, чтобы люди прочувствовали гончарное дело, искренне им вдохновились. Пусть даже в первый раз у вас получится не идеальная кружка или миска. Видели бы, какие нелепые чайники у меня выходили, когда я только начинала гончарить.

— Чайники у «чайников» далеко не сразу получаются? Сложная вещь?

— Очень. А я в керамику пришла потому, что хотела сделать именно чайник. У первого моего творения (его я делала просто по наитию) все оказалось не на том месте. Дело в том, что очень важно правильно разместить и носик, и ручку, и крышку, выбрать верный угол — чтобы вода не проливалась, чтобы чай выливался полностью, а не оставался. Причем крышечка очень хитро фиксируется. Замечали? Это называется «водный замок». Крышка не выпадает при наклоне и воде не дает вытечь. Есть и другие нюансы. Не один месяц и год я шла к тому, чтобы делать чайнички, которые мне самой теперь очень нравятся. И сложные орнаменты на них я часами, несколько дней готова вытачивать.

Сейчас в портфолио нашей мастерской можно увидеть разные чайники. И объемные — для большой семьи или компании. И маленькие, их называют чайники-эгоисты, они рассчитаны буквально на одну, край две чашки напитка.

Я увлеклась темой чайных церемоний. Почерпнула массу полезной информации. Например, что в таком ритуале предпочтительнее именно небольшой чайник и пиалы. Потому что напиток заваривается несколько раз, он все время должен быть свежий, горячий. И зеленый чай, оказывается, тонизирует сильнее черного, потому перед сном не рекомендуется. Лично мне очень полюбился белый чай, называется Лао Шоу Мэй. Переводится как «брови старца». Про него говорят, годовой выдержки — это чай, трехлетний — лекарство, а через пять лет — драгоценность.

Возвращаясь к процессу создания чайников, хочу открыть один секрет. Это действительно особенные изделия. И каждый из них керамист «целует» прямо в носик. Зачем? Чтобы глазурь (это вязкая, довольно плотная жидкость) не оставалась в носике, не закрыла отверстия внутри чайника, его обязательно нужно продуть.

— Кроме посуды, на полочках в мастерской расположилось немало интересных вещиц. Это работы мастеров-наставников?

Ася:

— И те, что созданы клиентами, прошли глазуровку, обжиг и ждут, когда авторы их заберут. Есть также творения наших друзей и близких. Моя мама тоже освоила керамику, у нее художественный талант, и она, например, много пробовала себя в создании сувениров. Часть из них передает образы узнаваемых иркутских зданий. А серии анималистичных кружек созданы молодым мастером Ариной, с которой мы сотрудничаем.

— Понятно, что каждая вещь ручной работы — особенная. Но есть ли среди них та, историю которой — странную, сложную, мистическую, душевную — точно хочется рассказать?

Евгения:

— Приглядитесь к скульптурке лисички. Ее вылепила одна наша подруга. Очень старалась, вдохновлялась образцами из интернета, пару вариантов смяла и снова пробовала. Вышла статная, стройная Патрикеевна. Красавица! Она была горделиво поставлена на деревянную досточку. Вот только в момент переноса к месту, где должна была сохнуть, лиса неловко соскочила с подставки и плюхнулась на пол. Итог — сплющенная фигурка с кривенькой улыбкой. Но как она нам полюбилась! Не дали уничтожить! Раскрасили, обожгли и теперь каждый раз улыбаемся, на нее поглядывая. Гости мастерской тоже. Есть в этой лисе, пережившей перевоплощение, что-то притягательное.

— А какой мастер-класс самый «ходовой»?

Ася:

— Кружка. Универсальное, функциональное базовое изделие, которому легко придать оригинальность за счет украшения.

Классно, что из глины ты на самом деле можешь сделать для себя и близких массу индивидуальных, неповторимых вещей. У нас, например, есть комплект небольших чайных пиал, которые не занимают много места в походном рюкзаке. Прошлым летом они путешествовали с нами на Алтай. Такое удовольствие, скажу я вам, наслаждаться любимым напитком с нотами трав из красивой посуды, созерцая удивительные горные озера.

— Не могу не спросить, есть ли вообще спрос на творчество сейчас, когда, казалось бы, умы взволнованы другими проблемами? Мир в опасности… Серьезно, кто ваши клиенты?

Евгения:

— Типичный портрет? Творческие женщины, пары, семьи, и, конечно, дети.

Вообще принято считать, что творчество — это такая женская история или детская забава. Я бы поспорила. Мужчины, по собственной инициативе, редко садятся за гончарный круг, это правда. Но если уж судьба (подарочный сертификат или подруга в поисках удачного места для оригинального романтического свидания) приводит мужчину в гончарку, многие за кругом чувствуют себя уверенно и делают успехи. Буквально влюбляются в процесс. Находят применение и своему интеллекту, и конструкторскому таланту. Также те, кто уже имел дело с ремеслом, скажем, столярным или кузнечным, охотно осваивают и гончарное дело. Для этого разработаны не разовые мастер-классы, а целые курсы в мастерской.

— Судя по количеству гончарных мастерских в Иркутске, это модный тренд…

Ася:

— Когда мы открывались, то конкурировали с 3-4 мастерскими. Сейчас к ним еще 4-5 прибавилось. Конкуренция, конечно, стимулирует развиваться. Вот только хочется, чтобы в нашей сфере не было людей, которые обесценивают труд керамиста. Объясню, о чем я.

Когда ты смотришь на балерину, она двигается легко, воздушно. Но попробуй и поймешь, что за этой мнимой легкостью стоит титаническая работа. Так и в керамике. Если не давать клиенту самому действительно мастерить, он так и не прочувствует сложность процесса и не испытает искренней радости, когда по-настоящему получится.

В конце мастер-класса мы часто слышим: «Теперь я понял, почему такая дорогая керамика ручной работы». В мастерской же можно не только своими руками что-то попробовать сделать, но купить готовый предмет или заказать у мастера. Ценники на такой посуде иногда пугают. Но это не «штамповка», и стоимость формируется адекватно вложенным силам и времени.

— Мастер-класс или свидание в гончарке — оригинальный подарок. Иногда, правда, неожиданность для получателя. А если он вдруг засомневался «да я же совсем не творческий, в школе по рисованию четверку с трудом натягивали». Что скажете?

Евгения:

— Больше 90% посетителей мастерской говорят: «Я не творческий», а потом такие шедевры творят. На нашем сайте можете многое посмотреть, мы чужие фотографии не используем, только то, что реально у нас люди сделали.

Действительно, кто-то комплексует сначала, «у меня не получится». Но мы не мыслим категориями правильно или неправильно, красиво или некрасиво. Важно просто дать волю творчеству. Ощутить чудо момента. «Войти в ресурс» — модная формулировка.

А результат бывает разным. Мы оценок не ставим. И к тому же призываем родителей, которые приводят в гончарку своих детей. Не принципиально, если что-то из творений решили растворить как не самое удачное или что-то треснуло в печи, или дома кошка бежала хвостиком махнула… Моменты творчества точно отпечатались в памяти навсегда, форма вторична.

Есть у керамистов такое правило — «Никогда не привязывайся к своим изделиям».

— Какой ключевой совет дадите человеку, который прямо сейчас уже листает ваш сайт и выбирает занятие для себя?

Евгения:

— Если для себя, то не бояться приходить одному, на индивидуальный мастер-класс. Компания совсем не обязательна и часто мешает. Конечно, можно интересно провести время в гончарке и парой, и семьей, и день рождения отметить, но если нет других желающих, то, поверьте, с глиной совсем не скучно без шумной толпы.

Ася:

— Может, я повторю прописную истину, но всё же: выбирайте мастер-класс по своему уровню. Мы помечаем, что рекомендовано для начинающих, а для чего потребуется определенный опыт. Новичок, замахнувшийся на сложное изделие вроде кувшина, скорее всего будет просто смотреть, как мастер все исправляет, и доверяет разве что ручку прикрепить.

— Что еще важно с обеих сторон, чтобы процесс и результат радовал?

Евгения:

— Взаимное уважение. Удачное изделие — итог союза мастера и ученика. Бывает ощущение, что человек в мастерскую пришел просто за красивыми фото, и процесс ему не очень-то нужен. Тут без комментариев…

Но мы совсем не против, чтобы об увлекательном мастер-классе вам напоминали красивые кадры. Мы для того и старались оригинально декорировать пространство мастерской. В соцсетях тысячи одинаковых кадров из похожих квартир, из одних и тех же публичных мест. Конечно, хочется зафиксировать моменты в совсем другой обстановке. Сделаем!

— Если резюмировать, всё получилось, как мечтали? Или в процессе образ идеальной мастерской трансформировался?

Ася:

— Мои ожидания скорректировала реальная практика. Действительность оказалась не такой, как виделось на старте, но не скажу, что это плохо. Я думала, что вокруг мастерской сформируется сообщество увлечённых людей, которые вместе будут развиваться в керамике. На самом деле, есть 10–15 человек, с которыми мы подружились благодаря мастерской. С кем-то мы сейчас занимаемся йогой, с кем-то организуем походы, просто переписываемся, дружим. Нет, это не сообщество керамистов, но тоже прекрасно. Для большинства же изготовление кружки, миски, сувенира — это разовый опыт оригинального времяпрепровождения — прикольно, но не на всю жизнь, без глубокого погружения.

А знаете, кто глубоко и искренне погружен? Детки, которые приходят заниматься в специально для них организованную гончарную школу. Им неподдельно интересно. Мы, между прочим, сначала и не думали, что будет такой проект. А сейчас наши маленькие керамисты нас таким позитивом заряжают! Есть ребята, кто с нами все эти три года. Им хватает энтузиазма и фантазии. Я этой энергии иногда даже завидую.

Евгения:

— Я довольна. Нет предела совершенству, конечно, но, в принципе всё, что я хотела, у нас получилось. Проработаны разные программы занятий, отлично работает сайт, удобная локация, масса реальных положительных отзывов, а репутация в нашей сфере — основополагающий фактор, клиент приходит преимущественно по рекомендациям, сарафанное радио работает. В тоже время мы не скатились «на поток». Комфортная мастерская, по-моему. Стабильно работает. Думаю, а не открыть ли теперь еще и куриный киоск? (хохочет).

— А зарабатываете?

— Не меньше, чем просиживая в офисе с 9.00 до 18.00. Очевидно, что это не бизнес с многомиллиардным оборотом, но в офис я уже точно не вернусь. Здесь ощущение движения, роста. Терапия, если хотите.

Тяжело на душе — за кругом у меня все переживания улетучиваются. Творчество помогает восстановить физические и психологические силы. И с Асей соглашусь. Детская школа — особая радость. Вот где настоящая дружба и позитивное общение. Спасибо вам, наши талантливые малыши-керамисты с большой буквы! Конечно, нет никакого разочарования.

— Мечтами и планами поделитесь?

Ася:

— Своё производство глазурей — было бы круто. Работаю над этим.

Евгения:

— Есть планы, перебраться в другой тоже вдохновляющий регион, где можно будет совмещать туристическое и гончарное дело. Но в этом случае нам важно передать иркутскую мастерскую, со всеми уже выверенными наработками, надежному партнеру. Думаем над этим, рассматриваем предложения. Было бы отлично, если бы Madurga выросла в сеть. Здесь нас вдохновляет Байкал, но в нашей стране немало мест, где отличное настроение для творчества.

Смысловое содержание

Что такое Мадурга?

«Название у нас русскому языку непривычное. Как его только не искажают. С позитивным любопытством часто спрашивают о смысле, — рассказывает Ася-керамист. — А ведь смысл в нем очень глубокий и сила, мы верим, мощная, поддерживавшая. Это из индуистской культуры. Есть там такая богиня — Дурга. Многие, наверное, слышали про Шиву, одного из главных богов индуизма. Так вот Дурга, это его женская ипостась. Она олицетворяет вселенную, землю, рождение жизни в целом. Мощная фигура. В мантрах к ней как к матери обращаются. Мама Дурга. Отсюда и Мадурга. Почему нам это близко? Мы, основательницы мастерской, тоже женщины. А глина — это, по сути, земля. И из нее Мадурга помогает рождать, наполнять энергией и смыслом интересные формы».



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте