В новостной хронике пресс-служба главы Приангарья довольно сжато проинформировала о состоявшейся 24 декабря встрече губернатора Иркутской области Игоря Кобзева с жителями Марковского муниципального образования (входит в Иркутский район). Главный официальный итог — муниципальным властям поручено сформировать план социально-экономического развития территории, и сделать это необходимо к концу первого квартала 2024 года. На самом деле, откровенный разговор между активными жителями и представителями исполнительной власти длился около пяти часов, и проблемных вопросов люди подняли немало. Очевидно, что всё и сразу решить нереально. Похоже, продуманный стратегический план и правда поможет выставить приоритеты и поэтапно строить дороги, социальные объекты, развивать энергетические, водопроводные сети, разбираться в непростой ситуации с вывозом мусора. Коротко — о главном и наболевшем.
Область: продолжим вкладываться в развитие района, но давайте четкий план
Губернатор Игорь Кобзев приехал пообщаться с жителями Марковского муниципального образования в конце декабря, теперь уже прошлого, 2023 года. Самое время наметить план действий на следующий календарный период. За месяц до декабрьского диалога главы региона с населением, в муниципалитете состоялось выездное совещание правительства Иркутской области, обсуждение возглавил председатель Константин Зайцев, участвовали мэр Иркутского района Леонид Фролов, глава Марковского муниципального образования Татьяна Макаревич, депутаты областного Законодательного собрания.
Татьяна Макаревич тогда еще раз заострила внимание областных властей и активных общественников: пригород стремительно заселяется и нуждается в развитии транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, адекватной для муниципалитета с населением в 50 тысяч человек.
«Привлекательность Марковского муниципального образования возрастает, — рассказала глава, ссылаясь на протокольную близость к Иркутску. — За последние пять лет количество жителей увеличилось на 25 тысяч человек. В проекте генплана поселения предусмотрено 189,89 гектара земли под возведение соцобъектов. Таким образом, Марковское МО требует особого подхода со стороны органов власти всех уровней».
Леонид Фролов согласен, что необходимо выработать совместные с региональными властями действия, которые помогут крупному муниципалитету постепенно решить наболевшие проблемы. «У нас 21 муниципалитет, — напомнил мэр. — Район развивается высокими темпами, нам не хватает как социальной и инженерной инфраструктуры, так и транспортной обеспеченности». Леонид Фролов позитивно оценил тот факт, что район посетила большая делегация регионального правительства, всех служб и ведомств — чтобы объективно оценить ситуацию и обсудить дальнейшие действия.
В декабре, уже во главе с губернатором, на место также прибыл довольно представительный десант министров и возглавляющий областное правительство Константин Зайцев.
Чиновники транслируют следующую, в общем-то логичную, позицию: сдерживать желание людей переехать в Иркутский район нет смысла, но власти всё же должны как-то управлять ситуацией, а не пускать всё на самотёк. Потому и необходим стратегический план развития каждого населенного пункта в районе — в том числе и тех поселений, что расположены на территории Марковского МО. Только так, понимая вектор освоения территории, получится эффективно решать вопросы и предусматривать соответствующее финансирование, убеждён глава региона.
В настоящее время, как отметил в своем докладе первый заместитель мэра Иркутского района Игорь Жук, область в немалом объеме поддерживает район. Так, если говорить конкретно о Марковском муниципальном образовании, безвозмездные поступления в его бюджет исчисляются сотнями миллионов рублей. «В 2023 году они достигают 467 миллионов, — уточнил Игорь Жук. — Что позволило муниципалитету выровнять финансовое состояние, рассчитаться с долгами».
Заммэра района также обратил внимание губернатора на результаты работы по инвентаризации земельных участков и объектов капитального строительства: «Мы поставили на учет десятки тысяч объектов, что позволило сохранить объем налоговых платежей». Таким образом район заместил выпадающие доходы, связанные с новыми льготами, которые федеральный центр предоставил отдельным категориям граждан».
В свою очередь Игорь Кобзев напомнил, что «полностью завершить в Марковском муниципальном образовании все вопросы, связанные с системой пространственных данных» необходимо до 1 января 2025 года. Так что 2024 год перед властями стоит-таки задача окончательно уточнить границы населенного пункта, откорректировать генеральный план и правила землепользования и застройки. В соответствии с Градостроительным кодексом РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений по обеспечению комплексного и устойчивого развития территории, подчеркивают чиновники.
Областная власть заверяет, что готова и дальше вкладываться в район — но при условии именно комплексного, качественно спланированного его освоения. Игорь Кобзев обозначил срок, к концу которого хотел бы видеть план развития Марковского МО, где будет учтено всё, что касается строительства, капитального ремонта объектов социальной инфраструктуры и дорожного хозяйства: Татьяне Макаревич поручено предоставить проект такого документа к концу первого квартала 2024 года. Область выразила готовность выдать типовой образец пятилетнего плана, но его важно адаптировать под реальные потребности муниципалитета. Глава региона призвал активно включиться в эту работу и депутата Законодательного Собрания Иркутской области Антона Малышева. За него голосовали в том числе жители Марковского МО, так что отстаивать их интересы — прямая задача народного избранника. В предвыборный период традиционно звучало много обещаний, теперь есть возможность вписать конкретные проекты в официальный документ и контролировать реализацию запланированного.
Как быть с «обитаемыми» полями
Говоря о развитии пригорода областной столицы, глава региона категорично высказался в отношении хаотичной застройки. По мнению Игоря Кобзева, выход в том, чтобы выделять земельные участки исключительно под КРТ, то есть комплексное развитие территорий. Это понятие сегодня существует в федеральном законодательстве, и на высшем ровне как раз на нем делают акцент. Суть в том, что некий оператор КРТ (это может быть и коммерческая структура, инвестор) берет на себя ответственность за то, чтобы на территории было грамотно запланировано как строительство жилья, так и формирование всей сопутствующей инфраструктуры — от дорог до школ. Подход, конечно, неплохой. Для будущей застройки.
Однако жители высказали сомнения, что подобный механизм применим к тем территориям, где сотни участков, паи уже принадлежат разным собственникам, а кое-кто уже даже возвел там дома для своей семьи. Как быть в этом случае?
Надо сказать, что в Марковском муниципальном образовании на протяжении нескольких лет тупиковой видится ситуация с полем Черепанова, примыкающем к поселку Маркова. И в диалоге с губернатором в декабре снова прозвучал вопрос — возможно ли включить эти земли (сейчас сельхозназначения) в границы населенного пункта?
К главе региона обратился законный представитель инициативной группы владельцев участков на поле Черепанова. Юрист пояснил, что на текущий момент построенные здесь дома могут попасть под снос, так как на землях сельхозназначения нельзя было возводить даже хозяйственные постройки. И куда же перебираться при таком раскладе семьям, да еще с малыми ребятишками? Пригород для кого-то стал единственной возможностью построить собственный дом. Многие, обживая свои участки даже не задумывались, что будут вынуждены через суд пробовать узаконить постройки, отстаивая свое право жить на этих землях. Тем более, что соседние поля легально уже вошли в состав поселка. По той же схеме муниципальные власти обещали решить вопрос с полем Черепанова. Но до сих пор этого не произошло. «Хотя под выращивание сельхозкультур поле уже не подходит, это и экспертиза показала», — аргументируют владельцы участков, к настоящему моменту построившие или пока только рассчитывающие возвести на них жилье. Потому люди просят губернатора и областное правительство о содействии — чтобы не препятствовали согласованию необходимых документов.
«В начале августа на публичных слушаниях принято решение о включении территории в границы населенного пункта», — объяснил адвокат. В разработанном проекте генерального плана и проекте правил застройки и землепользования это учтено. При этом, по словам юриста, администрация видит возможность включить только часть территории — те участки, что уже фактически заняты индивидуальными жилыми домами.
А как быть тем, кто не строился и добросовестно ждал перевода сельскохозяйственных земель в подходящую для проживания категорию? Этот вопрос тут же последовал в адрес губернатора. Чтобы найти на него ответ Игорь Кобзев предложил создать межведомственную рабочую группу и обязательно включить в нее представителей прокуратуры — чтобы те дали правовую оценку и рекомендовали муниципальной власти возможные законные варианты выхода из сложившейся непростой ситуации.
Получится ли найти такое управленческое решение, которое позволит и закону соответствовать и людям помочь? Пока ясности нет. Редакция «АН» с интересом отслеживает, по какому сценарию пойдет сюжет с полем Черепанова. С одной стороны, и на месте иркутской Кузьмихи когда-то были сельхозугодья, а сегодня это часть большого города. Рост населения и застройка земель — процессы в общем-то естественные.
С другой стороны, понимаем позицию муниципалитета, которому придется озадачиться и обеспечивать инфраструктуру для новой «обитаемой территории». Но разве не в этом, собственно, и функция местных властей?
Инфраструктура пока не поспевает за расширением жилой застройки
Для понимания. Общая площадь Марковского МО сегодня составляет почти 700 га, и кроме поселка Маркова с микрорайонами Березовый, Изумрудный, Николов Посад, Ново-Иркутский сюда входят, например, деревня Новогрудинина, Падь Мельничная, близлежащие садоводства. Привести в порядок такое большое хозяйство непросто. Электричество, водоснабжение, состояние дорог, нехватка школ, детсадов, медучреждений — всё это требует немалых ресурсов и постоянного внимания властей.
И жители о своих нуждах напоминают постоянно. И через официальные обращения, и на личных встречах. Тем более, если представился шанс донести суть проблем напрямую до губернатора.
Так, одной из сквозных тем декабрьской встречи Игоря Кобзева с марковчанами стали сложности с получением медицинской помощи и лекарственным обеспечением. Исполняющий обязанности министра здравоохранения Иркутской области Алексей Шелехов получил сразу несколько поручений. В частности, необходимо выстроить снабжение так, чтобы «чтобы люди не бегали по Иркутскому району и не искали этот несчастный инсулин». Также жители высказали надежду, что на процедуры стационара им не нужно будет «мотаться» в далекий поселок Дзержинск. А молодые мамы попросили каким-либо образом развести потоки в амбулатории, куда сегодня приходят и здоровые малыши на осмотр к педиатру, и взрослые больные к терапевту.
Руководитель областного минздрава напомнил: в будущем для жителей Маркова планируется построить новую поликлинику. Но в лучшем случае она откроется года через три. «Может быть, тогда часы приема для разных категорий разделить?» — предложил губернатор, вспомнив, что была такая практика. Министр пообещал проработать решение.
Высказали жители встречи беспокойство на счет перспективы строительства еще двух необходимых социальных объектов — средней школы и детского сада в микрорайоне Березовый. Казалось, в этом году дело сдвинулось с мёртвой точки, но из-за неудачно выбранной локации детский сад получается уж очень затратным в строительстве.
Однако 27 декабря пресс-служба администрации Иркутского района поспешила заверить: детский сад в микрорайоне Березовый будет построен, рассматриваются варианты. «В данный момент заказчиком (администрация Иркутского района) совместно с подрядчиком (АО «Востсибпроект) рассматриваются возможные варианты по сокращению стоимости строительства детского сада без уменьшения мощности объекта или возможность замены площадки под строительство на территории микрорайона, — говорится в официальной новости. — В процессе проведения инженерных изысканий выяснились необходимость вывоза большого объема насыпного непригодного грунта, вынос инженерных сетей с площадки и, как следствие, удорожание стоимости строительства детского сада. Контракт с АО «Востсибпроект» на строительство детского сада на 490 мест был заключен в декабре 2022 года. Подрядчик должен выполнить работы по подготовке инженерных изысканий, разработке проектно-сметной документации, выполнению строительно-монтажных работ (контракт жизненного цикла). Вся информация, связанная с изменениями по строительству детского сада в мкр Березовый будет доведена до населения дополнительно в феврале 2024 года».
По новой школе первый вариант проектной документации был скорректирован с учетом сложности площадки, для увеличения сейсмоустойчивости. Сейчас нужно дождаться результатов экспертизы проекта. Ожидалось, что школу сдадут в 2025 году. Вероятно, сроки придется сдвинуть.
И мусор давит
Также в списке острых вопросов Марковского МО и в целом Иркутского района — нехватка контейнерных площадок и другие проблемы вывоза твердых коммунальных отходов. Жители часто в соцсетях жалуются на «мусорный коллапс», не постеснялись заговорить о грязи и на личной встрече с губернатором. К ответу Игорь Кобзев подключил министра экологии и природных ресурсов Иркутской области Светлану Трофимову.
Ранее она заявляла, что с 2019 года на обустройство контейнерных площадок и закупку контейнеров на территории Иркутского района направлялись значительные субсидии. Дело в том, что протяженному району, где преобладает частный сектор, необходимо огромное количество мусорных площадок и мусорных баков. В 2024–2025 годах правительство Иркутской области пообещало дополнительно выделить Марковскому МО субсидию на приобретение 150 контейнеров и обустройство 20 площадок. С учетом возможного дальнейшего расширения муниципалитету нужно взвесить всё и подумать, где площадки будут оборудоваться.
Например, жители деревни Новогрудинина сетовали на мусор, который остается в их селе после организованных туристов, а также сваливается соседним садоводством, где своей площадки для ТКО нет. Садоводы на обвинения ответили: технически такую площадку в СНТИ не получится разместить, элементарно мусоровозы к ней не смогут подъехать. Всё-таки найти адекватный, примиряющий обе стороны конфликта, вариант решения этого вопроса губернатор попросил областной минприроды при тесном взаимодействии с руководством предприятия «РТ-НЭО», которое является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
О претензиях к «мусорщикам» завили и жители поселков, которые привыкли сами сортировать отходы: что-то перерабатывать на компост, что-то сжигать, а остальное за свой счет вывозить, вскладчину, заказав всей улицей грузовик. Тогда за что «РТ‑НЭО» выставляет счета? Люди считают, что услуга им не оказывается. У оператора ТКО своя правда: говорит, «частники» нередко вывозят мусор до ближайшей контейнерной площадки, так что в любом случае всё якобы ложится на плечи «РТ‑НЭО». Игорь Кобзев уточнил, есть ли у жителей документы, подтверждающие услуги сторонней компании. Если да, то рекомендовал оператору сделать перерасчет в соответствии с фактической ситуацией. Раз не вывозил мусор — платить не за что.
Зашла речь и о тарифах на вывоз мусора в Марковском МО. Еще одна злободневная тема. Еще весной жители в очередной раз интересовались в соцсетях правительства: «Когда будут результаты общественного голосования по методу расчёта оплаты услуг по вывозу мусора?» Пожелание было такое: начисление оплаты за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными, исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирных домах, а также исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих, для индивидуальных жилых домов. Так, наверное, было бы выгоднее, предполагают люди. Иркутский район пояснял: «Администрацией Марковского МО в феврале было направлено письмо-предложение в министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области изменения расчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. В начале марта от министерства получен ответ о невозможности рассмотрения предложение в связи малым количеством проголосовавших граждан».
Председатель Думы Марковского МО Илья Яковенко на нынешней встрече с губернатором обозначил свою позицию в поддержку жителей. Он убежден, что установленное приказом областного Минприроды требование о минимальном пороге проголосовавших в таком опросе (не меньше 50% зарегистрированных жителей муниципалитета) — на самом деле заградительный барьер, чтобы не пересматривать тариф. «Мы уже 3 года проводим опрос про выбор системы начисления, и свою волю изъявило не больше 6% населения района», — рассказал депутат. Хотя, в случае пересмотра метода расчета оплаты за вывоз мусора, обновленный тариф, вероятно, мог бы принести выгоду куда большему числу жителей. Просчитать всё и пойти навстречу интересам населения можно было бы попробовать и без прямого участия самих марковчан. У администрации муниципалитета все данные, необходимые для расчета и обоснования выгоды, есть. Вот только «РТ‑НЭО» пересмотр тарифа вряд ли обрадует… Хватит ли у активных жителей сил отстоять свое предложение? Захочет ли власть пойти сложным путем, но всё-таки опробовать нестандартные практики, которые бы позволили снять напряженность в Марковском муниципальном образовании? И не только в том, что касается мусорных дел.
Посмотрим, как область и администрация муниципалитета отрабатывают поступившие, до боли конкретные, обращения жителей. Будет ли ощутимый эффект от продолжительного живого диалога представителей власти с населением?..
Игорь Кобзев, губернатор Иркутской области:
— Мы определили, что в первом квартале 2024 года администрация муниципалитета должна сформировать план социально-экономического развития на пять лет. Это должен быть план комфортного проживания людей с точки зрения обеспечения всех сфер — здравоохранения, образования, дорожной и коммунальной инфраструктур, связи. Глава муниципального образования Татьяна Сергеевна Макаревич будет согласовывать учтенные пункты с жителями. Во втором квартале правительство готово будет согласовать эти решения, посмотреть — на предмет каких программ касается исполнение тех или иных задач. В целом финансирование территории увеличилось и с нами согласились жители. Надо продолжать работать и определять первоочередные цели.
Что по дорогам
Ранее правительство презентовало схему по строительству транспортного каркаса Иркутской области, по которой в 2024 году продолжится строительство и ремонт дорог Марковского МО. «В 2023 году в Марковском МО по программе «Транспортный каркас» отремонтировали 1,5 километра. В 2024 году запланировано — 7,7 километра, — сообщило информационное агентство «Иркутск онлайн». Как подчеркнула Татьяна Макаревич, более всего жителей волнуют две дороги: это Центральная и Южная в микрорайоне Изумрудный. Заместитель мэра Иркутского района Екатерина Емельянова добавила, что на территории Иркутского района 1936 километров муниципальных дорог. Из них в собственности Иркутского района — более 213 километров, в Марковском МО — более 148 километров. При этом поступлений в дорожный фонд муниципального образования не хватает даже на содержание дорог, отметила заместитель мэра по капитальному строительству Екатерина Емельянова.
Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства региона Виктор Цишковский рассказал, что всего за три года в рамках программы «Транспортный каркас Иркутской области» власти намерены отремонтировать в Иркутском районе 13 дорог (в том числе в СНТ) на сумму 238,6 миллиона рублей».
Сложности энергоснабжения
Кроме того, жители Марковского муниципального образования 14 декабря встречались с представителями правительства Иркутской области, администрации Иркутского района и энергоснабжающих организаций.
Резкие продолжительные морозы обнажили энергетические проблемы всего района, в том числе в Маркова. Сети работали на пределе и не выдержали. На встрече люди жаловались на постоянное низкое напряжение, отсутствие фаз, отключения света без предупреждения, в — 40°С семьям пришлось часами сидеть без электричества и тепла из-за аварийных ситуаций.
Энергетики заявили, что обо всех проблемах знают и стараются оперативно их решать, работая в экстремальных условиях. Как объяснили представители ОГУЭП «Облкоммунэнерго», ООО «Иркутскэнергосбыт», несмотря на мероприятия по модернизации электросетей, они не выдерживают нагрузку. Район постоянно растет, потребителей становится больше. Инвестпрограмма не поспевает за этими темпами. Есть и бесхозные сети, администрация сегодня может принять их на баланс и передать на обслуживание энергетикам.