Аргументы Недели → Общество № 51(897) 27 декабря 2023 - 9 января 2024 13+

Дети-вундеркинды и попытки воспитать элиту в России

, 19:16

Дети-вундеркинды и попытки воспитать элиту в России

К началу 2010-х в России пытались запустить культ детей-вундеркиндов. С чисто практической точки зрения хотели усовершенствовать систему их отбора, а на уровне идеологии – заменить ими пионеров-героев. Тем не менее почти никто из подававших тогда надежды «звёзд» не загорелся во всю силу. Косвенно это может говорить о проблемах образования, где даже лучшие из лучших умудряются сложить крылья. Но также и о новых трендах в меняющемся мире, где успех не гарантирован никому.

Слабое место

Крымчанка Ника Турбина была самым известным советским вундеркиндом. С детства девочка страдала астмой и плохо спала по ночам. Во время приступов бессонницы 4-летняя Ника стала сочинять стихи, которые записывала её бабушка. В 9 лет она выпустила первый сборник стихов, который был переведён на 12 языков тиражом 300 тыс. экземпляров, с ней всерьёз работал Евгений Евтушенко. В 12 лет Ника получила «Золотого льва» на поэтическом фестивале в Венеции – из русских такой награды удостоилась только Анна Ахматова. Девочку стали снимать в кино.

Но в 1990 г., когда Нике было 16 лет, у неё случился нервный срыв, и она улетела лечиться в психиатрическую клинику в Швейцарию, где вышла замуж за своего 76-летнего психиатра. Через год она развелась и вернулась в Россию, где не смогла найти себе применения и начала пить. В 27 лет Ника Турбина разбилась насмерть при падении из окна.

В 1980-е советские газеты не уставали рассказывать о необыкновенных умственных способностях мальчика по имени Паша Коноплёв. В три года мальчик умел читать и производить в уме сложные математические вычисления, в пять лет Паша по самоучителю освоил нотную грамоту и играл на пианино собственные пьесы. Из первого класса вундеркинд сразу пошёл в четвёртый, где тоже был среди лучших учеников. В 15 лет Паша поступил в МГУ, в 18 – пошёл в аспирантуру и избрался в райсовет под девизом «Если вы за демократа, Коноплёва в депутаты». А в 29 лет человек, в медкарте которого было написано «гений», умер в психиатрической лечебнице.

Нам по неведению кажется, что вундеркинд – это такой же человек, как и мы, только с экстраординарными умственными способностями. Но на самом деле он похож на героя фильма «Большой», гениально сыгранного молодым Томом Хэнксом: 12-летний подросток оказался в теле 30-летнего мужчины, но сохранил всю душевную организацию своего возраста. Гений, успешный учёный и политик Паша Коноплёв резал себе вены, чтобы обратить на себя внимание какой-то дивчины.

Большие надежды подавал и Андрей Хлопин из Краснодарского края. Его имя попало в Книгу рекордов Гиннесса в 2007 г., когда ему было всего 10 лет, – он стал самым молодым автором четырёх научных гипотез в астрономии. Книга «Астрономия для детей» стала для него любимой в три года, а в отрочестве он разгадал секрет «серебристых облаков», светящихся в темноте. Он стал в итоге новым Стивеном Хокингом? Нет, он нынче занимается юриспруденцией и, как пишут, любит подраться на любительском ринге.

Чуть ли не лучшая карьера среди «советских вундеркиндов» у Ирины Поляковой, которая к пяти годам прочитала 26 томов сочинений Жюля Верна. Ирина в 13 лет поступила в МГУ, а сегодня она член совета директоров в крупной компании. В интервью она говорит, что у неё были проблемы с социализацией, и для своего ребёнка она такого «ускоренного развития» не желала бы.

Все эти истории вряд ли можно считать симптомом проблем именно нашего образования. Если посмотреть судьбы вундеркиндов по всему миру, то картина похожая: человек поступал в вуз, едва сняв памперсы, защитил докторскую на фоне полового созревания, а сейчас преподаёт в каком-нибудь заштатном вузе. Сошедших с ума от бремени своего ума и славы тоже хватает. Но ни один вундеркинд не получил Нобелевскую премию и не стал креативщиком вроде Илона Маска. И это совершенно не удивительно, если разобраться.

Узнать гения

Как рассказывали «АН», в 1963 г. по инициативе крупнейшего математика XX века академика Андрея Колмогорова при университетах Москвы, Киева, Новосибирска и Ленинграда появились специализированные физико-математические школы-интернаты. Проект оказался успешным: за полвека четыре школы выпустили около 40 тыс. талантов, из которых каждый третий стал впоследствии кандидатом наук, каждый пятнадцатый – доктором. В 2009 г. на основе этого опыта был разработан Колмогоровский проект, охватывающий 150 школ и центров для работы с одарёнными детьми.

Пытались учесть два главных принципа Колмогорова: во-первых, таланты равномерно распределены по территории страны, на них не влияют демография и социальное происхождение, во-вторых, их воспитание должно начинаться с уже накопленного опыта. То есть новый Ломоносов может вырасти в глухом Поморье, а рост системы начинается с учреждений, где уже накопились соответствующие традиции: школы Гельфанда в Москве или алфёровской школы в Питере. Авторы Колмогоровского проекта исходили из того, что опорными точками должны стать по одной школе в каждом из восьми федеральных округов, а методические и обучающие центры необходимо связать в одну сеть.

По оценке Виктории Юркевич, заведующей лабораторией «Психология одарённых детей» МГППУ, к тому моменту до школы доходило менее 60% талантов, которые не загублены на ранних этапах воспитания. После первых трёх классов продолжали развиваться только треть из них – таково у нас качество начального образования и родительской культуры. К окончанию школы их убавится ещё наполовину. Таким образом, только 10% российских вундеркиндов входят во взрослую жизнь способными совершить что-то значительное. По словам члена-корреспондента РАН Александра Абрамова, Колмогоровский проект родился от отчаяния: если не получается реформировать среднее образование, то надо хотя бы сохранить интеллектуальную элиту в спецшколах.

Весной 2012 г. поддержку одарённых детей в России провозгласили национальным приоритетом. Но представленная на обсуждение «Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов» имела мало общего с Колмогоровским проектом и строилась на совсем других принципах. Основная идея в том, что детям, признанным одарёнными, и учителям, которые их готовят, нужно давать гранты. Для чего необходим специальный фонд.

Но ведь надёжных методик определения одарённости не существует, а накачанные казёнными деньгами фонды частенько оказывались кладезем для коррупционеров. «Нормативное закрепление понятия одарённости» рискует свестись к тестированию детей на IQ. Тогда за статус «одарённого» начнут бороться как сами ребята, так и их учителя и родители. Появятся «коучи», курсы подготовки, а директора школ начнут биться за «одарённых». К тому же финансирование предлагали выделять в зависимости от достигнутого результата, а в Колмогоровском проекте деньги шли на саму работу.

Самое печальное, что не планировалось создавать особой среды для развития детей. И как их вычленять по успеваемости, если мировой опыт говорит, что 20–30% гениев учатся неважно. С двойки на тройку перебивались Дмитрий Менделеев, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Фёдор Достоевский и Билл Гейтс.

– Определять способности детей – это, грубо говоря, вопрос вкуса, – говорит психолог Людмила Крапухина. – Поскольку все дети разные, у многих из них проблемы с достижением результата. Для меня важнее любознательность и умение думать. Каждый ребёнок должен получать ту помощь, которая нужна именно ему: одним – кружки, другим – спецшколы и закрытые пансионы.

К счастью, российские власти вовремя хватились. В 2015 г. в Адлере по инициативе Владимира Путина был создан образовательный центр поддержки одарённых детей «Сириус». В него приглашали для обучения наиболее способных ребят из российских регионов. Рассказывают, от президента исходила идея не приглашать москвичей: у них и так много возможностей для развития, и ни к чему, чтобы самыми одарёнными гостями «Сириуса» оказались дети сенаторов и депутатов.

Появление «Сириуса» не то чтобы решило все проблемы – оно задало тренд и определило приоритеты. Воспитание элиты – это национальный приоритет. Хотя возврата к Колмогоровскому проекту де-юре не произошло, но от погрома удалось спасти лучшие гимназии и спецшколы – в какой-то момент на гребне волны оказалось мнение, что им не место в российском образовании. И речь больше не идёт о том, чтобы загнать талантливого ребёнка на пути к успеху.

Особый случай

Летом 2021 г. обсуждалась история: 9‑летняя Алиса Теплякова поступила на платное отделение МГУ, на бюджет ей немного не хватило баллов ЕГЭ. Но ко второму курсу девочка учёбу не потянула и со скандалом ушла. Место её дальнейшего обучения неизвестно, но отец Тепляковой запустил видеоблог «Учимся с Алисой», набравший тысячи просмотров. Хотя с точки зрения некоторых специалистов эта ситуация является «неапробированным экспериментом по когнитивной акселерации малолетнего ребёнка, не учитывающим познавательные и личностные закономерности развития детей этой возрастной категории».

Другое дело, что тема про одарённость отпрысков очень важна для мироощущения самих родителей. Некоторые из них «мерятся детьми»: у кого они успешнее, у кого больше первых мест и изученных языков. Есть и окружной путь. Термин «дети индиго» – один из самых модных в лексиконе родителей. Но если под словом «вундеркинд» подразумевают конкретные достижения в какой-либо области знаний, то за индиго может сойти едва ли не любой аутичный ребёнок. «Он не больной, а просто особенный», – с гордостью говорят некоторые родители, требуя взять отпрыска в элитную гимназию.

Если его возьмут, это будет трагедия для самого же ребёнка: ему нужна помощь, а не уверения в своей неповторимости. Сегодня многие дети к семи годам понимают много такого, что их родители и представить себе не могли. Но «раса индиго» здесь ни при чём. В мире, где каждые пять лет удваивается объём накопленной человечеством информации, дети развиваются быстрее сверстников из 1980-х, даже если не хотят взрослеть.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram