Недавний блиц-визит Владимира Путина на Ближний Восток и встреча с иранским президентом Раиси в Кремле ещё раз доказали, какое серьёзное значение для страны имеет экспорт природных ресурсов. И конечно, главных из них: нефти и газа. И хотя доля нефтегазовых доходов в поступлениях федерального бюджета по итогам трёх кварталов 2023 г. упала до 5, 58 трлн рублей, всё равно она составляет весомые 28, 3% всех поступлений. Практически треть. Поэтому сверять часы с другими крупнейшими нефтедобывающими и экспортирующими странами необходимо.
Иран нам советник
Говорят, что в прошлом, 2022 г. ни в Минфине, ни в Минэнерго вначале не хотели верить, что Европа откажется от российских энергоресурсов. Слишком уж тесна и долговечна была углеводородная связь между нашими государственными образованиями. Ещё со времён холодной войны двух систем.
Когда же самые пессимистические прогнозы начали сбываться, то чиновники засуетились: «Что же делать?» Наверное, история не сохранит имени мудреца, который посоветовал поближе приглядеться к иранскому опыту преодоления санкций: серому танкерному флоту, перегрузке в открытом море, изменению схем логистики, поиску новых покупателей, на которых по тем или иным причинам не падёт кара в виде вторичных санкций.
Между тем на фоне известных событий и угроз со стороны США и ЕС цены на нефть марки Brent взлетели 8 марта 2022 г. до 127 с лишним долларов за баррель. И держались больше сотни фактически до 1 июля того же года. 3 июня 2022 г. ЕС принял шестой пакет, включающий отложенное эмбарго на морские поставки нефти (до декабря 2022 г.) и нефтепродуктов (до февраля 2023 г.) из России. Временные исключения из эмбарго были предусмотрены для импорта по трубопроводам для тех государств ЕС, которые сильно зависят от поставок из РФ и не имеют альтернатив. Был введён запрет на предоставление услуг российским компаниям в нефтяной отрасли.
Видимо, в преддверии добровольно-принудительного запрета мировая общественность накинулась на наши энергоносители как на горячие пирожки: наторговали нефтью, нефтепродуктами и газом аж на 383, 7 млрд долларов, что на 43% больше, чем в 2021 году. Это был абсолютный рекорд за 27 лет!
Такого ошеломляющего результата удалось добиться во многом благодаря знаменитому развороту на Восток: основными покупателями стали Китай и Индия. Они, каждый по своим причинам, не присоединились к санкциям против России, включая ценовой потолок. То есть взятую с потолка цену в 60 долларов за бочку нашей нефти марки Urals, по которой торговать разрешено, а выше ни-ни. И правда, наше чёрное золото доставалось им с приличным дисконтом, вначале пришлось брать количеством.
Точные объёмы поставок в эти страны не ясны – данные статистических ведомств и чиновников заметно различаются. Но если Китай и до санкций был одним из крупнейших импортёров российской нефти: по данным ФТС России, в 2021 г. закупил 71 млн тонн (в 2022-м – уже 89 млн тонн), то Индия, ранее в передовиках не замеченная, увеличила импорт нефти в 19 (!) раз – до 41 млн тонн. По словам вице-премьера Новака, всего на Восток в 2022 г. развернули порядка 40 млн тонн нефти и нефтепродуктов. Гигантский объём!
Белеет танкер одинокий
Российско-индийская нефтяная торговля – штука, кстати, достаточно любопытная, которая ещё ждёт своего исследователя. Как известно, сухопутной границы с Индией у нас нет, ниток нефтепроводов также не проложено, вся торговля идёт морским путём. Но как перевозить миллионы тонн нефти ежедневно, если Америка размахивает кувалдой санкций?
Как отмечают западные СМИ, в 2022 г. на узком рынке купли-продажи специализированных морских судов творился невиданный ажиотаж на покупку нефтеналивных не новых, но ещё крепких танкеров. Неизвестные покупатели из фирм, зарегистрированных то в Арабских Эмиратах, то в Юго-Восточной Азии, флотилиями покупали такие суда. Причём речь идёт о 500–600 серьёзных танкерах под «удобными» флагами. Целый танкерный флот.
И как подозревают западные журналисты, именно этот флот с выключенными транспондерами и стал перевозить нашу нефть в страну чая и слонов, а также громадной нефтеперерабатывающей промышленности. Там она путём возгонки и смены документов из российской марки Urals превращалась в индийский национальный бензин и дизельное топливо, которые прямым путём шли к авторам санкций в США и Европу. В удачные месяцы уходящего года Индия отгружала в США около 89 тыс. баррелей бензина и дизельного топлива в день, а поставки дизельного топлива с низким содержанием серы в Европу составили 172 тыс. баррелей в день.
И отказываться от этого куска пирога наследники вайшьев не собираются. Министр нефтяной промышленности Индии Хардип Сингх Пури признался: «Скажу откровенно, мы будем играть по рыночным правилам…» А рыночные правила по-индийски таковы: мы покупаем нефть у России с приличным дисконтом и тут же перепродаём продукты её производства по полной Штатам и бабушке Европе. И хозяева мира сыты, и индийские волки целы.
Как бы то ни было, но год 2023-й для нас тоже был «урожайный». Например, доходы России от нефтяного экспорта только в сентябре достигли 18, 8 млрд долларов. Это был рекорд, максимум с июля 2022 г., говорится в отчёте Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованном на его сайте. Средневзвешенная цена российской нефти в сентябре выросла до 81, 8 американского рубля за баррель, на 20 долларов больше, чем установленный западными странами потолок цен. Её дисконт к эталонной марке Brent оказался на минимуме с марта 2022 г. и составил всего 12, 2 доллара за баррель, пишут аналитики МЭА.
Очень жаль, что газ нельзя так же запросто возить по морю-океану в трюмах пароходов. Его надо вначале превращать в СПГ, или сжиженный природный газ. Но у нас всего два, подчёркиваю, два завода выпускают крупнотоннажный СПГ: «Сахалинская энергия» (совладельцы – «Газпром», Mitsui и Mitsubishi), а также «Ямал СПГ» (участники – «НОВАТЭК», TotalEnergies, китайские CNPC и SRF). Технологии, естественно, импортные, со всеми вытекающими. Есть и две российские: «Арктический каскад» и «Арктический микс», но первая среднетоннажная (до 950 тыс. тонн СПГ в год, что капля в море), а вторая крупнотоннажная, 6 млн тонн в год, но только-только запатентованная.
В результате пока мы вырабатываем всего чуть более 30 млн тонн в год. В 2024‑м планируем 47, 3 млн тонн, а к 2030‑му – аж 100 миллионов. Но пока это только планы. Да и на фоне мирового рынка выработки СПГ, сегодня это 500 млн тонн (интересно, сколько будет к 2030-му?), цифры не впечатляют.
Но вернёмся к газу традиционному. В том уже далёком 2021 г. Россия экспортировала 251 млрд кубических метров газа. Из них подавляющая часть, а именно 210 млрд, прокачивалась по трубопроводам. После введения антироссийских гадостей-пакостей экспорт по итогам прошлого года упал на 32, 3% – до 167 млрд кубометров, а добыча снизилась на 11, 8% – до 672 млрд кубометров.
Текущий год тоже не порадовал. По данным Евростата, если ЕС, как главный покупатель российского газа, в 2021 г. забирал 141 млрд кубометров, то в 2022 г. – до 59 миллиардов. В этом и следующих годах речь уже идёт о 21–22 млрд кубометров в год. Во всяком случае, по данным ENTSOG, за период январь–сентябрь суммарный экспорт российского трубопроводного газа в страны ЕС оценочно составил порядка 15 млрд кубических метров. И ещё пара миллиардов в европейские страны, не входящие в ЕС.
Минэкономразвития России, в свою очередь, спрогнозировало, что общий экспорт трубопроводного газа из России в 2023 г. снизится на 26% – до 97 млрд кубов, но в 2024 г. увеличится до 108 млрд, в 2025 г. – до 120, а в 2026 г. – аж до 126 млрд кубических метров. Правда, не пояснив, откуда возьмутся новые покупатели.
Соответственно, упала и выручка газовой отрасли. Так, «Ведомости», ссылаясь на исследование консалтинговой компании «Яков и партнёры» (бывшая McKinsey в России), пишут, что она может снизиться более чем вдвое по сравнению с 2022 г. (165 млрд долларов), составив 71 млрд долларов. Таким образом, доля экспортных доходов в выручке газовых компаний по итогам 2023 г. снизится до 50–60% против 84 в прошлом году и 74% – в 2021-м.
А как же брат Китай и «друг – газовый хаб» Турция? А в этом, надо сказать, весьма щекотливом вопросе «АН» обязательно разберутся. Но уже в следующем году.