С трассы «Скандинавия» съедут мелкие челночники
24 ноября 2023, 15:45 [«Аргументы Недели. Петербург», Дарья Юстус ]
Закрытие погранпереходов между Россией и Финляндией по инициативе Суоми уже ударило по крупному бизнесу автобусных перевозок. Под ударом небольшие магазины финских товаров в Петербурге и Ленинградской области. Крупные игроки не бьют тревогу, но будут вынуждены менять ассортимент.
Компании, работающие на доставке финских товаров, отвечают клиентам по телефону, что работа продолжается в прежнем режиме. Однако часть представителей рынка прочит уничтожение мелких челноков между приграничным регионом России и Суоми как явления. Ажиотажного спроса на финские товары пока, правда, тоже эксперты не наблюдают. Петербуржцы и жители Ленобласти за ковидные, а затем санкционные годы привыкли обходиться без продуктов, бытовой химии, резины для авто и другой популярной ранее финской продукции.
Лишние километры
Кроме того, часть магазинов финских товаров признается, что давно проработали альтернативные маршруты поставок в рамках параллельного импорта. Это позволяет привозить к берегам Невы крупные партии и не зависеть от русофобской политики соседней страны. Но усложненную логистику и лишние километры могут себе позволить крупные игроки рынка. А вот для мелких «челночников» это не выгодно – маленькие партии товаров, которые приезжают в Петербург, становятся баснословными по цене.
«Те, кто возят микропартиями под личное пользование, экономически не потянут конкуренцию. В стоимость товаров помимо курса евро войдет еще почти километровый крюк. У крупных магазинов логистика выстроена по-другому: возят фурами или через третьи страны по параллельному импорту», - рассказали в одном из крупных магазинов финских товаров.
Эксперты компании также отметили, что удлинение «плеча» и крупных игроков заставит кое-что поменять.
Меньше позиций
Из финского импорта, вероятно, уйдут скоропортящиеся позиции, более того, их уже стало меньше. Флагманом называют сливочное масло из Суоми – оно практически полностью может пропасть с полок. Из-за усложнения логистики ряд игроков челночного рынка говорят и том, что будут полностью отказываться от привозов под «заказ». Причем часть магазинов только в ноябре корректировали цены под курс евро, теперь же, указывают представители магазинов, партии будут приходить с новой корректировкой прайса даже в том случае, если с точки зрения себестоимости привоза ничего не изменится. Но причин полного уничтожения бизнеса крупные магазины финских товаров не видят.
Фактически о полном закрытии бизнеса заявляют лишь те, для кого привозы из Финляндии не были основным источником прибыли. У этих предпринимателей логистика как раз выстраивалась собственными силами на личных авто. Работать в последнее время позволяли европейские номера на машине.
Ездить через Карелию таким предпринимателям слишком затратно по времени. Дорога до границы займет, по данным навигаторов, больше 12 часов. Но о планах полного закрытия поставок пока мало кто торопится заявить.
Не ждут больших проблем и те, кто работает непосредственно на поставках IKEA в Россию. По крайней мере, пока границу не закрыла Эстония. Хотя планы такие соседи уже озвучивают, погранпереход в Ивангороде также уходит на ремонт. Но с учетом наличия других пунктов пропуска через границу челночники заявляют, что привезут под заказ практически любую позицию из каталога.
Дополнительные риски
Однако, несмотря на весь оптимизм, работающих на параллельном импорте компаний, есть и другие риски. В частности, в начале ноября замглавы Минпромторга Виктор Евтухов высказался ТАСС о возможности расширения продуктового эмбарго, введенного Россией в ответ на санкции 2014 года.
Он отметил, что в список ограничений могут попасть бытовая химия (входит в топ-5 самых продаваемых товаров у челночников), одежда и ряд других непродовольственных товаров. Но инициатива пока не принята, баланс рынка в пользу отечественных производителей обеспечивается акцизами и ввозными пошлинами. Впрочем, для снижения товарооборота вполне достаточно тех мер, которые предпринимают недружественные соседи.
Цифра:
По данным таможенного департамента Финляндии, к маю 2023 года товарооборот между Россией и Суоми сократился на 78%.
Больше всего сократились поставки финской бумаги, картона и красителей.
Финские предприниматели недополучили из-за этого порядка 400 млн евро.