Киоски – снести или оставить
23 ноября 2023, 21:32 [ «Аргументы Недели. Екатеринбург» ]
Вопрос со сносом нестационарных киосков и борьбе с ними вызвал ярые споры в администрации Екатеринбурга. С одной стороны, многие из них работают с нарушениями, проверять их сложно из-за моратория, а с другой – они дают рабочие места 12 тысячам человек и пользуются спросом среди горожан.
«Деньги только в карман предпринимателя, травят людей»
На заседании общественной палаты Екатеринбурга, которое прошло в середине ноября, начальник департамента потребительского рынка Максим Чаплыгин сообщил, что в настоящее время в городе работают около 3000 киосков, из которых примерно 1000 установлена нелегально, на тех же частных территориях и около многоквартирных домов. Бороться с ними муниципалитету достаточно сложно.
Но количество выявляемых незаконных нестационарных торговых объектов (НТО) в последнее время выросло. В 2023 году мэрия снесла 346 незаконных ларьков, в то время как в 2022-м всего 125. Всего в Екатеринбурге выделяют 2000–2200 мест под законные киоски и ларьки. К 2025 году городские власти намерены оставить порядка 900 киосков по всему городу, отметил Чаплыгин.
Член Общественной палаты Дмитрий Чукреев поддержал позицию мэрии против нестационарных объектов, подчеркнув, что киоски, торгующие шаурмой, часто не соблюдают требования санитарных норм, что приводит к отравлениям. Кроме того, многие подобные точки, по его словам, из-под полы торгуют алкоголем, что подтверждают данные многочисленных рейдов.
– В удручающем состоянии находятся более 70% объектов общепита в Екатеринбурге. За последние полтора месяца проведено 15 выездов, проверено больше 30 нестационарных торговых объектов, и в каждом было свыше 30 нарушений, – отметил Чукреев. – Киоски можно сровнять с землей, потому что никакой ценности, экономической выгоды для города они не представляют. Предприниматель работает только на себя, при этом не приносит никакой пользы обществу. В этих местах травятся люди, обнаруживаются кишечная палочка и стафилококк, это постоянно можно встретить почти в каждом объекте НТО.
Его поддержала и замначальника Екатеринбургского отдела Роспотребнадзора Екатерина Гомонова. По ее словам, в 2023 году служба зарегистрировала более 20 пострадавших с острой кишечной инфекцией. Гомонова также отметила, что во многих объектах общепита «отсутствуют условия для мытья рук персонала даже после посещения им туалетов». А Роспотребнадзор сейчас не вправе проводить проверки работы объектов торговли из-за моратория.
Член Общественной палаты Сергей Федяков предложил оставить только нестационарные объекты, торгующие продукцией, которой нет в обычных торговых сетях и магазинах и которая не вредит здоровью.
Владельцы киосков жалуются на произвол властей
На заседании некоторые чиновники выступили в поддержку НТО.
– Я руководил крупным предприятием и могу сказать, что каждый работник в год приносит не менее 2 миллионов рублей. Если в нестационарной торговле Екатеринбурга работает 10–12 тысяч человек, то представьте, в год в бюджет они приносят 20 миллиардов! Это огромный рынок, и думаю, что за него могут побороться люди, которые занимаются добросовестной конкуренцией, – отметил член Общественной палаты Андрей Мисюра.
По его словам, если киоски существуют, значит, они пользуются спросом и нужны людям.
Позицию уполномоченного по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елены Артюх представила Галина Абушенко, рассказав о сложных условиях ведения бизнеса, с которыми постоянно сталкиваются владельцы НТО.
Она озвучила предложения по урегулированию конфликта местной власти и малого бизнеса:
• создание городской стратегии развития НТО;
• привлечение предпринимательского сообщества к разработке нормативной документации,
• пересмотр схемы размещения легальных киосков в городе на основе упомянутой выше стратегии.
Предложения, озвученные Абушенко, лягут в основу дальнейших обсуждений вопроса о развитии нестационарной торговли в городе.
Депутат думы Екатеринбурга Сергей Козлов обратил внимание на трудовую занятость в сфере нестационарной торговли. По его словам, в объектах НТО в городе работает более 13,8 тысячи человек (сколько из них являются трудовыми мигрантами, он не стал уточнять). Господин Козлов пригласил членов общественной палаты на думскую комиссию, на которой будут рассматриваться проблемы НТО, что справедливо.
В итоге недовольные ситуацией владельцы ларьков зарегистрировали движение «Союз нестационарных торговых объектов (НТО)».
Отметим, что избавиться от нестационарных киосков в 2018 году планировал еще предыдущий мэр Александр Высокинский.
Вопрос уже обсуждали
Тема обсуждается уже не в первый раз. В начале ноября на заседании общественной палаты Екатеринбурга отмечали, что нестационарные киоски являются источниками антисанитарии.
Замглавы мэрии Дмитрий Ноженко рассказал о борьбе с незаконными объектами и отметил, что надо пересматривать их условия работы. Как он отметил, последние три года отношение к владельцам киосков слишком лояльное и нуждается в пересмотре.
– Сначала им были без аукционов подписаны договоры на два года, потом этот срок увеличился еще на год. Получилось три года без аукционов. Все нормы, которые есть на сегодняшний день к внешнему виду, к местам размещения объектов, относятся только к новым объектам, а на тех, кто уже работает без аукционов, этот норматив фактически не действует, – подчеркнул Ноженко.
Член палаты Сергей Федяков также выступил против поддержки уличных киосков и предложил ввести мораторий на их размещение в центре города, сравнив этот бизнес с наркотиками.
– Есть вредный бизнес, который продает наркотики, людей, оружие. Сегодня мы поддерживаем такой неправильный бизнес. В других городах страны этого нет, а у нас засилье этой нестационарной торговли, – прокомментировал Федяков.
Марина Подкорытова