Во времена всемирных боестолкновений и артобстрелов горят не только людские тела бойцов, но в первую очередь человеческие души обычных граждан. Всё происходящее сегодня на Земле — это жестокая, но справедливая проверка Свыше на прочность наших внутренних патриотических убеждений.
Уверен, каждый читатель Аргументов Недели имеет свой набор принципиальных идей, которые подпитывают вашу личную веру в успех нашего Отечества. Но обладают ли ваши дети, тем паче ваши внуки, осознанной патриотической закалкой и ментальным иммунитетом?
Искренние патриоты бывают разными
Мне повезло родиться в начале 90-х в семье потомственных военных. Родиться в период той жёсткой и жестокой трансформации — то ещё испытание для меня и моих сверстников. Но я утверждаю — нам именно, что повезло, потому как нам был дан уникальный шанс соприкоснуться вживую с кардинально противостоящими взглядами на жизнь старшего поколения СССР и подрастающего поколения двухтысячных современной России.
И я говорю не о разнице между идеями консерватизма и либерализма, ответственной свободой и вседозволенностью. За два года СВО эти различия успели набить оскомину и настолько очевидны, что для думающих людей тема давно исчерпала себя ещё за долго до всем известных событий.
Уверен, что назрел серьёзный разговор о более важном: о налаживании взаимопонимания между искренними патриотами всех возрастов. Признаемся честно, патриоты ведь бывают разные: и радикальные, и умеренные, и даже осторожные.
А ведь осторожность не всегда является добродетелью, особенно в контексте «Притчи о Данко» Максима Горького: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего‑то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло..."
Идея укрепления Отечества и защиты Родины едина для всех нас, искренних патриотов. А вот способы и средства достижения этой благородной цели порой существенно разнятся. Поэтому патриотическим силам так важно в современных реалиях уверенно, смело и гордо встать на единую смысловую опору взаимообогащающего содружества.
Эпоха смысловых запятых
Во время вручения премии «Учитель-просветитель года» российским обществом «Знание» с глубоким внутренним трепетом я озвучил со сцены мысль, что сегодня мы живём в эпоху смысловых запятых, когда так важно построить мостик взаимопонимания между поколениями.
Но возможно ли наладить взаимопонимание между людьми, когда внимание человечества нещадно фокусируют на поиске «чужаков» и «несогласных»? С точки зрения государственной безопасности любой страны этот брутальный подход информационного воздействия работает, но лишь в эмоциональном плане и в тактической перспективе, действуя краткосрочно наподобие обезболивающего.
Стратегический же подход влияния смыслового говорит о более деликатном и, самое важное, конструктивном подходе в деле формирования осознанного патриотизма. Для формирования конструктивного стратегического мышления граждан не требуется каких-то сверхусилий. Достаточно научить грамотно расставлять смысловые акценты и распознавать их. Давайте разберём на примере двух фраз:
«Кто не с нами, тот против нас» и «Кто против нас, тот не с нами». Удивительно: слова одни те же, но выводы насколько разные!
В первом случае «Кто не с нами, тот против нас» смысловой акцент направлен на поиск несогласных. Это мышление обозначим тактическим. При отсутствии в обществе устойчивого взаимопонимания и взаимопринятия людьми друг друга, такой нарратив является в среднесрочной перспективе энергозатратным и истощающим.
Вторая же цитата «Кто против нас, тот не с нами» приводит к более устойчивой модели гражданского поведения, потому что фокус мышления человека направлен на конструктивное объединение людей в интересах своей страны.
Объединение вовсе не означает снижение боеготовности. Наоборот — это накопление сил общества и их точечное расходование для превентивной защиты государства. При этом стратегическое мышление не отрицает мышления тактического. Важны оба подхода, но каждый на своём месте в порядке приоритета.
Вспомним хотя бы цитату их трактата «Искусство войны» китайского стратега Сунь Цзы: «Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина».
Поэтому превентивная защита стратегического мышления на уровне ментальной обороны имеет существенные преимущества в долгосрочной перспективе развития любого государства и общества.
Нравственная педагогика
Если войны приходят и уходят, то наши мысли остаются с нами даже после одержанных побед по принципу "Ложечки вернули, но осадок остался".
Поэтому ежедневно мыслить в формате поиска противника - менее надёжно, чем поиск единомышленников. При этом, чтобы найти единомышленников и мыслить едино с кем-то, для начала следует не только понять и принять самих себя, но умудриться однозначно сформулировать личную позицию, объяснив окружающим свою деятельную роль в быстроменяющихся обстоятельствах.
А ведь формированием созидающего стратегического мышления занимаются не на поле боя, а за школьной партой. В стратегическом смысле в войнах действительно побеждают учителя, перефразируя мысль Оскара Пешеля, которую также приписывают Отто фон Бисмарку. При том, что обучить мыслить вовсе недостаточно, нужно ещё и воспитать достойного патриота Отечества.
А в воспитании, как известно, слов учителя (тем более родителя!) явно недостаточно, нужен его нравственный пример, основанный на методологии. Специфику «зеркальных нейронов» головного мозга кто-либо не отменял.
Поэтому с точки зрения воспитания слова — это способ закрепления в уме, воспитываемого конструктивной модели поведения. Если вы требуете от ребёнка мыть руки перед едой, сами того не делая, то когнитивный диссонанс у малыша гарантирован. Сила слова работает в содружестве с силой действия!
Поэтому необходима синхронизация разнородных воспитательных процессов хотя бы в соответствии с древнерусской мыслью «Что ду́мати, то говорите, то де́лати, тем и отчёт держа́ти».
Комплексная методология, которая учитывает эти фундаментальные обстоятельства уже существует и называется «НРАВСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА. Состоит она из трёх методик: смыслографика, доброделие и ресурсный квадрат.
Предлагаемая методология преемственности поколений решает государственную задачу формирования созидающего мышления и нравственного поведения человека, начиная со школьной скамьи. Более того, смежный с обозначенными задачами вопрос эффективных коммуникаций и передачи всех видов смыслов без искажений — это вопрос национальной безопасности.
Послесловие
Через призму методологии нравственной педагогики, в формате авторской колонки, я планирую продолжить рассказывать вам о прикладных отечественных разработках в сфере обеспечения смысловой безопасности страны.
Уверен, вместе мы сможем отточить принципы налаживания взаимопонимания между людьми с различными точками зрения.
Подробнее об мне: https://navighator.ru
Мои страницы в ВК: https://vk.com/navighator
и в ТЕЛЕГРАМ: https://t.me/navighator