> Как ГИБДД Иркутской области оценивает аварийность в регионе и что предпринимает - Аргументы Недели Иркутск

//Общество 13+

Как ГИБДД Иркутской области оценивает аварийность в регионе и что предпринимает

№  () от 7 ноября 2023 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]

Из сводок. «Сотрудники Госавтоинспекции разбираются в обстоятельствах аварии, в результате которой погиб человек на Култукском тракте… Проводится проверка по факту травмирования первоклассниц на пешеходных переходах… Нетрезвый лихач, который 26 раз привлекался за нарушения ПДД, перевернул Lexus в Тайшете, пытаясь скрыться от полицейских… 14-летний (!) мотоциклист погиб в Иркутске… Участившимися ДТП с участием несовершеннолетних обеспокоена ГИБДД»… Дисциплинированные участники движения тоже обеспокоены. Чрезвычайно. Постоянно приходится думать не только за себя, но и за того дурака, которому лучше дать дорогу. Нарваться на «шумахера» без прав и страховки — запросто! «АН» поинтересовались, как областное ГИБДД оценивает аварийность в регионе и что предпринимает.

Три десятка вопросов заготовила иркутская редакция «АН» для Госавтоинспекции Иркутской области. Мы тоже ездим по неспокойным городским улицам и опасным трассам. А без авто тоже стоим на пешеходных переходах и по десять раз оглядываемся, прежде чем шагнуть, даже на зеленый. Время от времени вместе с возмущенной общественностью «вскипаем», когда читаем сводки по происшествиям. В общем, есть что обсудить.

Главные вопросы прокомментировал старший инспектор отделения пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД МВД по Иркутской области, капитан полиции Иван Малахов. Проблематики не на одну публикацию хватит. Хотя областная автоинспекция на протяжении трех лет фиксирует снижение аварийности. Небольшое. Расслабляться рано.

«На протяжении последних нескольких лет фиксируется снижение общего количества ДТП в Иркутской области, — рассказал инспектор, опираясь на статистику. — Так, число автоаварий за период с января по сентябрь в сравнении с прошлым годом уменьшилось на 2,5%. И пострадавших меньше. А вот цифра по погибшим выше — рост на 7%. На самом деле, ситуация на дорогах остается довольно напряженной».

Заметим, что РИА Новости публиковали рейтинг регионов по аварийности в первом полугодии 2023 года. Так что можно сопоставить Приангарье с другими территориями. На первых позициях те регионы, где меньше ДТП. Иркутская область на 67 месте из 85. У нас в среднем 123 дорожно-транспортных происшествия с пострадавшими на 100 тысяч автомобилей, и около 60 пострадавших на 100 тысяч жителей. Для сравнения приведем показатели в регионах, которые (по крайней мере по цифрам) выглядят наиболее благополучными. В Чечне 13,8 ДТП с пострадавшими на 100 тыс. машин и 6,5 пострадавших на 100 тыс. жителей, в Томской области 39,8 и 20,5 соответственно.

«Думал, проскочу» и другие причины жутких ДТП

В ГИБДД анализируют, какие нарушения правил дорожного движения чаще всего становятся причиной опасных ДТП. В принципе, реальность совпадает с обывательскими комментариями в популярных пабликах в духе «думал, проскочу», «торопились на тот свет», «сплошная? не, не слышал».

Вот, пожалуйста, итоги одной недели официально: «C 30 октября по 5 ноября на территории региона зарегистрировано 34 дорожно-транспортных происшествия, в которых 10 человек погибли и 38 человек получили травмы различной степени тяжести. С участием водителей, которые управляли транспортом в состоянии опьянения, или отказались пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения зарегистрировано 2 ДТП. Рейтинг причин ДТП возглавили: нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части (11), несоответствие скорости конкретным условиям движения (5), нарушение правил проезда пешеходного перехода (4), несоблюдение очередности проезда (3), выезд на полосу встречного движения (1)». На прошлой неделе в сводке фигурировали 12 травмированных несовершеннолетних и 7 ДТП с водителями, которые сели за руль, не имея права управления.

Похоже, обилие в публичном интернете откровенно страшных видеороликов с мест ДТП вовсе не отбивает у особо отчаянных (или отмороженных?) автомобилистов желание рискнуть. Не поверим, что есть такие, кому не знаком типовой сюжет: превышение скорости — выезд на «встречку» — лобовое столкновение — месиво… Совершенно не ново. И всё же лихачи, похоже, считающие себя бессмертными, продолжают испытывать судьбу и пополнять коллекцию записей с регистраторов в категории «Жесть. Не для впечатлительных и слабонервных».

А сколько жизней унесли водители, не воздержавшиеся от руля после бокальчика, рюмочки, а то и не одной? «Управление автомобилем в состоянии алкогольного либо иного вида опьянения нередко приводит к печальным последствиям, — не устает напоминать ГИБДД. — С участием таких водителей в Иркутской области за 9 месяцев произошло 220 дорожно-транспортных происшествий, 57 человек в этих авариях погибли и 302 человека получили травмы различной степени тяжести».

Госавтоинспекторы также обращают внимание, что есть нарушения правил, которые становятся прямыми причинами ДПТ, другие (сопутствующие) отягощают последствия: «Ремень безопасности реально спасает жизни, поверьте. Мы-то насмотрелись, что происходит, когда ремень не пристегнут. Мог ведь водитель или пассажир при жесткой аварии в салоне остаться, а ничем не удерживаемый буквально «вылетает» на проезжую часть или прямиком в деревья или другие препятствия. На пострадавших детей, которым родители в салоне машины не обеспечили специальное, соответствующее возрасту кресло, смотреть особенно больно».

6 вопросов о тех, кто травмирует и убивает

В беседе с представителем автоинспекции мы попробовали обрисовать портрет типичного виновника ДТП. Объективные данные, оказывается, подтверждают далеко не все стереотипы. Думаете, без таксистов улицы стали бы существенно безопаснее? Или без автоледи? «АН» спросили и о «дедах на жигулях», и о «неприкасаемых на рэнжроверах».

— Говоря о злостных, убежденных нарушителях или просто тех, кто «подтупливает» на дорогах, мы часто представляем себе прорывающегося на вызов таксиста или, скажем, пенсионера, который красный от зеленого на светофоре не отличит. Не стоит так обобщать?

— Давайте опираться на статистику. А статистика, и мы, соответственно, ориентируемся не столько на возраст, сколько на стаж вождения.

Практика показывает, что больше всего ДТП происходит по вине водителей со стажем свыше 15 лет. За 9 месяцев таких аварий 68. Новички (то есть те, кто за рулем меньше двух лет) чаще демонстрируют осторожность, по их вине зафиксировано только 3 ДТП. Получается, что «свежие» выпускники автошкол в большинстве своем еще держат в уме правила дорожного движения и стараются их соблюдать. А вот те, кто лет 15-20 накатал и теперь «чайников» поджимает и подрезает, часто теряют разумную бдительность. Их подводит самонадеянность.

Бывает, маршрут уже давно знакомый — водитель расслабился, недооценил опасность. Или уверенный, что «здесь-то экипаж никогда не дежурит», выпившим решил сесть за руль и «приехали» — не справился с управлением.

Вы «дедков на жигулях» еще упомянули. Так вот автомобилисты в возрасте за 70 оказались виновниками всего 9 ДТП с пострадавшими.

— А про женщин-водителей что скажете? Источник повышенной опасности?

— Исторически так сложилось, что у нас мужчин-водителей больше, хотя женщина за рулем — тоже давно не редкость. Кто чаще становился виновником аварии, если сортировать по гендерной принадлежности? Мужчины. По нашим данным, на их совести 119 ДТП в Иркутской области за 9 месяцев. По вине женщин — 21.

— А согласитесь ли вы с тезисом, что прослеживаются особенности поведения водителей в зависимости от марки и стоимости автомобиля? «Барин по делам поехал, негоже с челядью вместе стоять», — подшучивает интернет над наглеющими владельцами премиальных машин. А в конце октября в лентах прошла совсем не смешная новость: «В Тайшете автоинспекторы в ходе погони задержали нетрезвого лихача, который 26 раз привлекался за нарушения ПДД. Пытаясь скрыться от полицейских, нарушитель перевернул Lexus, повредив его». С другой стороны, есть мнение, что старые отечественные автомобили, в народе «тазы» и «корыта», их владельцы тоже особо не жалеют. Так кто же лихачит на самом деле? Наверняка вы анализировали? Онлайн-комментаторы вон и на «маркообразных» кивают.

— По моделям автомобилей ДТП не анализировали, скажу честно. Могу только личные выводы делать. Вероятно, мощность транспортного средства играет роль.

А Toyota Mark II часто молодежь, любители подрифтовать, выбирают. Отсюда, наверное, имидж этого автомобиля. Сам я не единожды имел дело с ДТП, когда водитель входил в так называемый неуправляемый (он-то, конечно, думал, что управляемый! ) дрифт. Нередкий финал такого лихачества — столкновение со световой опорой. Ради чего, спрашивается?.. Вопрос риторический.

Что касается, премиальных авто, джипов, то в статистике аварийности какой-то их доминаты не прослеживается. Не буду спорить, возможно, водители на крутых машинах чаще нарушают правила. Но говорить, что они чаще совершают ДТП, было бы неправильно.

— И что, таксисты особым вкладом в аварийность не выделяются?

— ДТП с участием автомобилей такси мы выделяем в особую категорию. Это важно. Но, нужно понимать, что в статистику не входят частные извозчики, которые «бомбят» через приложение. Они, по сути, нелегалы. Мы можем озвучить цифру по ДТП с участием легковых транспортных средств, имеющих лицензию. Подобных происшествий по области в этом году зарегистрировано 9, в них 2 человека погибли и 12 получили травмы. А вот виноватыми таксисты оказались в 6 ДТП из этих 9, 2 человека погибли и 8 получили травмы.

И раз уж мы заговорили о такси, то хочу заметить, что на Госавтоинспекцию также возложена задача выявлять водителей, которые перевозят запрещенные и ограниченные к перевозке предметы, вещества.

И ГИБДД регулярно проводит соответствующие рейды.

— Интересно, как много за рулем людей, у которых вообще нет права управления автомобилем? Сразу вспоминается прошлогоднее резонансное происшествие на Академическом мосту в Иркутске, где жертвами лихача без водительского удостоверения стали две девушки. Этим летом на Иннокентьевском мосту произошло смертельное ДТП — и снова водитель без прав, еще и пьяный, погиб пассажир второй машины. И совсем недавняя хроника: «На гравийной автодороге Боханского района водитель, находясь за рулем Honda CR-V, двигался в сторону деревни Дундай, однако не справился с управлением, съехал с дороги и перевернулся. Установлено, что мужчина не имел водительских прав. В результате ДТП пострадали два несовершеннолетних пассажира».

— 59 человек погибли за 9 месяцев и 484 получили травмы различной степени тяжести в ДТП, где транспортным средством управляли лица без водительского удостоверения или с несоответствующей категорией ТС. Грузовик или автобус водить, очевидно, не то же самое, что легковушку.

— Что, на ваш взгляд, было бы полезно предпринять, чтобы человек сто раз подумал, прежде чем сесть без прав за руль и уж, тем более, нетрезвым?

— Наказание и так законом предусмотрено, вплоть до лишения свободы. Но и пьют, и ездят. Видимо, считают: нет прав, так и нечего терять за нетрезвую езду.

Что касается меры наказания — это вопрос, скорее, к законодателям и к судам. Мы контролируем соблюдение правил и нацелены на профилактику нарушений.

По опыту скажу, что увеличение суммы штрафа слабо влияет на количество правонарушений. Бывает, инспектор останавливает нетрезвого водителя на разваливающейся машине где-нибудь в деревне, выписывают штраф в 30 тыс. руб. А он сразу откровенно говорит: пишите, что хотите, оплачивать нечем и не буду, на еду едва наскребаю.

Не финансовая ответственность, получается, в таких случаях могла бы быть эффективной. Не знаю. Мы же руководствуемся той нормой, что в закон заложена.

Я убежден, что не меньше, чем штрафы, важны воспитательные мероприятия, пропаганда ответственного вождения.

— Вы упомянули про грузовики как особый вид транспортных средств. По дисциплине дальнобойщиков тоже есть вопрос. Иркутская область — регион транзитный. Часто на обгонной полосе «фуры» начинают соревноваться друг с другом, не давая проехать легковушкам, а на однополосной дороге — а это преимущественная часть наших трасс — большегрузы только что откровенно не сбрасывают «мелочь» с дороги. Нарушит правила такая махина — и выжить водителю или пассажиру в какой-нибудь тойоте маловероятно…

— Вы правы, через наш регион проходят 4 крупные федеральные трассы, большой поток грузовиков в направлении Москвы, Владивостока, Китая… На автодороге «Байкал» (несмотря на то, что она активно реконструируется) остается еще много сложных участков, где стоит быть особенно внимательными и осторожными. В частности, в районе 96-го км, на подъезде к поселку Култук. Зачастую водители, незнакомые с особенностями местности, сжигают тормоза, не применив торможение двигателем. При этом грузовик становится неуправляемым, выкатывается за пределы проезжей части. Хорошо, если никого не зацепит. На подъездах к этому отрезку дороги установлены информирующие знаки, таблички. Не заметить их невозможно, тем не менее водители продолжает пренебрегать разумными рекомендациями, подвергая опасности свою и чужие жизни. Еще раз повторюсь, не стоит слишком надеяться на свой водительский опыт, надо смотреть на дорожные знаки и заранее принимать меры к торможению.

— Столкнуться с «дальнобоем» на встречке — тоже страшная ситуация на трассе. И пока едешь 100 км до Култука, 3–4 несущихся на тебя лоб в лоб фуры обязательно встретишь. Куча моментов «чуть было не было». Какая профилактика тут поможет?

— Согласен, есть такая проблема. И наряды ГИБДД к подобным опасным участкам приближены. Кроме того, мы проводим работу с использованием беспилотных летательных аппаратов.

Осложняет патрулирование на тракте тот факт, что элементарно негде поставить патрульную машину. Не должна еще и она дополнительным источником опасности стать на и без того сложной дороге. Экипаж выставляем там, где есть какие-то «карманы».

Отдельно хочу заострить внимание водителей на том, как важно соблюдать режим труда и отдыха. Большегрузы, к сожалению, гонят и гонят. В «шашки» друг с другом начинают играть, обгонять «паровозом» — при том, что уровень концентрации внимания у уставших водителей снижен, не способен не выспавшийся, не отдохнувший шофер адекватно оценивать ситуацию на дороге. Отсюда и ДТП.

Давайте статистику посмотрим. С участием грузовых транспортных средств в регионе произошло за 9 месяцев 26 ДТП, 9 человек погибли, 44 получили травмы. Из них по вине водителей грузовиков — 11 ДТП, погибших нет, 17 человек пострадали.

То есть вина за происшествия примерно в половине случаев лежит на тех, кто управлял легковым автомобилем. На одной дороге с грузовиками надо быть еще осторожнее, чем где бы то ни было. Многотонная техника не сможет мгновенно остановиться на горке или повороте, откуда на нее неожиданно выскочит другая машина. Понятно же? Тогда откуда столько жертв на дорогах?

— Возвращаясь к теме контроля нарушений, обсудим камеры видеофиксации на дорогах? Хорошая же альтернатива дежурному экипажу, особенно если все опасные участки патрулями не охватить? Отдельно горячей точкой остается ситуация на улице Трактовой в Иркутске, где постоянно возникают заторы и пробки. Отчасти решением проблемы для маршрутного транспорта стала «выделенка». Но по выделенной полосе все чаще двигаются и легковые авто. Камеры там вроде как фиксируют нарушения. Однако желающих миновать пробку, мешая автобусам, меньше не стало.

— Там, где ГИБДД видит рост числа ДТП, автоинспекторы проводят рейды. Это касается и перекрестков, и пешеходных переходов, и других сложных участков.

Периодически сотрудники автоинспекции дежурили и на Трактовой. Сейчас там появились камеры. Девять комплектов. Они будут регистрировать выезд автомобилей на выделенную полосу для общественного транспорта. Пять камер — в одну сторону, четыре — в другую. Камеры проходят процедуру настройки, калибровки, и в ближайшее время планируется их запуск. Штрафовать будут все автомобили за исключением маршрутных автобусов и легковых лицензированных такси. Штраф за езду по выделенной полосе составляет 1500 рублей.

Камеры, несомненно, помогают дисциплинировать водителей. За 8 месяцев комплексами в Иркутской области было выявлены сотни тысяч нарушений, вынесено 892 тысячи соответствующих постановлений. По мере возможности, как мы видим, областной минтранс наращивает число установленных комплексов видеофиксации. Это в его полномочиях.

— В новостях сообщалось, что скоро «инспектор будет в каждом смартфоне». На 2024 год анонсируют запуск федерального приложения для фиксации нарушений ПДД с помощью телефона «Народный инспектор». За основу взяли сервис, существующий в Москве. Говорят, в случае успешной фиксации и последующего оформления постановления, сигнализировавшие пользователи должны получить бонусы. А пока приложение в разработке, возможно ли привлекать к ответственности нарушителей дорожных правил на основании сообщений от очевидцев?

— Про приложение комментировать не уполномочен, у меня нет этой информации. Что касается обращений бдительных граждан, есть практика, когда они становятся основанием для привлечения нарушителей к ответственности. Очевидцы фиксируют нарушения на фото и видео. Важно, чтобы они были готовы официально, в ГИБДД, давать пояснения о месте нарушения и другим обстоятельствам. Вероятно, со специальным официальным приложением процесс будет во многом автоматизирован.

Также стоит отметить то, что на постоянной основе ГИБДД проводит мониторинг средств массовой информации и социальных сетей. Так что видеозаписи, на которых видно, что водитель нарушает ПДД, мы без внимания не оставляем. Выходим на разместивших ролик, общаемся, выясняем обстоятельства, выходим на владельца автомобиля, привлекаем виновных к ответственности.

Например, в ходе мониторинга социальных сетей, сотрудниками Госавтоинспекции было установлено, что на кадрах, размещенных в сети Интернет, зафиксирован факт нарушения ПДД водителем автобуса «ПАЗ», который совершает проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора в Центральном районе города Братска. Водитель установлен и привлечен к административной ответственности. Он заплатит штраф в размере одна тысяча рублей.

В том же Братске еще одно ПДД было зафиксировано видеорегистратором очевидца на улице Баркова. В то время как перед пешеходным переходом остановился один автомобиль, для того чтобы пропустить ребенка, переходившего проезжую часть, нарушитель на «Рено Логан» не остановился и не уступил дорогу пешеходу. Действия автолюбителя подлежат ответственности по статье 12.18 КоАП РФ (непредоставление преимущества в движении пешеходам). Для составления административного материала нарушитель был приглашен в ГИБДД, 37-летний водитель заплатит штраф в размере одной тысячи пятисот рублей.

В Ангарске, благодаря социальным сетям, сотрудники ГИБДД тоже установили и привлекли к ответственности водителя автобуса. На видео запечатлен момент, когда мужчина, управляя автобусом по маршруту Ангарск-Иркутск, отвлекался от дороги и смотрел видеоролики в телефоне. В ходе проверки полицейские установили, что нарушитель не был пристегнут ремнем безопасности. Теперь госавтоинспекторы планируют организовать встречу с водительским составом данного автотранспортного предприятия, чтобы в очередной раз напомнить о важности соблюдения дорожных правил и степени ответственности за остальных участников движения.

— Интернет и другие технологии тоже встали на службу ГИБДД. Теперь и у инспекторов, которые дежурят на дороге, на форме закреплен мобильный видеорегистратор. Антикоррупционное нововведение? Вообще в финале беседы интересна ваша оценка: что стало самым принципиальным, значительным изменением в работе Госавтоинспекции за последние лет пять-десять?

— В России реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Существенные средства выделяются не только на приведение дорог в нормативное состояние, но и на другие важные для безопасности на дорогах мероприятия. Обновлен автопарк ГИБДД. Государство вкладывается в профилактику, в пропаганду безопасного вождения. Будем надеяться, что наметившаяся тенденция к снижению числа ДТП укрепится. Во всяком случае мы для этого прилагаем все усилия.

Мнение

Нет прав — нечего терять?

Роман Богачев, руководитель службы аварийных комиссаров «Дифференциал»: «Обращает на себя внимание негативная тенденция: водители, которые попались в руки сотрудников полиции в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и которых лишили права управления транспортным средством, не боятся снова садиться за руль, порой даже на следующей день и снова под шафе. Этих людей не пугает даже вероятное лишение свободы. То ли система наказаний плохо работает, то ли суды часто оправдывают таких опасных нарушителей. Проблема крайне острая.

Имейте в виду. Если «лишенца» поймали в результате грубого нарушения правил дорожного движения, ДТП или в нетрезвом состоянии, наказание законом предписано куда более серьезное, чем за первый проступок. В соответствии со ст. 264.1 УК РФ нарушителю грозит штраф 200–300 тыс. руб., обязательные работы на срок до 480 часов или лишение свободы на срок до 2 лет».

Контроль

За нарушителями — глаз да глаз

В сентябре пресс-служба областного правительства проинформировала: «В 2023 году из бюджета Иркутской области на приобретение комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения выделено 425 миллионов рублей. На эти средства приобретут 94 единицы техники, 10 из них передвижные. Стационарное оборудование будет установлено до конца года. На данный момент в регионе работает 105 стационарных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения и 61 муляж такого оборудования».

Власти уточнили, что в Приангарье начнут работать 10 передвижных и 2 мобильных комплекса фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. По два комплекса направят в Братск, Тулун, Зиму и Черемхово, по одному — в Тайшет, Алзамай, Байкальск и в Иркутск. Передвижные комплексы будут размещать на треногах вдоль дорог. Мобильные комплексы установят в автомобилях, они будут фиксировать нарушения во время движения, в потоках транспорта.

«Техника будет работать на дорогах федерального, регионального и местного значения так как для нас важно не значение дороги, а безопасность водителей, пассажиров и пешеходов, — прокомментировал губернатор Иркутской области Игорь Кобзев. — Все места определены совместно с ГИБДД по Иркутской области».

Камеры предназначены для регистрации таких правонарушений, как превышение установленной скорости движения, выезд на встречную полосу, движение с не пристегнутым ремнем безопасности водителя или пассажира, движение по обочине, пересечение сплошной линии разметки и другие.

«По статистике в Иркутской области больше всего нарушений правил дорожного движения происходит на дорогах федерального значения. Принято решение, что новые комплексы будут работать в том числе на дорогах Р-255 «Сибирь» на участках от Тайшета до Иркутска, А-331 «Вилюй» от Тулуна до Братска и Р-258 «Байкал» от Иркутска до Выдрино», — рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максим Лобанов.

Места размещения передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения указаны на сайте министерства транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области.

Обратите внимание, что с 28 августа 2023 года в тестовом режиме, а с 27 сентября в полноценно рабочем (то есть штрафы на основании данных с камеры уже выписывают) работает новый современный комплекс фото- и видеофиксации «Пульсар», расположенный на улице Байкальской в Иркутске, в районе площади 50 лет Октября. Известный очаг аварийности. Камера фиксирует нарушения скоростного режима, дорожных знаков (в частности, правил разворота), дорожной разметки, разговор водителя по сотовому телефону, неиспользование ремня безопасности и невключенный свет фар. Подобного многофункционального комплекса еще не было на дорогах Иркутской области.

«Узнать о наличии/отсутствии штрафов в области безопасности дорожного движения вы можете на сайте Единого портала государственных и муниципальных услуг или в мобильном приложении «Госуслуги. Авто». — напоминает Госавтоинспекция.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте