Выбор "слова года" является практикой, которая начала развиваться в разных странах мира. В Германии это началось в 1971 году благодаря инициативе Общества немецкого языка в Висбадене, ответственного за языковые стандарты. Первым "словом года" в мире стало "aufmuepfig" («бунтарский»). Традиция выбора "слова года" стала укрепляться в 1977 году, когда выбрали "Szene" (сцена), но в контексте обозначения сообщества людей.
Обычно, эти слова связаны с актуальными политическими и экономическими событиями, как, например, выбор "свобода передвижения" в 1989 году после падения Берлинской стены или "смена эпох" (Zeitenwende) в 2022 году в связи с конфликтом на Украине.
В США аналогичная практика началась позднее, в 1990 году, когда Общество американского диалекта (ОАД) выбрало свое первое "слово года" - "губыбуша" (bushlips), связанное с обещаниями и враньем президента Джорджа Буша-старшего о неповышении налогов.
Таким образом, в разных странах мира выбор "слова года" связан с актуальными событиями и языковыми изменениями, отражающими культурные и политические аспекты общества.
В отличие от немецкой практики, ОАД (Общество американского диалекта) не ограничивалось выбором слов, связанных только с политикой, а также учитывало социальные темы и языковые новшества. Например, в 1991 году главным словом стала грамматическая конструкция «… Not!», которая стала популярной из-за использования её для сарказма и усиления отрицания.
С течением времени, другие издательства толковых словарей начали представлять свои версии "слова года". Например, американский словарь Merriam-Webster начал выпускать свой список с 2003 года, британский Оксфордский словарь начал это делать на следующий год, и сейчас представляет английский и американский варианты. Издатели словаря Collins начали выбирать "слово года" в 2012 году. Кембриджский толковый словарь английского языка начал представлять свою версию в 2015 году.
Даже при огромной конкуренции на рынке, составители стараются избегать дублирования "слова года". Например, в 2020 году, когда всемирное внимание было сосредоточено на пандемии, разные словари выбрали разные слова, связанные с этой темой, такие как COVID, "карантин", "пандемия" и "локдаун".
В Китае традиция выбора "слова года" началась в 2006 году, и она включает в себя как внутренние слова и фразы, характеризующие жизнь в стране, так и те, которые отражают взгляд китайцев на события за границей. Каждая из четырех категорий имеет десять вариантов, и одно из них выбирается как главное слово года.
Выборы "слова года" отражают культурные и языковые аспекты общества в разных странах и регионах мира.
В 2013 году в Китае с изменением власти под руководством Си Цзиньпина практика выбора "слова года" изменилась. Теперь Партия и государство решают, какие слова и фразы должны становиться главными. Случайные слова типа "пандемии" или "ковида" исключаются из шорт-листа, и вместо этого выбираются слова, которые соответствуют правильной идеологической окраске. Например, в 2020 году, во время пандемии, главными словами были "народ" и "искоренение бедности".
В 2022 году "словом года" снова стала "стабильность", а фразой - "20-й съезд Компартии". Другие популярные фразы включали "модернизация Китая" и "весь процесс народной демократии". В категории слов, отражающих взгляд китайцев на жизнь за пределами страны, главным стало слово "война". Фраза "российско-украинский конфликт", которая уже ранее входила в десятку популярных фраз, также поднялась в этом списке.
В Японии, вместо выбора "слова года", выбирают "кандзи года" - иероглифический символ, который считается красивым и имеет определенное значение. Этот выбор учитывает эстетические аспекты. Например, в 2022 году "кандзи года" был иероглиф, обозначающий "войну" или "битву", что отразило начало военных действий на Украине и убийство премьер-министра Синдзо Абэ.
Таким образом, выбор "слова года" или "кандзи года" отражает не только языковые аспекты, но и политическую и культурную ситуацию в разных странах и регионах.