Похоже, власти всерьёз взялись за массовый спорт. Глава Минспорта Олег Матыцин сформулировал три главные цели: обороноспособность, трудоспособность, детоспособность. Для защиты страны, трудовых свершений и рождения детей нужны здоровые, физически развитые люди. Требуется повсеместная интеграция спорта в образование, здравоохранение, в программы развития села, производства и бизнеса. А соотношение вложений в массовый спорт и спорт больших достижений уже сегодня составляет 60% к 40% соответственно. И хотя к статистике министерства давно есть масса вопросов, прогресс виден невооружённым глазом.
Очки, проценты, рубли
12 августа 2023 г. День физкультурника в России прошёл с небывалым, напоминающим времена СССР размахом. В «Лужниках» открытая тренировка олимпийской чемпионки по фигурному катанию Аделины Сотниковой собрала сотни участников. Возрождены подзабытые советские массовые соревнования вроде «Папа, мама, я – спортивная семья». Не забыли вернуть к жизни физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), в рамках которого предусматривается сдача спортивных нормативов в 11 возрастных группах начиная с шести лет. Только в 2022 г. знаки отличия ГТО получили 6, 3 млн россиян, а на постройку площадок комплекса (перекладины, брусья, сектора для прыжков в длину) израсходовано 1, 5 млрд рублей.
Помимо традиционных любительских спортивных турниров, проходящих в плановом режиме много лет, появились новые многоэтапные соревнования: Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания», Спартакиада пенсионеров России, Всероссийские зимние сельские спортивные игры, а также всероссийские массовые старты: «Лыжня России», «Кросс нации», «Оранжевый мяч», «Российский Азимут», «Всероссийский день бега».
Два года назад «АН» с изумлением анализировали статистику Минспорта, осваивавшего 67 млрд рублей в год по госпрограмме «Развитие физкультуры и спорта». Тактические цели в 2009 г. выглядели так: к 2021 г. систематически заниматься физкультурой должны 40% населения, а не 15%. Занимающихся в спецучреждениях (ледовых аренах или модных манежах) рассчитывали наблюдать и вовсе до 50%. А армия организаторов физкультуры вырастет на 65 тыс. человек. Как было принято в СССР, всё выполнили и даже чуть перевыполнили: около половины россиян от 3 до 79 лет, оказывается, системные спортсмены. То есть проводят не менее 8 занятий в месяц по два часа в неделю.
Но вскоре вышел 50-страничный отчёт Счётной палаты: посмотрите, количество 15–18-летних россиян, занимающихся спортом, на 7% превышает общую численность населения в этом возрасте. В стране живёт 5, 5 млн таких юниоров, а спортом официально занимаются 5, 8 миллионов. По статистике, каждый десятый россиянин ходит в тренажёрный зал. Но зампред Счётной палаты Галина Изотова констатировала, что «Стратегия развития физической культуры и спорта в России до 2020 года» за 11 лет главной цели (доступности) не достигла. Даже если у гражданина под боком футбольный стадион, то арендовать там четвертинку поля на полтора часа стоило около 5 тыс. рублей с команды. Разово сходить в спортклуб с бассейном тогда обходилось 1200 рублей. Для большинства россиян это очень дорого.
Счётная палата отметила также, что у Минспорта отсутствует какая-либо информационная система, способная учитывать «регулярных» спортсменов. Как нет и актуального реестра объектов физкультуры и спорта. Откуда же тогда брались цифры отчётов, если не просто из воздуха? Но чиновник изворотлив и всегда имеет «набор предложенных мер». Например, он построил в микрорайоне баскетбольную площадку за миллион. Правда, на ней через неделю сломали кольца, а купить в магазине новые по 400 рублей «нет бюджета». В Воронежской области малоимущие могут через субсидию вернуть половину стоимости абонемента в фитнес-центр. Но для этого нужно собрать столько справок и отстоять столько очередей, что за несколько лет услугой не воспользовался ни один житель.
Однако нет ни скандала, ни обстоятельного разбора полётов. Во-первых, всех уже наградили и запустили новую спортивную стратегию, согласно целям которой к 2030 г. систематически заниматься физкультурой будут уже 70% россиян. Во-вторых, в Кремле тоже поверили данным Минспорта, будто 10% россиян ходят в бассейн, и потребовали, чтобы у всех российских школьников был в программе урок плавания. А это новые планы и новые бюджеты.
По данным статистики на весну 2023 г., физической культурой и спортом занимаются уже 70 млн россиян в возрасте от 3 до 79 лет. В сфере спорта работает более 400 тыс. человек и функционирует свыше 350 тыс. объектов спорта, на которых одновременно могут заниматься 9, 5 млн человек. А ещё в 2022 г. в России было проведено аж 13 тыс. соревнований и спортивных мероприятий. Показуха? Конечно! Но и в ней есть светлые моменты.
«Мёртвые души» спорта
Министр спорта Олег Матыцин довольно часто повторяет в выступлениях эту страшную цифру – 70% занимающихся спортом россиян к 2030 году. Создаётся впечатление что министерство в самом деле собирается её достичь. А куда деваться, если этот показатель зафиксирован в президентском Указе «О целях национального развития до 2030 года»? Если посмотреть на графики Минспорта, то столбики процента спортсменов-любителей напоминают крыльцо Грановитой палаты: каждая ступенечка выше ровно на величину прироста прошлогодней. То есть примерно на 3%. Нетрудно подсчитать, что если в 2022 г. насчитали уже почти 53% спортивного населения, то к 2030-му план слегка перевыполнят. «При разработке стратегии мы руководствовались тем, что у каждого жителя России должны быть равные возможности заниматься физкультурой и спортом, вести здоровый образ жизни», – уверен министр Матыцин.
Правда, Минспорт учитывает не всё население страны, а только граждан в возрасте от 3 до 79 лет. А летом 2021-го стали вычитать из массы «спортивнообязанного» населения тех, кто имеет противопоказания и ограничения для занятий физической культурой и спортом (новая переменная сразу улучшила общий показатель на 1, 5%). Правда, как считали спортсменов-любителей по всей стране, всё равно яснее не стало. Сам же Минспорт пишет в «Стратегии развития спорта»: «Органами государственной власти отмечается недостаток качественной и оперативной статистики, в том числе на региональном уровне».
Впрочем, откуда берутся стахановские темпы оздоровления населения, давно не секрет. Их может объяснить, например, любой детский тренер. Один из них рассказывает: «Все мои дети попадают в статистику минимум два, а то и три раза. Мы подаём списки занимающихся, куда наше начальство заботливо вносит даже тех, кто уже давно бросил тренировки. Эти же дети выступают и за свои общеобразовательные школы. А если они ездят в летние спортивные лагеря или играют за городские или областные команды, их считают ещё раз. Кроме того, в нашем клубе по вечерам тренируются взрослые любители-ветераны. Некоторые из них приходят погонять мяч пару раз в год, но для статистики они – активные посетители спортивных клубов».
Для организаторов массового спорта имеются кнут и пряник: за отсутствие целевых показателей прироста могут лишить стимулирующих или не дать вовремя отпуск. Увеличить показатели несложно: проверять, скорее всего, никто не будет, поскольку ни у кого нет мотивации разоблачать приписки. Скорее набуханию отчётов способствуют: нынче занятия физкультурой и спортом считаются систематическими при соблюдении двигательного режима от 75 минут (для малышей 3–5 лет) до 125 минут (для людей в возрасте 16–29 лет) в неделю. А до 2019 г. требовали не менее трёх часов в неделю, которые должны быть разбиты хотя бы на два занятия.
Также три года назад при подсчёте стали учитывать занимающихся в форме самостоятельных занятий (например, в бассейне или тренажёрном зале). А раньше в статистику попадали только организованные занятия с тренером. Кстати, сами списки, используемые для составления 1-ФК отчётов, безымянные! Соответственно, отследить неоднократное попадание одного и того же ребёнка в статистику не просто сложно, а невозможно. Минспорт признаёт проблему и планирует ввести единый Спорт-ID (электронный паспорт спортсмена) для каждого. Но не приведёт ли это к обратному эффекту? Для футбольных болельщиков уже ввели Fan-ID, который обрушил посещаемость матчей российской премьер-лиги (фанатские объединения бойкотируют его по всей стране). Спортсмены-любители тоже могут почувствовать себя униженными: они же для здоровья и куража занимаются, а не для чиновничьих отчётов.
В то же время вряд ли кто-то будет спорить с тем, что ситуация с массовым спортом изменилась к лучшему за последние 10 лет. Без всякой статистики видно увеличение числа качественных спортивных площадок в спальных районах. Причём если раньше на них можно было поиграть только в футбол и баскетбол, то сегодня есть и тренажёрки, и теннисные столы, и скалодромы. Ещё 10 лет назад Санкт-Петербургский государственный университет не имел своего стадиона, а сегодня при любой школе есть возможность заниматься спортом. И часто бесплатно.
При всей уродливости системы спортивной показухи, кое-где и она приносит вполне реальные плоды. Раньше для директора школы тренер со стороны, который хочет арендовать у него спортивный зал по вечерам, – это просто лишний геморрой. Сегодня такой затейник – находка в борьбе за показатели. А отшивать его опасно: родители скажут, что не дают детям заниматься спортом, и эта информация может пойти выше. Чиновники тоже понимают: иногда проще реально создать условия для занятия спортом, чем имитировать усилия.
Вероятно, больший запрос на спорт стал исходить и от родителей. «АН» недавно рассказывали о моде на инвестиции в детей: и эти инвестиции часто подразумевают претензию на профессиональную спортивную карьеру. Когда многие социальные лифты в стране сломались, некоторые родители переориентировались на построение карьеры своих детей. Кроме того, предков стали сильнее пугать отпрыски, теряющие себя в смартфонах, а спорт – надёжное отвлечение для них. Тем более когда такое было, что теннисом или хоккеем кое-где можно заниматься бесплатно? И хотя ключевое слово «кое-где», разве Россия – не страна чудес?