Стихи приходят сами, не спросясь. Иногда в самые неподходящие моменты, когда нет под рукой ни бумаги, ни карандаша. Поэтесса Полина Лахтина поделилась с нашим корреспондентом сокровенными моментами своего творчества.
— Вы спросили меня, как поэзия помогает человеку формировать душу? Да, человек, начавший читать стихи, чувствует все окружающее... А дальше его душа еще больше совершенствуется, учится глубоко чувствовать тонкие миры… Он начинает уже сострадать людям, животным, да, что там, всему-всему… Он становится чувствителен…
— Но люди же не читают стихи?
— Сейчас, да. А в XIX веке читали повально. Просто время такое…
Нынче всем, увы, не до стихов
— Печально… И как ты, поэтесса, дальше думаешь жить?
— Так простите, время ведь на мне не заканчивается. Тот же самый Уильям Блейк умер, а его поэзию оценили через 200 лет. Сказали: «Боже, да он гений!» Мир просто за ним не успевал. Вот и все…
— Интересно, а ты сама- то свою поэзию насколько баллов оцениваешь?
— А я ее не оцениваю. Пишу и все…
— Я имел в виду: ты собираешься развиваться или уже всем довольна?
— Конечно. Я пытаюсь развиваться, потому что мне сам процесс познания интересен…
— Процесс познания чего?
— Познания совершенно разных стилей написания. Познания разных аспектов жизни. Поэт — это же не просто человек, который сидит и думает: «Вот возьму и напишу стихи про стол…». У него сначала должна родиться эмоция, какие-то переживания, которыми он хотел бы поделиться с читателем… А кто-то другой, прочитав его стихи, скажет: «Боже мой, да это же то же самое, что я чувствую! Как мне это близко!».
— То есть, когда твою чудную головку начинают переполнять мыслеобразы, у тебя появляется желание это все выплеснуть?
— Поделиться. Да.
— Вот ты и влипла… Напомню первую сутру Будды: «Любая высказанная вслух мысль является ложью». Перефразировал ее и Федор Тютчев в стихотворении Silentium («Молчание»): «Мысль изреченная есть ложь». Да и Рене Декарт также утверждал, что мысль, высказанная вслух, — ложь.
Как же ты можешь передать свою мысль словами? У тебя, видно, в этот миг начинаются муки творчества, когда ты пытаешься все это изложить на бумаге…
— И ты садишься и начинаешь писать…
Мода в поэзии, и поэзия в моде…
— Но как же можно мысль свою изложить на бумаге?
— Вот, кстати, это действительно, как белая канва для вышивки узора, и ты начинаешь нащупывать, набрасывать на ней «скелет» стихотворения… А потом его прорабатывать, смотреть чтобы не было повторений, чтобы все вязалось: едино, логично. Чтобы было стройно. Чтобы не было перебора в количестве слогов, чтобы не вышло тут десять, тут пятнадцать, а тут четырнадцать — тогда идет дисбаланс…
Потом начинаешь перечитывать, пробовать «на вкус», начинаешь думать: «Нет, все же так нехорошо…». Ходишь, думаешь, размышляешь, перечитываешь, откладываешь дня на два…
— Но в голове-то при этом переполненность…
— А смотря когда. Не могу сказать: иногда бывает, что уже готовое стихотворение в голове идет нон-стоп, и ты просто садишься и записываешь его, а когда муки творчества — то одна мысль, то другая. Ты ее ухватываешь, начинаешь от нее отталкиваться, а потом идут строчки, ты начинаешь их одну за другой смотреть… Если ты профессиональный поэт, то хочешь, чтобы у тебя не было (Сейчас я скажу страшную мысль.)… глагольной рифмы. С точки зрения поэзии это считается очень плохо: «убить» и «жить», например: такие рифмы не приветствуются...
— Кем не приветствуются? Кто берет на себя такую смелость?
Продолжение следует…