Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Иркутск → Общество № 29 (875) 26 июля - 1 августа 2023 13+

Активной общественности Иркутска предложили озадачиться мастер-планированием

, 08:57

Активной общественности Иркутска предложили озадачиться мастер-планированием
Cтроительство самого большого в России светомузыкального фонтанного комплекса в городскогом парке Дербента профинансировал Сбер. Фото welcomedagestan.ru

«Есть ли у вас план, мистер Фикс? — Есть ли у меня план? Есть ли у меня план? Да у меня целых три плана!» Суетливая фразочка из мультфильма «80 дней вокруг света» крутится в голове. Три плана, особенно если в каждом кто-то тянет одеяло на себя, Иркутску вряд ли помогут, а вот один общепризнанный, всех устраивающий, возможно, стал бы сильным аргументом в переговорах о финансировании с чиновниками «на самом верху», а также с крупными инвесторами. По крайней мере, в этом нас заверяют те, кто градостроительством и обустройством занимается профессионально. Довольно убедительно ссылаются на опыт других территорий — Красноярска, соседнего Улан-Удэ и далекого, однако такого притягательного для многих россиян дагестанского Дербента.

Периодически в СМИ, в интернет-пространстве, на всевозможных стратегических сессиях проявляются некие перспективные проекты, касающиеся самых разных районов Иркутска. В основной массе это довольно интересные идеи, способные обнадежить горожан. Вспомним несколько из недавних.

Грандиозный парк развлечений, с «американскими горками» и прочими аттракционами обещали сделать на острове Конный. Полгорода за Маратовским кольцом планируют перестроить в комфортное предместье Знаменское и там тоже локализовать несколько благоустроенных парковых зон. По Ангаре, в соответствии с наметками иркутских властей, предпринимателей, стоило бы организовать движение современных, красивых теплоходиков, электрокатеров… Заманчиво? А реализуемо? Вопрос, который, как показывает практика, чаще всего упирается в деньги. А еще — в умении согласовать интересы и конкретные проекты нескольких сторон, го есть общественности администрации, бизнеса.

«Как раз привлечь финансирование и учесть в «образе будущего» Иркутска мнения, идеи, предложения, проекты предпринимателей и некоммерческих организаций помогает мастер-план», — говорят те, кто лоббирует процесс разработки такого документа для областного центра и изучил российский опыт. В середине июля плюсы и нюансы мастер-планирования обсуждали на заседании дискуссионного клуба «PRO Иркутск» в Байкал Бизнес Центре. На роль главных спикеров позвали председателя проектно-аналитического комитета администрации Улан-Удэ Вадима Имидеева и урбаниста, архитектора из Красноярска Антона Шаталова. Коротко — о том, какие мысли стимулировала прошедшая дискуссия.

Сразу скажем, что мастер-планирование — процесс специфичный, выходящий за полномочия городских администраций. Часто финансируется за счет крупного бизнеса или грантов, субсидий.

Министр строительства Иркутской области Александр Галкин поясняет: «Мастер-план способен, пусть и неофициально, стать новой базой для всей градостроительной политики столицы Иркутской области. Как правило, его учитывают при разработке генплана города, правил землепользования и застройки, регламентов. Считаю, что такие документы дают комплексное представление, в том числе о благоустройстве города. И привлекая финансирование по какой-либо федеральной программе на конкретный проект, например, мы можем показать тот или иной объект не как отдельный, а в контексте всей концепции. По опыту региона, могу сказать, что у нас практически все объекты в сфере туризма начинаются с мастер-плана. Появляется картинка, а следом мы решаем, как мы туда проведем дорогу, канализацию, водопровод, то есть определяемся с источниками бюджетного финансирования».

Разработчиками мастер-планов выступают специализирующиеся на этом компании, обычно федерального уровня. Но чтобы пазл сложился, им в помощь нужно обеспечить сильные команды на местах. В Красноярске, например, основной объединяющей и ответственной структурой стал Институт города, его учредителями выступили Сибирский федеральный университет, Красноярский край в лице регионального минстроя и городская администрация. Очевидно, важна поддержка горожан за счёт прозрачной градостроительной политики на всех этапах проекта, онлайн-площадки для сбора предложений активистов.

«В конечном итоге города развивают не внешние консультанты, а люди, которые в них живут и работают», — высказался Григорий Соломин, представитель, управляющий партнер компании «Новая земля» (офис находится в Москве, компания, в частности, занималась знаменитым Дербентом).

В Дагестане смогли, а Иркутск что, хуже?

Вскользь участники клубной встречи в Иркутске как раз упомянули древний город Дербент в Дагестане как пример территории, которая благодаря мастер-плану использовала свой «шанс на чудо». Сейчас это место на слуху у туристов. Понятно, что проще спланировать город, где население не превышает 200 тысяч человек. Но это не значит, что для более крупных населенных пунктов такая задача невыполнима. Федеральный центр, похоже, поощряет мастер-планирование.

На июньском совещании в северокавказской республике, посвященном развитию туротрасли, президент РФ отметил, что «рост внутреннего туризма здесь, в Дагестане, и в Дербенте в частности, показывает просто рекордные показатели». Конечно, нельзя отрицать роль внешних факторов — разного рода санкции и ограничения со стороны властей некоторых государств, поощряемой Западом русофобии. Однако мощный рост потока гостей в Дербент в значительной мере обусловлен и преображением городского пространства, модернизацией инфраструктуры, развитием услуг за счет предпринимательских инициатив.

Первые лица Дагестана прокомментировали: раскрытию потенциала Дербента как центра туризма способствовала разработка и утверждение плана комплексного развития города. Документ предусматривает реализацию 93 мероприятий в период до 2027 года на общую сумму 178,5 миллиарда рублей, в том числе за счёт федерального бюджета — 48,8 миллиарда, средств бюджета республики — 18,6 млрд. За счёт внебюджетных средств ключевого инвестора — 111,1 млрд рублей.

При этом на совещании прозвучала просьба. Для спокойствия инвесторов, для уверенности в дальнейшем воплощении намеченного в полном объеме важно указать источники финансирования федеральной части программы. Владимир Путин отреагировал: «Прошу Правительство РФ, как здесь руководитель республики просил, совместно с регионом, не затягивая, актуализировать планы развития, внести необходимые коррективы в части сроков реализации и финансирования».

Как исполнят указание, покажет время. Но хотя бы директива выдана.

Иркутску тоже не помешала бы многомиллиардная поддержка. На подъеме интереса россиян к внутреннему туризму самое время столице прибайкальского региона встроиться со своими заявками. Желательно, очень амбициозными и всеобъемлющими, раз уж так заведено, что просить лучше сразу побольше и в глобальном контексте. Надеемся, что новые проекты нашего региона уже активно рассматриваются во всевозможных кабинетах и имеют все шансы на одобрение. А, заручившись поддержкой, мы сумеем чётко и последовательно двигаться к обозначенной цели, как можно реже ссылаясь на всевозможные помехи. В целом же, не только туристы выигрывают от «перезагрузки» городов, для жителей тоже появляется не меньше плюсов.

Сложно конкурировать с «любимчиками». А если усилиться?

Да, Северному Кавказу, Дальнему Востоку сегодня особое внимание. Может, лояльности побольше. Не будем спорить. Играет та же Бурятия на программе развития дальневосточных городов. Напоминает периодически федерации, как важно сделать восточные территории современными, притягательными для учёбы, работы и для ведения бизнеса. Именно с этой целью, как прокомментировал на встрече с иркутской общественностью представитель администрации Улан-Удэ, и был задействован такой инструмент как мастер-план, ставший отправной точкой для большой работы, для направления ресурсов. Вадим Имидеев сделал акцент на ключевых проектах документа. Например, будет благоустраиваться вся городская набережная, прорисованы общественно-деловые зоны. Мощными точками притяжения должны стать тeaтp «Бaйкaл», национальный музей. Одним из главных драйверов развития видится современный студенческий кампус, он расположится вблизи набережной, на острове «Счастье».

Ранее глава Бурятии Алексей Цыденов заявлял: «Кампус является одним из основных элементов мастер-плана — центральным звеном нашего квартала. Он будет и украшением города: на первых этажах общежитий расположатся магазины, фитнес-залы, рестораны, кафе и так далее. То есть кампус вписан, как элемент благоустройства города. Проектирование объекта начнётся в этом году, к строительным работам приступят в 2024 году. Средства на проектирование выделены в полном объеме из бюджета республики, земельный участок сформирован, договор на строительство инфраструктуры заключен, подрядчик определен». Проектом, напомним, предусмотрены учебно-лабораторный корпус, межвузовский технопарк и конгресс-центр, физкультурно-оздоровительный центр, а также общежитие, где будут размещаться учащиеся, прибывшие из районов республики, других регионов России и зарубежных стран. B cтyдгopoдкe смогут жить и учиться учащиеся пяти вeдyщиx вyзoв pecпyблики, oкoлo 2,5 тыcяч чeлoвeк.

Заметим, что Иркутск тоже грезит о кампусе и, наряду с другими наш регион подавал заявки для получения финансирования. Однако по каким-то параметрам не дотягивали. Хотя недавно, по итогам Питерского международного экономического форума, пришли позитивные новости: «Межвузовский кампус и жилой микрорайон построят в Иркутске при участии ДОМ.РФ». Похоже, шаг вперед. С суворовским училищем тоже продвинулись. Будем развивать славу студенческого города? Как вариант. А что еще? В чем наша сила, которую мы шаг за шагом будет укреплять?

Генплана недостаточно?

На самом деле, сейчас у Иркутска намечена стратегия социально-экономического развития города. Ее рассчитывают увязать с обновленным генеральным планом Иркутска, который оформится к осени и должен стать инструментом реализации упомянутой стратегии. Об этом заявлял главный архитектор Иркутска Антон Жуков. Он анонсировал некоторые изменения в части инженерной и транспортной инфраструктуры: «В обязательном порядке нужно интегрировать наши проекты по развитию Знаменского предместья, Мельниковской промзоны в генплан… создание второго теплоисточника, строительство основных магистралей, путепроводов, очистных сооружений и так далее. В целом в составе генплана должны актуализировать схемы водоснабжения и теплоснабжения Иркутска. Я рассчитываю, что, помимо всего прочего, мы в генплане хотя бы пунктиром прорисуем новые мосты — через Ушаковку, Иркут, Ангару. Если такие объекты появятся в генплане, то затем это будет зафиксировано и в нижестоящих документах — в проектах планировки появятся для них развязки, будут установлены красные линии. Мы хотим более строгого градостроительного регулирования, чтобы генплан определял, по какому вектору и какие территории должны развиваться, и уже ему подчинить все нижестоящие документы и, соответственно, решения проектирующих и управляющих структур в городе».

Получается, что-то похожее с мастер-планом и так готовят? Или в чем разница?

Директор агентства развития территорий «Градостроительная школа» Алиса Козак объясняет: «Мастер-план — хотя и не официальный градостроительный, но очень важный документ, необходимый к принятию. Он не такой сложный для понимания обывателем, как генеральный план, и в то же время более широкий по охвату, то есть затрагивает не только пространственное преобразование, но экономические перспективы. Проще говоря, мастер-план прорисовывает город будущего, в котором мы все хотим жить. Кто может раскачать тематику, связанную с мастер-планированием? Очевидно, что нужна инициатива снизу. То есть это мы, жители, должны донести до всех ответственных структур, какой Иркутск нам нужен, какие инициативы мы готовы претворять в жизнь».

Поможет ли мастер-план реально ускорить привлечение государственных денег и интерес инвесторов к Иркутску? Сложно сказать. Байкальск сделал. И, наверное, лучше иметь такую презентацию как аргумент, что мы очень даже перспективы и достойны денежных вливаний. Главное, чтобы те, кто возьмется за разработку, не просто освоили направленные на это средства, а искренне нацелились сделать толковую концепцию, максимально охватывающую дельные проекты, которых бизнес и общественники, в расчете на будущее содействие правительства, вам десятками нагенерируют.

Если тема получит развитие на площадке дискуссионного клуба «PRO Иркутск», редакция с интересом будет ее отслеживать. Может, родим что-то успешно конкурирующее с «любимчиками» федерального центра?

Опыт

Образ будущего: надо прорисовать и поможет?

Эксперты «Строительной газеты» на примере Дербента резюмировали главные доказательства того, что мастер-план может быть эффективен. Цитируем некоторые.

Привлечение федерального финансирования. Для сравнения: Оренбург с полумиллионом жителей получил 6 млрд рублей инфраструктурного кредита — и это большой успех. А Дербенту с населением в 120 тысяч человек одобрено более 46 млрд только федеральных средств. О. Можно с уверенностью сказать, что мастер-план — это инструмент привлечения федеральных и частных инвестиций.

Спрос на территорию и интерес для частных инвестиций. Основываясь на цифрах федерального финансирования, можно предположить, что Дербент станет одним из самых привлекательных городов нашей страны не только для жизни. Уже сейчас замечен спрос на недвижимость: рынок вырос в два раза и сравнялся с Махачкалой, опережая темп общерегионального роста цен. Возможно, это свидетельствует и о значительном приросте населения.

Развитие туризма и малого бизнеса. Реализованы пилотные проекты — принят дизайн-код города, проведено благоустройство центра. На недавно отреставрированных улицах уже появились туристические сервисы и точки малого бизнеса. Туризм — один из важных драйверов городского развития. И, по отзывам, гостеприимство местных жителей и атмосфера их города — то, почему в Дербент хочется вернуться.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram