В ряды влиятельных бизнесвумен Петербурга и Северо-Запада неожиданно ворвалась супруга миллиардера Сергея Васильева Елена. Сейчас она не только первое лицо «Петербургского нефтяного терминала», но и его крупный акционер. С 2022 года она без лишнего внимания занималась перестройкой процессов стивидора Большого порта Санкт-Петербург в условиях санкций и разрыва логистических цепочек. Однако, ее попытки не только спасти бизнес, но и развивать его, кажется, не устроили других акционеров ПНТ, которые о России в последние годы слышали разве что из новостей.
Передача половины акций ПНТ Елене Васильевой всколыхнула бизнес-сообщество Петербурга. Номинально, совладелицей компании Васильева стала еще в конце прошлого года. В интервью «Деловому Петербургу» она рассказала, что в 2022 году стало понятно, что бизнес должен развиваться в России, а не быть скрытым за цепочкой иностранных офшоров, поэтому и нужно было активное участие в управлении тех собственников, которые работают в интересах страны, а не НАТО.
О самой Елене Васильевой в бизнес-кругах мало, что известно. Она обладательница четырех дипломов, большинство из которых связаны с управлением предприятиями, в дополнение идет и оконченный психфак СПбГУ. Как рассказала сама Елена, она давно принимала участие в управлении ПНТ, но не пиарилась на этом, а тихо вела компанию к финансовому благополучию.
Причем, возглавив совет директоров в 2022, наследство от предыдущего топ-менеджмента ей досталось не самое простое. В прошлом году ПНТ пришлось пересматривать принципы своей работы из-за санкций и ограничений на поставки российской нефти. По словам Васильевой, ситуация требовала немедленной реакции.
«В конце 2022 мы ввели в эксплуатацию мощности для перевалки новых наливных грузов, на которые не распространяется эмбарго, и последовательно увеличиваем долю перевалки данных грузов. Заключены новые контракты с новыми партнерами, в том числе долгосрочные. Это – успех нашей команды и новый этап для бизнеса. Тем самым мы сохранили и чуть увеличили общий грузооборот и приобрели новых стратегических партнеров, отношениями с которыми очень дорожим», - рассказала Васильева в интервью.
Однако процесс, кажется, не понравился владельцам второй половины ПНТ – наследникам одного из основателей компании Дмитрия Скигина. Согласно картотеке арбитражных дел, Михаил Скигин, который долгое время считался главным бенефициаром стивидора, пытается через суд оспорить решения, принятые новой командой управленцев. Нюанс состоит в том, что по данным британского ЕГРЮЛа, Скигин – является гражданином Германии, как и другие представители его семьи. Кроме того, страной резидентства Скигина в документах указана Швейцария. Его брат Евгений Скигин в своих соцсетях также указывал, что он немецкий гражданин.
К иску уже присоединилась и компания Tujinga Enterprises с пропиской на Кипре. Похоже, бизнес из стран НАТО никак не хочет выпускать из рук контроль над стратегически важным с точки зрения безопасности России предприятием. Как результат, срыв собрания акционеров и блокировка решений совета директоров. Требования Tujinga и вовсе, кажется, идут против здравого смысла. Вместо того, чтобы приземлить ПНТ в России и защитить его от санкций, офшор в судах настаивает – он имеет долю на 50% акций. То есть компания с невнятными собственниками, которые скрыты от любопытных глаз, зарегистрированная в недружественной стране, пытается подчинить себе терминал целиком. Какие дальше цели у офшора и не собирается ли он развалить стивидора в угоду Западу – остается только гадать. Сама Елена Васильева связывает компанию с Михаилом, Евгением и Полиной Скигиными.
«Цитирую требование – оно феноменально – перевести 50% акций ПНТ с Васильевой на Туджунга. Ссылаются на преимущественное право покупки, но это абсурд, так как Сергей передал мне акции безвозмездно и Скигин прекрасно это знает», - рассказала предпринимательница.
По словам Елены, сейчас можно наблюдать попытки дестабилизировать работу компании со стороны ее партнеров, их приходится купировать каждый день. Вопросы к компании начали задавать банки, партнеры и даже сотрудники. У всех один вопрос – зачем Скигиным понадобилась корпоративная война. Особенно учитывая тот факт, что он без скандалов вышел из своего же проекта по реконструкции порта Поронайск в 2022 году.
«Михаил похоже еще не понял, что в России все поменялось, приоритеты и ценности. Никто не позволит ему дестабилизировать работу предприятия.
И не забывайте, что компания имеет стратегическое значение для страны, особенно сейчас, когда создают большие сложности для экспорта нефти из России», - указывает Васильева.
У ее команды тем временем готова программа дальнейшего развития ПНТ. Однако, суды с кипрскими офшорами и иностранными совладельцами стивидора способны заблокировать финансирование проекта реконструкции терминала. Хотя по стоянию на 2022 год в работы было вложено 3,2 млрд рублей, суммарные инвестиции в проект оцениваются в 9,7 млрд.
«ПНТ самостоятельно управляет стройкой: проектированием, строительством, закупками, качеством, финансами. Бюджет инвестиций на этот год – 3,3 млрд. руб., пока были вынужденны обходиться своими средствами, но есть и кредитная линия. Никаких средств Скигин Михаил не вкладывал и ничего ему возмещать не требуется», - резюмирует Васильева.
Отметим, что в целом ПНТ имеет непростую историю. Один из его акционеров скончался от рака еще в начале нулевых, второй, по данным СМИ, пережил три покушения. При этом подобные угрозы самого Скигина, кажется, обошли стороной.