Последствия проливных дождей в виде паводка, который на прошлой неделе накрыл Иркутскую область, Бурятию, Забайкалье, до сих пор устраняют региональные и местные власти. Ученые отмечают — подобных природных условий не фиксировалось несколько десятков лет. Чиновники рапортуют о контроле над ситуацией, отчитываясь о принятых мерах. Формально, действительно, в этом сезоне пока удалось избежать серьезных жертв или разрушений от стихии. Но безответственность, разгильдяйство и безалаберность специалистов и руководителей всех мастей (да и обычных людей) успели продемонстрировать себя в полной мере. Чего стоит только протекшая дамба в Нижнеудинске, построенная за немалые бюджетные средства и призванная сдерживать потоки воды. Или же компания туристов-водников, которая отправилась в путешествие по бурной воде, потерпела аварию и сутками разыскивалась силами МЧС двух регионов.
Осадки редкой повторяемости
Ученые Иркутского государственного университета (ИГУ) подробно рассказывают о причинах обильных июльских ливней. Заведующая кафедрой метеорологии и физики околоземного космического пространства географического факультета ИГУ Инна Латышева отмечает: истоки летней дождливой погоды следует искать еще в событиях двух- и трехмесячной давности.
«Весна 2023 года в Иркутской области выдалась холодной, затяжной и влажной. Только в апреле на станции Иркутск выпала рекордная сумма осадков за 141‑летний период их наблюдений. В эквиваленте выпавших осадков на один квадратный метр вместо средних значений в 21 литр выпало 77 литров осадков — почти четырехмесячная норма. В мае сумма осадков оказалась больше нормы на 28%», — приводит расчеты Инна Латышева.
Июль продолжил бить рекорды по осадкам — только за первые пять дней месяца выпало больше трети месячной нормы. Еще более интенсивные осадки выпали в высокогорных районах Иркутской области, откуда берут начало многие реки. Например, на высокогорной станции Хамар-Дабан только за 5 июля выпала половина месячной нормы осадков. Конечно, такой избыток накопленной влаги не мог не отразиться на уровне рек.
Завкафедры метеорологии продолжает: «По аналогии с нынешним летом вспоминаются карты погоды дождливого июля 1971 года, когда монгольские циклоны с небольшими перерывами дали 2,5 месячной нормы осадков (285 мм осадков) и послужили причиной катастрофического наводнения на реках Иркутской области. Тогда было затоплено 33 населенных пункта. В 2001 году только за одни сутки 7 июля в Иркутске выпала почти месячная норма осадков, обильные и продолжительные дожди при активном снеготаянии в горах тогда тоже сопровождались наводнением в Приангарье. Возможно, еще более грандиозное по масштабам и последствиям событие произошло в Иркутской губернии в июле 1820 года, когда одновременно вышли из берегов Ангара, Ия, Уда, Лена, Киренга и некоторые другие реки, а под напором воды в Иркутске были снесены все мосты. Могу сказать, что такие события возникают при уникальном сочетании нескольких факторов, которые накладываются друг на друга».
С апреля этого года в атмосфере над территорией Сибири из-за «затоков холода и осадков» в почве накапливалась влага. В начале июля вторжения арктического холода были настолько активны, что достигли широт субтропиков, в результате чего возник мощный монгольский циклон, подпитываемый влагой с Тихого океана. «Таким образом, в паводкоопасной ситуации на юге Иркутской области в июле 2023 года мы столкнулись с влиянием множества причин, в том числе влияния теплых субтропических, холодных арктических и влажных тихоокеанских воздушных масс», — резюмирует ученый.
Паводки идут на убыль, но расслабляться рано
По данным региональных управлений МЧС, в Иркутской области, Бурятии и Забайкалье 10 и 11 июля наблюдалась относительно спокойная (по сравнению с предыдущей неделей) ситуация. В Приангарье было подтоплено 77 придомовых участках в Иркутском и Ангарском районах — для сравнения 8 июля — 613 участков в 15 населенных пунктах. Аналогичный порядок цифр наблюдается и в Забайкалье. В Бурятии подтопленными остаются всего пять приусадебных участков. Тем не менее, режимы повышенной готовности и ЧС сохраняются в ряде районов республики. В Иркутской области в день верстки газеты из-за подъема воды в реке Снежной был перекрыт въезд на популярные Теплые озера Слюдянского района.
Несколько дней назад новости из этих трех регионов были еще более тревожными и даже пугающими. В Байкальске, например, эвакуировали людей и откачивали воду из отстойников-хранилищ отходов бывшего БЦБК. Жители Улан-Удэ в готовности к самому худшему следили за стремительным повышением Селенги. А вышедшие из берегов горные реки в Тункинской долине, например, Кынгарга, почти вплотную подходили к домам.
Впрочем, сотрудники спасательных служб и региональные чиновники, имеющие на руках сводки погоды на предстоящий период, предупреждают: необходимо готовиться к новой волне паводков.
Глава Забайкалья Александр Осипов 10 июля в прямом эфире попросил граждан заранее подготовиться к периоду подъема рек и подтоплений. Он также отметил, что люди должны быть готовы и к возможной эвакуации.
«Сейчас дожди практически прекратились, но выпавшая вода приведет к подъему уровня рек. Первый наплыв с верховьев прошел безболезненно, второй может нести определенные риски для людей», — заметил губернатор.
МЧС по Иркутской области 11 июля выпустили предупреждение: «Обращаемся ко всем туристам и гидам, кто планировал свой поход в горную местность южного Прибайкалья! В ближайшие сутки в Слюдянском районе ожидаются сильные дожди, ливни. При выпадении осадков в реках возможен резкий подъем уровней воды. Даже небольшие ручьи могут превратиться в опасную неуправляемую стихию. Просьба отложить запланированные походы в горы!» В ведомстве также со ссылкой на прогнозы метеорологов обратили внимание, что в южном Приабайкалье сохраняются условия для схода селей.
Аналогичная информация касается и жителей Бурятия. «Влияние южного циклона 12 июля вызовет дожди, грозы, местами сильные дожди, ливни. 13 июля в тылу циклона местами пройдут кратковременные дожди, грозы. 14–16 июля вынос тепла из южных широт обусловит погоду преимущественно без осадков. 17 июля смещение атмосферного фронта вызовет ухудшение погоды, дожди, грозы, порывистый ветер. В ближайшие сутки на реках юго-западных, южных, северных районов возможен подъем уровней с выходом воды на пойму, образование селевых потоков», — отмечают в Бурятском центре по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Природа берет на слабо
За «занавесом» ситуации с паводком всплыл целый ряд показательных образцов попустительства и безответственности.
Такой, увы, в Нижнеудинске Иркутской области стала история дамбы на реке Уда, построенной после разрушительного наводнения 2019 года. На возведение гидротехнического сооружения выделялось более 2 млрд рублей из бюджета. Заказ в 2020 году выиграл не какой-нибудь подрядчик-однодневка, а АО «Дорожная служба Иркутской области». Первоначально объект должен был быть сдан в январе 2022 года, затем сроки перенеслись на конец этого же года из-за «подъема грунтовых вод». Наконец, весной этого года областные власти отчитались: «объект готов к вводу в эксплуатацию, оформляются необходимые документы». Впрочем, июльские дожди, похоже, спровоцировали незапланированный стресс-тест сооружению. Злые языки в телеграм-каналах успели заявить — «дамба протекает». Официально эта информация не подтверждалась, но 11 июля прокуратура Иркутской области начала проверку исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
«Установлено, что работы в рамках государственного контракта на строительство сооружения до настоящего времени не приняты, контроль заказчиком при выполнении строительных работ носил несистемный характер, а их качеству до настоящего времени не дана надлежащая оценка.
В связи с выявленными нарушениями в сфере закупок для государственных нужд прокуратура внесла представления в адрес ОГКУ «Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области» (заказчик) и АО «Дорожная служба Иркутской области» (подрядчик), в том числе с постановкой вопроса оперативного выяснения причин сложившейся ситуации», — заметили в ведомстве.
Еще одна ситуация, которой могло бы и не произойти, случилась в Бурятии. 6 июля в самый разгар затяжных дождей группа опытных туристов-водников из Западной Сибири решила отправиться по намеченному маршруту по реке Снежной. Надо отметить, эта горная река и в дни без осадков не отличается спокойным течением, а уж при многодневных ливнях гарантированно превращается в мутный ревущий поток, несущий огромные камни и вырванные с корнем деревья. Четыре катамарана перевернуло практически сразу же после спуска на воду, только два человека смогли добраться на берег в безопасное место. Остальных сотрудники МЧС в течение нескольких суток разыскивали по горной тайге, нашли только пятерых. 11 июля поиски одной ненайденной девушки были приостановлены в связи с «обильными осадками, туманами, а также подъемом уровня реки».
«Поиски туристки велись наземными группами, водным транспортом и авиацией около пяти суток. Поиск результатов не дал. 10 июля спасатели БПСО МЧС России обследовали 120 км береговой линии и акватории реки Снежная и озера Байкал», — уточняется в сообщении МЧС Бурятии.
Среди туристов-водников в качестве одного из важнейших правил безопасности считается «не выходить на маршрут после ливней, резкого подъема уровня воды». «Бывалая» группа этим наставлением пренебрегла, мол, «8 июля пропали бы авиабилеты на обратный рейс». Понятно, стихия не захотела считаться с таким обстоятельством. Как результат — планы все равно пришлось изменить, да еще и в обстоятельствах, которые теперь точно запомнятся на всю жизнь.
Паводковый сезон в Сибири, можно сказать, только начинается. Остается надеяться, что его продолжение не принесет уже столько разрушений и переживаний людям из-за потерянного урожая и испорченного имущества.