Почему невозможно победить бесконечные очереди в медицинских учреждениях
№ () от 11 июля 2023 [«Аргументы Недели Иркутск», Ольга Брайт ]
Порой кажется, что здравоохранение в Иркутской области, кроме дефицита докторов фельдшеров и медсестер, испытывает явную нехватку грамотных, разумных управленцев.
А если по уму?
Периодически, когда выстаиваешь невыносимые очереди в регистратуру, часами ожидаешь приема вроде бы по записи или наблюдаешь как врач-узист букву за буквой набивает протокол исследования, хочется зайти и рассказать главврачу, а то и сразу главе регионального минздрава, что бывает по-другому. В ответ интересно услышать, что, на самом деле, сдерживает эволюцию, мешает меняться к лучшему. Понимаем — как правило, людей не хватает. Но слышали, что в чем-то их вполне неплохо заменяет искусственный интеллект. Не беремся судить о бюджетах на внедрение тех или иных умных решений. Может, смарт-технологии и правда дороговаты. Но, может, надо грамотно просчитать конечный эффект и отстаивать финансирование во всех инстанциях? Это, наверное, как раз по части тех, кто медучреждениями управляет. Или медики-консерваторы сами не горят желанием использовать блага прогресса?
Всегда готовы обсудить, понять и даже поддержать прогрессивных людей в лучших стремлениях А пока несколько свежих ситуаций, вызывающих, мягко говоря, недоумение.
Чтобы не печатать «одним пальцем»
Сами бы не видели — может, и не поверили. Но узисты вполне могут заполнять протокол исследования, просто его надиктовывая своему же компьютеру, со всеми сложными словами. Очень выручает, когда нет ассистента, выполняющего по сути задачи неквалифицированного оператора.
Как сейчас? Из наблюдений за работой доктора в гинекологическом отделении Иркутской областной больницы. Уважаемая, не сомневаемся, опытная доктор за аппаратом узи. Дама уже солидного возраста. Проводит исследование. Сама же неспешно набирает протокол. Причем, туда-сюда отворачиваясь от экрана аппарата к монитору компьютера, выпуская из рук датчик устройства и медленно касаясь кнопок на клавиатуре. Удобно доктору? Сомневаемся. А пациенткам? Совершенно некомфортно. Тем более, что рядовая в общем-то манипуляция затягивается минут на 20–30.
Будем надеяться, что на помощь этому специалисту и, смеем предположить десяткам других (у кого рядом по разным причинам нет медсестры или другого «печатальщика»), придет всё убыстряющий сервис, наподобие Voice2Med. Его придумали для заполнения медицинских документов — протоколов, выписок, карт. Решение даже кое-где в медучреждениях Приангарья — в ИГКБ №8, в онкодиспансере — уже используют. Доктора говорят, что искусственный интеллект, располагающий нужными словарями, вполне способен при диктовке превращать специфичные медицинские термины в верный текст. Очень похоже на то, как обыватель голосом что-то набирает в смартфоне, и этим уже никого не удивить.
Настанет же момент, когда и упомянутый доктор в облбольнице сможет всецело сосредоточиться на пациентке, и не отвлекаться в процессе исследования на заполнение протокола? Дело ведь не в какой-нибудь дополнительной надбавке за сложность или ставке, которую нагруженный специалист просит закрыть на себя?
«Запись только в регистратуре»
Казалось бы, «ура!» — в регионе работает обновленный онлайн-сервис и приложение «К врачу», и стало удобнее записываться к нужным специалистам самостоятельно. В официальных отчетах бравируют положительной динамикой, и.о. министра упомянул, что и показатель дистанционной записи перевалил за 50%.
Мы же как пациенты заметили, что в некоторых медицинских учреждениях в приложении немало докторов значатся с пометкой «запись только в регистратуре». Так, в МСЧ №2 Иркутска за последнюю пару месяцев записаться на прием к терапевту через приложение нам так и не удалось. Интересно, как регистратор в окошечке фильтрует поток, каких счастливчиков всё-таки записывает, и почему у тех, кто всё-таки ножками до поликлиники дошел, шансов, возможностей больше, чем у пациентов, использующих гаджет? Злоупотребляют технологиями, безответственно записываются через интернет и не приходят? В таком случае призываем тоже голову включать. Иначе так и будем провоцировать столпотворения в регистратурах.
Одно из адских зрелищ — очередь к регистраторам в Иркутской стомполиклинике №1 на проспекте Жукова в микрорайоне Солнечном. Накал страстей на пределе, стычки, чуть ли не драки случаются: пациенты больше часа — только чтобы записаться! — стоят, а потом еще возле кабинетов по полдня сидят. А сотрудники регистратуры, кроме общения с очередью, еще и какие-то бумажки или карточки вынуждены носить с первого этажа в кабинеты врачей на второй. Многозадачность, будь она неладна! Совсем никак иначе не организовать? Не автоматизировать? Не разделить функции? Официального комментария на пациентское обращение, направленное через сайт областного Минздрава, сотруднику редакции, отсидевшему свое в этой злосчастной очереди, так и не пришло ни через месяц, ни через два.
А к стоматологу-хирургу медсанчасти ИАПО попасть, даже получив запись за 10 дней до приема — тоже то еще испытание. Придя вовремя по своему талону, вы не факт что на прием попадете. И самим пациентам доверено разбираться (регистратура разводит руками), кто за кем и почему задержка от указанного в талоне времени уже больше часа. При этом с острой болью пациентам сразу говорят: если кто-то не придет по талону, может, вас и примут. А если все придут, человеку загибаться перед кабинетом врача весь день? Так называемым «платным» пациентам говорят: вас вызовут. Вот только девушка сидит второй час, никто ее не вызывает.
Что у кого где неправильно настроено? Какие лимиты по времени не так закреплены, на каком уровне? Нельзя ли под экстренные случаи предусмотреть какой-то адекватный порядок приема, чтобы никто другой не страдал?
Без бумажки никак?
Еще одна «мечта пациента» — некое единое хранилище данных, откуда можно легко в любой момент, хоть в смартфоне достать информацию о своих анализах, осмотрах и тому подобное. Скажем, приехал в ту же областную, а распечатку с результатом биопсии дома забыл, где-нибудь в Качуге. Не надо мчать назад и привозить. Все в электронном виде.
Нереально? Так мне недавно в одном из кабинетов ЭКГ заявили «непродвинутые» доктора: «Вы что? Такую информацию нельзя в интернет!»
А нет, оказывается можно. Вот и минздрав Иркутской области говорит, что всё больше жителей региона воспользовались сервисами в личном кабинете «Мое здоровье» на Едином портале госуслуг? Слышали о таком? Мы как-то упустили. Узнали — попробовали зайти. Бот-Макс на «Госуслугах» подсказал, что в личном кабинете могут быть доступны электронные медицинские документы, выданные с 1 сентября 2022 года, а именно — направление на госпитализацию, восстановительное лечение, обследование, консультацию, направление на медико-социальную экспертизу, протокол инструментального исследования (рентгена, УЗИ, КТ и других), протокол консультации, протокол лабораторного исследования, результаты диспансеризации или профилактического медосмотра, выписной эпикриз в стационаре, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к занятиям определёнными видами спорта, справка об отсутствии контактов с инфекционными больными, рецепт на лекарственный препарат.
По факту, из многого возможного, в конкретном частном случае на портал загружено всего несколько документов. А остальное? В процессе внедрения? Врачи учатся? Скоро?.. Было бы неплохо. В цифровой-то век пора бы.