Депутаты и сенаторы от Байкальского региона рассмотрели третью (доработанную) и согласованную редакцию законопроекта о комплексных поправках в Федеральный закон «Об охране озера Байкал». В ней четко и с ограничением по срокам и времени прописывается перечень исключений по рубкам лесных насаждений в ЦЭЗ БПТ. Это: селезащита, противопожарные разрывы и линейные объекты, объекты коммунальной и туристической инфраструктуры строго в границах ОЭЗ. Более того, в приложении к законопроекту указан прямой перечень населенных пунктов, объектов и земельных участков с координатами для которых требуются исключения из общего правового режима. Прописан и механизм компенсационных мероприятий по охране окружающей среды, успешно апробированный при модернизации БАМа и Транссиба, меры лесовосстановления в объеме пять новых деревьев взамен одного вырубленного.
Перечень исключений по переводу земель лесного фонда в иные категории значительно доработан с учетом мнений экспертного и профессионального сообщества. Перевод возможен только для организации и создания военных и гражданских захоронений либо при установлении документами территориального планирования границ населенных пунктов в пределах фактически занятой ими территории по состоянию на 1 января 2018 г. Критерии и перечень объектов будет регулироваться дополнительным актом Правительства России.
— На следующей неделе законопроект должен уйти в работу Совета Государственной Думы, Комитета по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды и в рассылку субъектам права законодательной инициативы. Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин обозначил, что законопроект должен быть подготовлен к рассмотрению в первом чтении уже в эту весеннюю сессию, — отметил руководитель МРГ «Байкал» Сергей Тен.
Второй вопрос, который рассмотрели члены рабочей группы — это подготовка ко второму чтению законопроекта по защите озера Байкал от загрязнения частицами пластика и микропластика. Позиции Байкальских регионов разошлись. Есть вопросы по срокам начала реализации запрета на продукцию из пластика и микропластика, предлагается сдвинуть их влево, есть предложения запретить использование пластиковой посуды только в ЦЭЗ БПТ на первом этапе, есть мнение, что из-под закона надо вывести буферную зону Байкальской природной территории, есть предложения по проработке компенсационных мероприятий. Разногласия будут согласовываться в течение ближайшего времени, при направлении законопроекта ко второму чтению решено провести итоговое обсуждение поправок.
Фактически нет разногласий по проекту Федерального закона в части защиты озера от загрязнения фосфатосодержащими средствами. В Государственной Думе только ждут поправки от Правительства России.
На заседании также принято решение направить три законопроекта, разработанные Межфракционной рабочей группой «Байкал», для дачи официальных отзывов в Правительство России. Законодатели предлагают внести изменения в Водный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации в части правовой защиты Байкальской природной территории.
— Наша цель — ввести в законодательство такой объект административно-правовой и уголовно-правовой охраны как центральная экологическая зона Байкальской природной территории по аналогии защиты объектов особо охраняемых природных территорий. Поясню. С 2020 по 2022 годы в России наблюдается динамика увеличения количества экологических преступлений, более чем на 20%. Из 20 видов, предусмотренных УК РФ экологических преступлений, 94% приходится всего на три из них — незаконную добычу водных биологических ресурсов (статья 256 УК РФ), незаконную охоту (статья 258 УК РФ) и рубку лесных насаждений (260 УК РФ). Именно в эти три статьи мы и вносим поправки в отношении центральной экологической зоны, — отметил Сергей Тен.
Сейчас совершать экологические правонарушения на большей части Байкала и БПТ — это общий порядок, как на обычном пруду или ручье. Парламентарии хотят довести уровень защиты природы здесь, как это установлено в отношении особо охраняемых природных территорий.
— Что касается изменений в КоАП. С 2020 по 2022 годы в России на 25% увеличилось количество нарушений правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (статья 8.39 КоАП РФ). Именно в эту статью мы вносим поправки в отношении центральной экологической зоны БПТ, — резюмировал Тен.
Цель комплекса данных поправок — повышение уровня правовой защиты озера Байкал и его водосборного бассейна, водных биологических ресурсов, объектов животного мира, и, конечно же, лесных насаждений.