Россияне столкнулись с проблемами капитального ремонта
№ () от 27 июня 2023 [«Аргументы Недели », Юрий АНТОНОВ ]
Взнос за капитальный ремонт, взимаемый с каждой квартиры в стране, уже стал второй квартплатой. Во многих регионах его объём растёт намного быстрее инфляции (часто на 15–20% в год). При этом самого ремонта жильцы рискуют не дождаться: даже если обновление запланировано на 2038–2040 гг., областные программы буксуют и выполняют около половины от плана. Но ведь не каждая многоэтажка достоит до 2060-го! Даже если фонды капремонта (ФКР) не всегда виноваты в таком положении, уголовных дел по их злоупотреблениям немало. А власти задумываются, как поменять систему структурно.
Русская маньяна
Петербург впереди всей страны по скандалам в сфере капремонта. «АН» рассказывали, как в мае 2021 г. чуть ли не весь 6-миллионный город вдруг обнаружил себя должником местного Фонда капремонта. В квитанциях на оплату коммуналки за предыдущие месяцы никаких долгов не значилось, а потом вдруг они разом появились у всех: у кого-то 20 рублей, у кого-то – 20 тысяч. Фонд пообещал поправить все ошибки, но дозвониться на их горячую линию не получалось тогда ни у журналистов, ни у депутатов. И это позволяло предполагать старую схему, при которой ставят на деньги всех в расчёте на то, что кому-то будет лень стоять в очередях и потрясать бумажками – проще заплатить.
У юристов появились сомнения, что Фонд капремонта вообще является организацией, имеющей право взимать за что-либо плату с граждан, если в его базе нет точной информации, за что и с кого он собирается брать деньги. «А может, вы на нас и капремонт возложите, чтоб мы сами его делали, а вы только деньги будете собирать, и всё?» – писали граждане на интернет-форумах. Но Смольный вместо ответа на протесты снова и снова поднимал взносы на капремонт.
При формировании системы в 2015 г. предполагалось, что город даст 7 млрд рублей субсидии, а с граждан соберут всего 340 миллионов. Но уже в 2020-м пропорция стала обратной: 340 млн из бюджета, а с людей вытряхнули 10, 5 млрд рублей. Сокращение субсидий списали на пандемию ковида, но в 2021-м город дал вовсе ноль, а общая сумма сбора составила 13, 7 млрд рублей. Хотя коронавирус ударил по доходам горожан вроде бы не меньше, чем по городскому бюджету, в 2022 г. петербуржцы заплатили за ремонт уже почти 17 миллиардов. Ещё 6 млрд рублей – за лифты.
Но, несмотря на льющиеся рекой взносы, ФКР успевает освоить лишь две трети средств. К началу 2023 г. он выполнил только 1750 из 2564 видов работ за прошедший год – то есть 68%. А если брать свёрстанную в 2014 г. на 24 года вперёд программу, то за 9 лет фонд задолжал петербуржцам 22 тыс. видов работ на 245 миллиардов. При этом он отчитывается о выполнении 95% от плана работ, что необходимо для получения из бюджета 900-миллионной специальной субсидии на его же работу. В апреле Следственный комитет работал по 20 адресам, связанным с ФКР, и возбудил уголовное дело о мошенничестве с деньгами, выделенными на ремонт многоквартирного дома. А в июне в Фонд капремонта предсказуемо пришла прокуратура.
Отмазки каждый год одинаковые: подвели подрядчики, не успели провести конкурсы. Но из этого не следует, что дом, который не успели отремонтировать в прошлом году, отремонтируют в нынешнем или следующем. Один дом на Тележной улице должны были начать ковырять в 2018 г., но так и не приступили. А это старый фонд, ситуация требует ремонта незамедлительно. Дом на Садовой аж 1798 года постройки включён в программу капремонта лишь несколько месяцев назад. Из краткосрочного плана 2022 г. вовсе убрали три десятка домов в семи районах. Де-юре перенос ремонта на неопределённый срок произошёл с согласия самих жильцов, но прокуратура установила, что протоколы собраний сфальсифицированы – уже возбуждены уголовные дела.
При этом фонд не жалеет средств на собственных сотрудников: проценты на лежащие в банках «народные деньги» тратят не на ремонт домов граждан, а на дополнительные выплаты самим себе. Прокуроры отмечают, что зарплатные надбавки руководителям не соответствуют их категории. А с подрядчиками, которые не выполняют взятых на себя обязательств, они работают на удивление ласково: штрафы выставляются нечасто, а фонд почему-то не судится, если ремонтники их не платят.
Хап-ремонт
Похожие проблемы во многих субъектах: счёт выявленных нарушений идёт на тысячи. ФКР используют различные уловки, чтобы выкачивать из жильцов взносы (желательно с пенями за любую просрочку), но не берут никаких обязательств по собственно ремонту. Одно из распространённых нарушений – включение в программу капремонта ветхих домов. То есть стоит избушка послевоенной постройки, износ у неё – свыше 70%, и при попытке вбить в неё хоть один гвоздь она просто упадёт. Тем не менее с жильцов дерут деньги, а сроки начала ремонта отодвигают на 2030-е гг., до которых она точно не простоит. В Иркутской области, например, 1, 3 тыс. таких домов собираются обновить. А в Омске, наоборот, отвалилась стена пятиэтажки, которую местный ФКР отказывался ремонтировать – дескать, дорого и хлопотно. Хотя денежку с жильцов собирали, а суд потребовал заняться аварийной панелькой, где с 1966 г. вообще никаких ремонтов не проводилось.
В Новосибирской и Магаданской областях, в Туве и Камчатском крае взносы на капремонт почему-то размещаются в банках на расчётных счетах без начисления процентов. Инфляция в стране ускоряется с каждым годом, и собранных нынче денег явно не хватит через 10 лет. Вот и будет повод для очередного переноса сроков. Но странно, что правоохранительные органы не задаются вопросом: почему госконтора размещает в банке миллиарды бесплатно?
В июне арестовали главу ФКР Красноярского края Михаила Попелышева, который запросил только с одной строительной компании взятку в 12 млн рублей. По версии следствия помимо предоставления выгодного контракта Попелышев был готов решать вопросы и по приёмке работ, даже сделанных абы как. Похожая ситуация у его самарского коллеги Александра Константинова, который завысил стоимость работ на 2, 2 млн рублей и получил взятку кирпичами, стоящими под миллион. Его предшественник Михаил Архипов в октябре 2020 г. признан судом виновным в 22 преступлениях, связанных с коммерческим подкупом, и сел на 10 лет. Следствие смогло доказать за главой ФКР более 36 млн рублей взяток от строительных компаний. При этом планы работ не выполнены в 62% многоквартирных домов Самарской области в 2020 г. и в 73% – в 2021-м.
Аудиторы Новосибирской области проверили 28 домов, в которых капремонт уже завершён и объект сдан, но часть работ проведена только на бумаге. А в Ярославле сотрудники Фонда капремонта уговаривали жителей многоквартирных домов поменять исправные лифты: дескать, за всё заплатит фонд. Ага, заплатит – только за счёт их же взносов. Планы распухли до 500 лифтов за два года, на которых кое-кто освоил 1 млрд рублей – нормальная деньга для областного центра. Жильцы 150 домов поверили, что технический регламент Таможенного союза требует заменить все лифты со сроком эксплуатации свыше 25 лет. А на самом деле в регламенте сказано, что если есть техническое заключение об исправности подъёмника, то пусть пашет и дальше.
С тех пор прошло два года, а губернатор Ярославской области Михаил Евраев по-прежнему считает ситуацию с местным ФКР «ненормальной». В области уже более 3 тысяч домов не получили своевременный ремонт, а в краткосрочные планы попасть практически нереально: «Платёжки приходят, люди их платят, а крыши, как правило, текут. Люди только успевают тазики менять».
Перетекающие остатки
Простая мысль, что можно заставить граждан платить неизвестно за что, кажется, полностью покорила умы чиновников на местах. Им нравится считать, что их основная задача – не помогать людям больше зарабатывать, чтобы бюджет рос вместе с экономикой, а просто вводить новые поборы, если в бюджете вдруг возникает дыра. Лоббисты ФКР, например, предлагают брать взносы на ремонт и с жильцов новых домов тоже. Вроде бы нонсенс: жильцы часто отягощены ипотекой, а качественная новостройка потребует капремонта не раньше чем через 30–40 лет (жильё бизнес-класса – намного позже). Будут ли к тому времени существовать ФКР, бабушка надвое сказала: у них программы свёрстаны максимум до 2042 года.
Но чиновник размышляет иначе: если есть возможность собрать денежку, то почему нет? Сейчас в каждом регионе свои правила. Например, в начале 2023 г. власти Свердловской области обязали собирать средства на капремонт с собственников через 6 месяцев после ввода дома в эксплуатацию. Хотя первые 5 лет – это гарантийный срок, в течение которого все недоделки устраняет застройщик. После яростной критики жителей губернатор Евгений Куйвашев ввёл трёхлетний мораторий на взносы с новостроек, который в любую минуту может отменить.
А нижегородский ФКР предлагает сократить собственную программу капремонта из-за… дефицита средств. Дескать собирают с граждан за год всего 1, 3 млрд – мало. А ФКР освоил 2, 8 млрд и залез в деньги следующего года. И теперь объём «перетекающих остатков» (так в фонде называют многоквартирные дома, которые не успели починить) предлагается сократить в 2–3 раза. При этом у заксобрания Нижегородской области было много вопросов к работе ФКР ещё в 2020 году. Почему сделали упор на замену лифтов даже в тех домах, где текут крыши? Почему в домах, где жители выбрали специальные счета для сбора средств (счета ТСЖ и ЖСК), выполнение плана составило 1%. Так мстят гражданам, которые не хотят просто платить и помалкивать?
Когда эксперты спорят о том, как эту систему можно улучшить, говорят прежде всего о необходимости проводить техобследование домов, прежде чем составлять график работ. А сейчас разве не обследуют? Нет, все программы составлялись в 2014–2015 гг. «по бумагам»: смотрели на год постройки дома, а не реальную степень его износа. Поэтому некоторые дома ремонтировались, но через пару лет всё равно сносились как аварийные – и это, дескать, подрывало доверие граждан к системе. Но лучше поздно, чем никогда. Хотя заранее – лучше, чем поздно.