Буквально с 1 сентября все водители такси должны будут получить разрешение на работу. Без этого уже никуда. За всем следить будут службы такси. И если они отдадут заказ водителю без лицензии, то заплатят штраф до полмиллиона рублей. Эксперты считают, что цены на такси в таком случае взлетят «до небес».
По оценкам АНО «Общественный совет по развитию такси», извозом в стране занимаются 2 млн человек, разрешение имеют только 400 тысяч. Четверо из пяти человек работают без лицензии. Но в реальных таксопарках по стране всё намного хуже. Гендиректор екатеринбургского такси «Максим» отметил, что у них на 50 тысяч водителей приходится только 55 человек, которые имеют разрешение на перевозку пассажиров. Остальным только предстоит оформиться. По словам эксперта, ни один регион не справится с этой задачей.
Главное условие получения разрешения состоит в том, что каждый водитель должен оформить ОСАГО на пассажирские перевозки. По мнению экспертов, многие не получат такие разрешения к 1 сентября. Основная причина нелегальной работы кроется в невозможности получения страховки ОСАГО. Ведь стоит она не 5 рублей, а от 40 до 70 тысяч в регионах. В столичном секторе может доходить и до 160 тысяч. Вопрос в том, есть ли у кого на это деньги? Возможно, и есть. Но явно не у всех. Если нет полиса, то это уже серая схема работы.
С одной стороны законодатели разрешили работать таксистами самозанятым без образования ИП. Но это единственная хорошая новость. Всё остальное заставит людей задуматься – а нужно ли это вообще?! Да и для агрегаторов такси штрафы будут непомерными. Полмиллиона – это не мелочь даже для крупных предприятий.
Стоимость поездки на такси уже выросла. Новые машины очень дорогие, запчастей почти не найдёшь. Только за этот год цена по стране поднялась от 10% до 30%. Особенно заметен рост на короткие расстояния. Никто пока не хочет комментировать рост цен. Все кивают на алгоритм и динамическое образование цен. Но подсчитать кое-что возможно.
Так вот, при уменьшении водителей на треть стоимость поездки удваивается. Если же все 75% водителей не выйдут на линию 1 сентября, цена такси вырастет в 5 раз. В том же Екатеринбурге такси пользуются 200 тысяч человек. Но куда они все придут 2 сентября? На этот вопрос пока ответа не имеется.
Кстати, новые правила не требуют только одной лицензии. Теперь все водители должны будут заполнять путевые листы. Эти листы будут проверять, и за них тоже возможны штрафы. К путевым листам прилагается медосмотр в начале смены и по её окончанию. Критики инициативы - в бешенстве. В Москве ИП предлагают купить путевые за 6 тысяч на 3 месяца. Для самозанятых пока ничего подобного нет, но такие листы могут появиться и для них.
Также не стоит забывать про справку об отсутствии судимости. Получается она 30 дней и даже больше. Единой формы для подтверждения нет. Таксопарки требуют, чтобы в ней сообщалось, что если судимость была, она погашена. Но закон об этом ничего не говорит. Потому через месяц водитель может получить документ, который ему толком и не поможет.