Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 24 (870) 21-27 июня 2023 13+

«Здесь выживают сильнейшие»: российские блогеры о жизни в глубинке

, 19:10

«Здесь выживают сильнейшие»: российские блогеры о жизни в глубинке
Поля из Деревки. Фото © INSTAGRAM.COM/POLYAIZDEREVKI

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко посетовала на недостаточную популярность переезда в провинцию. Дескать, в глубинке тоже есть удобные для жизни места, где вполне можно жить и работать. Проблема в том, что о таких местах мало кто знает. А раз у государства не получается их эффективно рекламировать, то помочь должны сельские блогеры. Они ближе к народу, который им доверяет.

Вхождение в народ

В мае 2023 г. Матвиенко коснулась темы во время поездки по стране. На встрече присутствовало немало студентов, и глава Совфеда обратилась к ним: «Именно вы можете на простом, понятном для молодого поколения языке рассказать о преимуществах жизни на селе, сломать старые стереотипы и предубеждения. Это также важная и востребованная работа». Матвиенко резонно полагает, что для переселения россиян из мегаполисов в деревню нужно, чтобы сельская жизнь не уступала по качеству городской. Чтобы в провинции были качественные дороги, больницы, школы. И блогеров, которые помогают информировать народ об успехах в глубинке, государство готово поддерживать.

Другой вопрос, что блогеры нередко выполняют важную социальную роль, когда не расхваливают, а критикуют власти. Где-то годами не могут починить мост, где-то закрывают больницу, где-то многодетная семья ютится в аварийном доме. Если у блогера много подписчиков, к проблеме привлекается общественное внимание и у местных властей повышается мотивация решить проблему от греха. И вот тогда мир в глубинке действительно меняется к лучшему.

Тем не менее блогеры нередко работают на популярность родного края, даже когда не пытаются быть пиарщиками областной администрации. Например, Александр Обливин из Красновишерска под звуки фортепианной пьесы Бетховена рассказывает о лесе и лесозаготовке – как вывозить и пилить брёвна, ремонтировать технику в условиях холода, жары, снега, дождя: «Работа в лесу только для настоящих мужиков, слабым тут не место, здесь нет пустой болтовни, нет слёз, нет соплей, здесь только хладнокровная уверенность в том, что всё сделал правильно и без права на ошибку, здесь выживают сильнейшие».

Пермяк Алексей Фаткулин ведёт блог из экспедиций по глухим местам «Затерянная Парма». Его рассказы не про комфорт деревенской жизни и заботу властей, а про красоту природы и способность человека наслаждаться ею, несмотря на трудности: «Один раз мы утопили в реке три машины, одну из них вытащили только через три дня. Потом просушились, завелись и поехали домой». Обливин не знает, что заставляет его с товарищами бросать все дела и сутками лежать под машинами, готовясь к очередному рейду: «Здесь всё настоящее, всё как должно быть. Здесь навсегда остановилось время, мы пьём его и не можем напиться, дышим свободным воздухом и не можем надышаться». Не исключено, что именно эта блогерская страсть способна привлечь в глубинку горожан, а не наличие в ней канализации.

Рыбак из Волгограда Владимир Одинцов советует в блоге, как подобрать приманку и выбрать место лова. На его моторке стоит несколько камер, под которыми он демонстрирует, что судака лучше ловить в ветреную погоду, а щуку – в спокойной воде. Из 15 часов видео монтируются ролики по 10 минут. Популярность Владимира такова, что его узнают на улице. А тракторист Сергей Корнеев из Рязанской области вещает прямо из кабины грохочущего агрегата. Его паблисити – яркое свидетельство того, что в городах посматривают в сторону села, иначе зачем столичные менеджеры по продажам часами смотрят, как он ремонтирует трактор? И зачем подписчики со всего мира, в основном женщины, шлют ему в подарок одёжку и средства гигиены, если где-то внутри себя не мечтают быть рядом с таким рукастым мужиком?

Даже если в «деревенских блогах» не рекламируется впрямую созданный заботой властей комфорт, у горожанина может вызреть решение о переезде по мере осознания того, что он с сельской жизнью справится: сможет всё починить, вырастить и не сгинуть в ближайшем лесу. Достоверности добавляют видео, созданные пожилыми людьми: в них меньше желания красоваться, а топорный монтаж часто только добавляет привлекательности. Пенсионерка из Серпухова Юлия Миняева даёт советы садоводам и однажды встретилась с поклонницей из Калифорнии, которая «смотрит только её». 90-летняя Валентина Кулешова из Краснодара привлекает аудиторию воспоминаниями о войне, похоронах Сталина и жизни в СССР. В её блоге «Заметки бабушки Вали» можно также найти советы по правильному воспитанию правнуков и выращиванию на даче мегапомидоров «Кронпринц». А Баба Лена из Красноярска – самая знаменитая пенсионерка-путешественница в России.

Популярность блогов – это следствие кризиса искренности в массмедиа, когда человеку хочется, чтобы с ним говорили как со своим и не считали за идиота. Ведь если не рассказывать ему байки про «великий урожай» и заботливых чиновников, которые в поте лица строят для него в Нечерноземье «русскую Швейцарию», плюсы от переселения в деревню действительно есть.

Деревенский гламур

Казалось бы, какие могут плюсы, если «АН» регулярно рассказывают про оптимизацию сельской медицины и образования, про отсутствие работы в глубинке, заставляющее молодёжь поголовно уезжать после школы. Однако это не единственные процессы, меняющие жизнь за МКАДом.

Во-первых, никто не говорил, что «оптимизировали» всё и везде. Многие сельские школы, где в классах по 8–10 человек, даже предпочтительнее городских муравейников, в которых шесть первых классов по 40 учеников в каждом. Во-вторых, возможности работать из деревни удалённо значительно выросли благодаря развитию Интернета. 10 лет назад даже в 100 км от Москвы находились медвежьи углы, где ни за какие деньги было не получить качественный коннект. А сегодня всё гораздо лучше.

В-третьих, дорожная сеть потихоньку преображается, создавая стимулы для бизнеса уходить в провинцию. Взять, к примеру, Валдайскую возвышенность в Новгородской и Тверской областях. Это красивейшие леса и озёра, но лет десять назад в большой деревне рядом с железной дорогой дом с баней и хозяйством стоил 150 тыс. рублей. Дёшево, потому что Интернет лишь мобильный, а из Москвы и Питера каждые выходные ездить сюда на дачу утомительно. Но с появлением скоростной трассы М-11 можно долететь от МКАДа за два часа. Со связью стало всё прекрасно – и вот теперь такое же хозяйство стоит полтора миллиона. Хотя это всё равно в разы дешевле, чем в Подмосковье.

Из мегаполисов бегут не только специалисты с ноутбуками – переезжают целые предприятия. «АН» рассказывали, что переехать из Москвы в условную Кинешму готовы 60–70% сотрудников предприятий. Чаще всего речь не идёт буквально о деревне. Но москвичи активно переселяются в Тулу и Рязань, где жильё в 2–3 раза дешевле, лучше экология, а добраться до столицы можно при желании за 2–3 часа. В Пскове и Новгороде много питерских. Это означает, что в перспективе и окрестности областных центров Нечерноземья будут развиваться.

Москва уже переливается через края: плотность общежития в пределах МКАД превысила 100 человек на 1 га, в то время как для Европы норма 30–40 человек, достигающая максимума в 75 человек в Брюсселе и Барселоне. Дошло до того, что Москва уже стоит в одном ряду с азиатскими муравейниками: плотность у нас ниже Гонконга, но выше Шанхая. Но Гонконгу особо некуда «расползаться», а вот в Лондоне, например, в 1951 г. теснилось 8, 2 млн жителей, а в 2010-м – только 7, 7 миллиона. «Процесс идёт», когда переезд в городок поменьше не влечёт за собой падение доходов в разы и погружение в обывательскую среду без театров и галерей. Для москвичей 10 лет назад так и было: за 150 км во Владимире зарплаты отличались в 3–4 раза. Сейчас разница всё же поменьше.

Наблюдается скорее не переселение в глушь, а смешение города с деревней. Урбанисты говорят, что российские мегаполисы «распространяют цивилизацию» вокруг себя, но уже не на ближайшие пригороды, а на две-три сотни километров. И будет здорово, если Бологое, воспетая середина пути между Питером и Москвой, из провинциальной дыры превратится в место встречи агломераций двух столиц.

Эксперты отмечают интерес россиян к «экогородам» – поселениям, спроектированным ради наилучшего контакта с окружающей средой. В правильном экогороде создают непрерывные зелёные зоны, эффективно перерабатывают отходы. Здесь стараются по максимуму использовать возобновляемую энергию, сохранять невысокую плотность застройки и предпочитают велосипед автомобилю. В мире уже появились десятки экогородов от Кении до Эквадора. В России пока появляются лишь экологические посёлки, которые создаются обычно без всякого государственного участия. Таких образований уже более 200 только в европейской части России.

Чтобы продвигать пасторальные прелести, блогеры и правда незаменимы. Ведь горожане – жуткие индивидуалисты, и никогда не знаешь, кому из них какая подача темы «зайдёт». Это у газеты или телерепортажа существует редакционный стиль, а блогер – сам себе редакция. Тем более блогеров много: не нравится смотреть про рыбалку и лесозаготовки – смотри про фитнес на огороде.

Самый популярный ныне «деревенский» блогер – Поля из Деревки, у которой под 2 млн подписчиков. Молодая, сексуальная и модно наряженная барышня регулярно постит ролики, на которых живёт в деревенском доме, обнимается с козами, колет дрова, ходит к соседкам на посиделки или по ржаному полю в нижнем белье известного бренда. С чувством юмора у неё неплохо: потешается над инстаграмщицами и учит коров «московскому» языку со словечками «ну такое…». Дом у блогерши современный, стрижка стильная – оттого и блогосфера гудит: а не эксплуатирует ли Поля образ «москвички на селе», тянущей хозяйство без мужского пригляда? А сама, небось, живёт на Рублёвке и ездит в «деревку» на съёмки.

Но Поля дала несколько интервью, в которых пояснила: она из Мурома, три года назад приехала в деревню на каникулы и осталась. Естественно, гоняет в Москву и другие города потусить. Но она там хронически ничего не успевает, и ей всё быстрее хочется назад в дом с крыльцом в три ступеньки. Ни фамилию свою, ни название деревни она не говорит, потому что тут же набегут поклонники её спасать. А ей это даром не нужно.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram