Аргументы Недели → Общество № 23 (869) 14-20 июня 2023 г. 13+

Ил-96-400М готовится к первому полёту

, 19:06 , Обозреватель отдела Промышленность

Ил-96-400М готовится к первому полёту
Ил-96-400М

13 июня вице-премьер и министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью РИА «Новости» обозначил определённые вехи на будущее гражданского авиастроения. Собственному новому широкофюзеляжному дальнемагистральному самолёту точно быть, ближнесреднемагистральные уже фактически есть. Надо сказать, дальнемагистральный лайнер у нас и сейчас имеется – Ил-96 исправно летает на Кубе и не менее успешно возит по стране и миру высшее руководство России.

2023 год обещает быть взлётным

Новенький Ил-96-400М уже покрашен и внешне готов к взлёту. Машина опытная, с фюзеляжем почти на десять метров длиннее, чем у Ил-96-300, с обновлёнными системами. На воронежском авиазаводе ВАСО идут завершающие отработки. Самолёту ещё предстоит «побегать» по взлётно-посадочной полосе, а уж потом при полной готовности техники – подъём. Или первый полёт, можно и так сказать. Это будет второе рождение обновлённой и фантастически надёжной машины, самолёт не угробил ни одного пассажира за всю свою историю, которую ведёт с 1988 года.

Дальность с максимальной полезной нагрузкой обещает быть до 9 тыс. километров. А максимальная нагрузка – это до 435 пассажиров (в зависимости от комплектации, уж как определятся заказчики из авиакомпаний) или, в сухих цифрах, 58 тонн.

И тут надо сразу отметить – лайнер не будет массовым. Во-первых, госзаказчик от Ил-96 отказываться не собирается и продолжит приобретать эти самолёты, а во-вторых, сегодня завод способен производить в лучшем случае по два борта в год. Это капля в море. Возможно, при интенсификации производства, росте численности квалифицированного персонала эта цифра готова вырасти в два-три раза. Как будет на самом деле, время покажет. Если бы наша страна не раскрыла настежь ворота для подержанной и новой западной авиатехники, то Ил-96 в современном облике имелся бы у всех отечественных авиаперевозчиков и никакие санкции были бы не страшны.

Но вице-премьер и министр Минпромторга Денис Мантуров говорил совсем о другом самолёте, который призван заменить в авиакомпаниях импортные дальнемагистральные лайнеры: «С нашими партнёрами из Китайской Народной Республики велась работа в части широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта. С учётом всех вводных со стороны западных стран в наш двусторонний проект будут вноситься изменения», – сказал он в интервью в преддверии ПМЭФ, отвечая на вопрос о разработке российского дальнемагистрального самолёта.

Совместная разработка самолёта, пояснил Мантуров, продолжится. Вместе с тем, уточнил вице-премьер, Россия создаёт и свой проект лайнера: НИЦ Институт имени Жуковского занимается исследованием новых технологий и определением облика в рамках действующей научно-исследовательской работы «Интеграл».

Отвечая на вопрос, когда новый лайнер может подняться в воздух, Мантуров уточнил, что речь идёт о сроках после 2030 года. «Возможно, в промежутке 2028–2030 годов, но точно не раньше», – добавил он.

Отметим, что этот самолёт будущего будет двухдвигательным. Да, четыре двигателя, как на Ил-96, – это повышенная надёжность. Отказ одной силовой установки не приведёт к каким-либо сложностям, самолёт может спокойно завершить полёт в аэропорту назначения, лететь над океаном и полюсами, вдали от запасных аэродромов. Но гражданские авиакомпании – это коммерческие предприятия. И платить за четыре двигателя вместо двух вдвое большей мощности, а затем обслуживать четыре движка – нерентабельно. Много говорят о том, что вот появится сверхмощный ПД-35, и его можно установить на Ил-96. Теоретически – можно. Практически – нет смысла. Потребуется перепроектировать крыло, а там и до центроплана и фюзеляжа дело дойдёт. То есть надо делать новый самолёт.

Почему Россия делает свой проект лайнера и не бросает сотрудничество по самолёту CR‑929 с Китаем? Ответ, скорее всего, кроется в санкционном давлении со стороны западных «партнёров». При полноценном участии нашей страны в проекте недружественные страны отрубят поставки технологий и комплектующих для китайско-российского самолёта. А китайцы делают технику с прицелом не только для себя, но и на экспорт. Китайцы, по сути, пошли по пути создателей «Суперджета». Импортные комплектующие, материалы, двигатели, авионика, лёгкость сертификации. Вторая, очень вероятная причина – нежелание китайской стороны делиться прибылями с продаж самолётов на своём внутреннем бездонном рынке. А мы не выходим из проекта по элементарной порядочности, такое тоже может быть?

«Суперджет» двуликий

Смена названия самолёта SSJ New на российское обсуждается, вопрос требует проработки: необходимо взвесить все преимущества и сложности, которые с этим связаны, сообщил в том же интервью РИА «Новости» Денис Мантуров: «Вы знаете, с одной стороны – да, есть и такие мысли. Но, с другой стороны, – это процедура, связанная с технической работой авиационных властей. Потребуется пройти рутинные процедуры, в том числе и по тем сертификатам типа, которые были до этого получены на основную версию, и на те версии, которые уже в течение десяти с лишним лет довносились в этот сертификат. Я не исключаю, что в этом будет определённый смысл. Но мы должны хорошо взвесить все преимущества и сложности, которые с этим связаны», – добавил вице-премьер – глава Минпромторга РФ. «Самолёт SSJ New в ближайшее время поднимется в воздух, до конца года лайнер с импортозамещённой компонентной базой и двигателями ПД-8 получит сертификат типа», – также сообщил вице-премьер. После получения сертификата типа начнутся поставки лайнеров заказчикам, в первую очередь, авиакомпании «Аэрофлот». Известно, что для ускорения программы испытаний SSJ New выполнит первые полёты на старых двигателях SaM146, разработанных во Франции. Второй опытный образец поднимется в воздух уже с отечественными двигателями ПД-8.

Почему встал вопрос о смене названия? Образовались сразу два «Суперджета». Один импортозамещённый, который будет собираться в Комсомольске-на-Амуре в кооперации с отечественными и белорусскими предприятиями. Другой – зарубежный, в том облике, каким его делали в досанкционные времена. 31 мая 2023 г. между инвестиционным офисом эмирата Абу-Даби (ADIO), компанией Mark AB Capital Investment (ОАЭ) и итальянской компанией SuperJet International (SJI) был подписан Меморандум о взаимопонимании, в котором определены условия сотрудничества по организации производства региональных самолётов Superjet 100 в городе Аль-Айна. Об этом сообщается в пресс-релизе SJI, распространённом 7 июня.

На первом этапе SuperJet International установит в Аль-Айне новую линию окончательной сборки самолётов, строительство которой будет завершено к середине 2025 года. Параллельно с этим к 2026 г. SJI должна создать в Италии и Объединённых Арабских Эмиратах новую цепочку поставок комплектующих, необходимых для всего цикла работ по выпуску самолётов SSJ 100. Первоначальные инвестиции в проект оцениваются сторонами в 200 млн евро, при этом будет создано 450 высококвалифицированных рабочих мест.

«Это сотрудничество представляет для нас большую ценность и является ещё одним шагом в построении прочных отношений между Италией и ОАЭ, окончательно оформившихся при выполнении авиационных программ. Мы благодарны за ту поддержку, которую получили от правительства Абу-Даби через ADIO, а также за готовность Mark AB инвестировать в этот проект», – заявил на церемонии подписания Меморандума генеральный директор SuperJet International Камилло Перфидо.

В компании также подчеркнули, что при поддержке правительства Объединённых Арабских Эмиратов и приобретении 49% акций SJI инвестиционным фондом Mark AB Capital SJI станет ключевым фактором развития авиационной промышленности в ОАЭ путём создания ультрасовременного предприятия в Аль-Айне и передачи ему конкретных ноу-хау и технологий. Объединённая авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК») официально заявила, что в этом проекте участия не принимает.

Присутствовавшие на церемонии подписания Меморандума эксперты отметили уверенность представителей ОАЭ в успехе проекта и росте объёмов инвестиций в эту ближневосточную страну.

Что хорошо, даже эмиратский Superjet 100 с начисто снятыми санкционными ограничениями навечно останется самолётом, созданным в России.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram