В РФ становится меньше автомобилистов
25 мая 2023, 17:01 [«Аргументы Недели», Александр Крохмаль ]
Эксперты отмечают, что в России становится меньше автомобилистов. По итогам 2022 года водительские удостоверения в стране получили почти 1.36 млн человек. Это на 12.1% меньше показателей предыдущего года. Снижается и количество тех, кто подаёт заявление на сдачу экзаменов в ГИБДД. В прошлом году было подано около 4.5 млн заявлений, годом ранее – почти 6.5 млн, в 2020 – 6.8 млн, а в 2019 – аж 9.5 млн.
Далеко не все получают удостоверения. Обладателем прав становится только каждый третий сдающий экзамены (4.5 млн поданных в 2022 году заявлений против 1.36 млн выданных). По отчётам НЦ БДД, с первой попытки в прошлом году водительское удостоверение получили 200.6 тысяч человек (18% от всех получивших права). Специалисты центра отметили тенденцию к снижению количества будущих водителей, сдающих экзамены с первого раза.
Одна из причин – качество обучения. В случае, если человек не сдал и повторяет свою попытку во второй и последующие разы, в статистике МВД это отражается как новая заявка на экзамен. Эксперты из МВД отмечают, что очень часто получить права человеку удаётся далеко не с первой попытки, при этом каждый «подход» считается отдельным экзаменом. Качество обучения в автошколах, как и качество приёма экзаменов, оставляет желать лучшего. Ещё, конечно, не стоит забывать о сильном стрессе, который испытывают ученики при тестировании своих способностей.
Также по отчёту НЦ БДД, число выданных в 2022 году удостоверений категории В (легковые авто и грузовики полной массой до 3.5 т) сократилось на 8.3%, а прав подкатегории С1 (грузовики массой 3.5-7.5 т) уменьшилось на 11.2%. Значительное снижение (-83.6%) зафиксировано в отношении удостоверений С1Е, которые позволяют управлять грузовыми автомобилями до 7.5 т с прицепом. Снижение количества выданных прав «грузовых подкатегорий» эксперты объясняют тем, что большая доля людей предпочитает сдавать экзамены на категории С (грузовики) и СЕ (гр. с прицепом), позволяющими управлять грузовиками без ограничений массы транспорта.
Вместе с тем, молодёжь очень неохотно идёт в дальнобойщики. Из-за старения машин многие не хотят на них работать. Сейчас сложно найти водителя на фуру даже с зарплатой 120 тысяч. Снижение потока учеников отмечают и в автошколах. Некоторые аналитики считают, что это может быть связано с падением продаж автомобилей. Другие говорят о финансовой составляющей. Да и виртуальная реальность тоже играет роль. Многие люди привыкли почти круглые сутки «зависать» в сетях. Во время управления машиной это невозможно, так как легко попасть в ДТП. Куда уж лучше делать это в такси, сидя на заднем сидении.
Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что сокращение числа желающих получить права может сказаться и на продажах автомобилей. «По самым приблизительным подсчётам снижение на 12% числа выданных прав уменьшило число потенциальных покупателей примерно на 100 тысяч человек. Для российского авторынка это серьёзная цифра», - считает Бургазлиев.