> Советские субботники и волонтёры в России - Аргументы Недели

//Общество 13+

Советские субботники и волонтёры в России

№  () от 2 мая 2023 [«Аргументы Недели », Никита ФАВОРСКИЙ ]

Фото MOS.RU

По всей России прошли субботники – ещё недавно подзабытое наследие советских времён. Сегодня традиция активно возрождается под патронатом региональных властей. Нынешним чиновникам даже проще призвать россиян к трудовым подвигам, поскольку в начале XXI века в стране без их участия расцвело невиданное для СССР явление – социальное волонтёрство, которое можно сравнить разве что с тимуровским движением на заре союзной эпохи.

Назад в будущее

Более 45 тыс. жителей Нижнего Новгорода приняли участие в общегородском субботнике 22 апреля. В мэрии подсчитали, что горожане собрали 12 тыс. кубометров мусора. Из Краснодара рапортуют в метрах: такая-то протяжённость берегов Кубань-реки очищена от хлама. В Ярославле субботник назвали «Генеральной уборкой» – по аналогии с проектом одной из политических партий. А в Петербурге комплекс мероприятий прошёл под брендом «Добрый субботник». Из Смольного сообщают, что в нём приняли участие 216, 9 тыс. человек, которые высадили 813 деревьев и 4, 5 тыс. кустарников.

Как известно, традиция коммунистических субботников появилась весной 1919 года. Тогда Ленин призвал улучшить работу железных дорог, а вдохновлённые им рабочие депо Москва-Сортировочная после смены по собственному почину отремонтировали три паровоза. А на Первомай на всероссийском субботнике насчитали аж 15 млн человек. Именно там Ильич был замечен с бревном на плече. Но к закату советской эпохи субботники стали формой пикника. Обычно народ быстро решал какую-нибудь несложную задачу по уборке и доставал принесённую с собой снедь, подчас намусорив при этом больше, чем расчистили. Субботник был страшным сном для сотрудников милиции и вытрезвителей, которые несли службу в усиленном режиме. А нынче ничего подобного не наблюдается.

В постсоветское время классические субботники сохранились разве что на отдельных предприятиях, руководимых «красными директорами». Зато появилось нечто другое. Жители многоквартирных домов без всякой оплаты или привязки к дате принялись возделывать собственные дворы, с подлинным энтузиазмом разбивая под окнами цветники с фигурками цапель и гномов. Группы энтузиастов стали брать шефство над детдомами. И не ради галки раз в год, а системно: помогали ребятам материально, устраивали экскурсии, не забывая про них каждые выходные.

При СССР участие в стройотрядах было для молодого человека хорошим шансом заработать «подъёмные», а в XXI веке, как ни странно, стало больше энтузиазма и добровольности. Поинтересуйтесь, сколько получают студенты из археологических экспедиций в Гнёздовском комплексе или в районе Херсонеса. На еду не хватит! Тем не менее в эти партии большой конкурс. Равно как не могут принять всех желающих помощников реставраторы деревянных церквей на Русском Севере.

Москвич Алексей Травин работал в отделе послепечатной обработки в типографии: «Как-то раз мне пришла в голову идея делать блокнотики из бумажных обрезков, остающихся после работы в типографии. Идеей удалось увлечь других сотрудников, а вырученные деньги мы решили отдавать на благотворительность». Позднее из отходов производства научились делать авторучки и различные украшения. Оказалось, что немало волонтёров готовы помогать в этом деле – и денег не берут, даже когда спрос на продукцию значительно вырос.

Искусствовед Анна Баскакова в 2010 г. со вкусом пережила в столице смог от горевших в Подмосковье лесов: увлечённо делала фотоснимки людей на задымлённом фоне. Но знакомые её пристыдили: дескать, все вокруг сейчас собирают деньги для погорельцев. «Чтобы реабилитироваться, я решила собрать сумку вещей для пострадавших и сама отправилась помогать пожарным-добровольцам. Я уже несколько лет помогаю тушить пожары по всей стране, занимаюсь восстановлением лесов и координирую стихийных добровольцев», – говорит Анна.

Кто-то организовал приют для животных-инвалидов, кто-то спасает грибников, заблудившихся в лесах летом. Происходят и вовсе невиданные вещи. Несколько лет назад под Тверью из-за снегопадов и «умной» организации движения скопилась мёртвая пробка из сотен фур. Представьте, что вы сидите в кабине вторые сутки, как вдруг к вам подъезжает частная машина, люди предлагают горячий чай, хлеб, кашу, лапшу, сосиски – всё бесплатно. Вас просят передать по рации, чтобы и другие дальнобойщики, которым нужна помощь, включали «аварийку». И оказывается, что помощников никто не посылал и они не имеют никакого отношения к местным властям. Это ребята из джип-клуба, сообщество рыбаков и региональные волонтёры. Чисто по-братски.

Сами с усами

Читатель, заставший СССР, никогда не забудет термин «тимуровец», обозначавший образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки. В книге Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» детский отряд тайно помогал семьям фронтовиков, пожилым или больным людям. А в годы войны в одной только РСФСР насчитывалось 2 млн тимуровцев, шефствовавших над госпиталями. Кто, например, напишет за раненого солдата письмо домой? Кто заготовит дров для безногого инвалида?

– Но мало кто знает, что именно с военных лет советская система начала отторгать тимуровцев, – говорит историк Сергей Ачильдиев. – Случилась неприемлемая для власти вещь: какие-то самоорганизующиеся волонтёры потеснили пионерскую организацию, кадровый инкубатор партии и комсомола. Тимуровцы ведь были в чистом виде энтузиастами: их фишкой было делать что-то хорошее без контроля взрослых. А пионеры – как раз исполнители указаний старших. Совсем запретить тимуровцев не решились, но уже в 1970–1980-х годах они стали заметны лишь на всесоюзных слётах в «Артеке».

Как рассказывали «АН», в наши дни в городе Шуя (Ивановская область) тимуровцев возродили усилиями местного отделения КПРФ. И пусть «возрождение» и выглядит искусственным, желание ребят от 9 до 17 лет носить воду и рубить дрова нуждающимся – самое настоящее, востребованное. А форм его приложения – не сосчитать.

Движение «Даниловцы» делает бесплатные ремонты малообеспеченным людям. А это ведь не дров нарубить – нужна технология. Грунтовать стены или менять сантехнику должны не только добрые, но и грамотные люди. К тому же ремонт – дело не быстрое, а значит, нельзя заниматься этим, когда в голову взбредёт – требуется регулярность. То есть энтузиаст, желающий помочь, должен вначале обрести квалификацию, а потом ходить на выбранный объект регулярно, как на работу, неделями. А такой формат помощи далеко не каждому интересен.

– Мы отобрали четыре критерия, по которым выбираем объект среди множества нуждающихся – это одиночество, многодетность, бедность и болезнь. Два из них – это показание к благотворительному ремонту, – говорит основатель «Даниловцев» Юрий Белановский. – Надо понимать, что у пожилого подопечного характер может быть скверным. В ответ на претензии нельзя грубить или хамить. Мы подписываем с хозяевами договор, стиль и цвет материалов заранее оговариваются, заказчик ездит с нами в магазин или мы привозим ему образцы тех же обоев. Наилучший вариант, когда ремонт укладывается максимум в четыре выходных.

Похоже, россиян не нужно поднимать на подвиги – достаточно просто не убивать благой порыв казёнщиной. Тут всё зависит от отношения на местах. Грамотный чиновник предоставит им возможность проявить инициативу и просто скажет спасибо. Показушник будет требовать по разнарядке столько-то рабочих рук от каждой бюджетной организации. Но в любом варианте организатор должен помнить, что времена всё-таки не советские. Легендарные тимуровцы были совсем молодыми, а сегодня в волонтёры идут люди всех возрастов. Чаще всего нет у них и парторга, у которого нужно «отмечаться», приходя на субботник. Они могут уйти в любой момент, но пока лишь растут числом.



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте