> Восстановить и сохранить: как работает реставратор в Эрмитаже - Аргументы Недели

//Общество 13+

Восстановить и сохранить: как работает реставратор в Эрмитаже

14 апреля 2023, 13:23 [«Аргументы Недели», Егор Кагарлинский ]

Анастасия Бегунова работает реставратором в Государственном Эрмитаже: уже больше пяти лет восстанавливает и консервирует уникальные экспонаты, которые можно увидеть на выставках. Девушка рассказала нам, каково это — быть частью одного из самых крупных музеев страны и почему профессия реставратора так важна для неё.

Творчество с детства

Анастасия всегда была творческой и талантливой личностью. В 2013 году, когда шестнадцатилетняя Настя училась в выпускном классе Детской художественной школы им. Аникушина, она получила премию Правительства Санкт-Петербурга «Юные дарования», которая считается одной из самых почётных наград, учреждённых для поощрения начинающих художников и музыкантов. Ежегодно для конкурса отбирают больше 2 000 самых талантливых молодых людей от 12 до 18 лет, но только 25 из них награждают премией.

Высшее образование Анастасия тоже решила получать в сфере искусств: в 2015 году она поступила в Санкт-Петербургский государственный институт культуры, но уже тогда выбрала путь, связанный не только с искусством, но и с историей: она училась на кафедре реставрации и экспертизы объектов культуры. Там девушка получила диплом с отличием, а после окончила магистратуру в Санкт-Петербургском государственном университете, пройдя программу «Реставрация предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства». В магистратуре Анастасия также получила красный диплом.

Начало пути реставратора

Впервые Бегунова попала в реставрационную мастерскую ещё во время учёбы в институте. Тогда они с одногруппниками много ходили по отраслевым конференциям и общались с директорами музеев и руководителями экспедиций, чтобы попасть на практику и получить реальный опыт. В мастерской девушка сразу поняла, что хочет заниматься именно этим ремеслом. Она признаётся, что даже десять лет спустя приходит в восторг, когда видит древние артефакты и участвует в их восстановлении.

Вообще, по словам Анастасии, профессия реставратора уникальна и многогранна: необходимо разбираться в химии, биологии, истории, археологии и культурологии. При этом нужны усидчивость, внимательность и много терпения — порой приходится несколько часов подряд проводить в одной позе практически неподвижно, работая с мельчайшими деталями. Ещё важно уметь решать нестандартные задачи и отыскивать творческие подходы, при этом не вмешиваясь в ход истории. Порой так хочется обновить внешний вид памятника искусства, сделать его чуть лучше и красивее — но чаще всего это неуместно. 

А ещё у девушки есть потрясающая возможность прикасаться к артефактам, созданным тысячи лет назад, порой до нашей эры. А иногда в их поисках отправляться в разные уголки планеты в составе экспедиций — и там собирать уникальные вещи, которые в будущем становятся музейными экспонатами и могут пополнить культурное наследие. В общем, работа реставратора сочетает в себе тяжкий труд и интересные открытия.

Работа в Эрмитаже

Стать реставратором для одного из главных музеев страны не так-то просто, путь к этой работе длинный, а открытых вакансий мало. В 2018 году Анастасия стала работать в Эрмитаже в качестве волонтёра, участвовала в сборке и склейке сосудов. В какой-то момент руководство оценило её талант — и Бегунову взяли в штат. Сегодня она сотрудник отдела археологии Восточной Европы и Сибири, работает в музее уже больше пяти лет и проводит консервационные и реставрационные работы над археологическими памятниками. Проще говоря, из разрозненных осколков нужно как пазл собрать чаши, которые позже можно разместить в музее.

Анастасия рассказывает о своей работе с горящими глазами. Ей безумно нравится по кусочкам собирать древние амфоры и чаши. Иногда приходится часами удалять под микроскопом многолетние отложения, чтобы добраться до чистой поверхности, но результат всегда впечатляет. А в перерывах можно гулять по залам музея и рассматривать уже восстановленные артефакты и другие потрясающие вещи.

За годы службы Анастасия принимала участие в нескольких важных проектах, получивших гранты от Правительства, например, «Между востоком и западом: охотники-собиратели озёрного края на Западе России в 7–3 тысячелетиях до н. э.» и «Озёрные поселения 4–3 тыс. до н. э. — истоки и развитие феномена свайных поселений на Северо-Западе России». Для этого Бегунова в составе экспедиций ездила на места раскопок, например, на памятник Сертея II, расположенный в Смоленской области. 

Отметим, что работать с уникальными предметами, которые находят на местах раскопок, зовут лучших специалистов не только России, но и мира — и Анастасия входит в их число. Помимо реставрации Анастасия обучает волонтёров и студентов: объясняет им, как работать с коллекциями Эрмитажа. 

Не только Санкт-Петербург

Бегунова постоянно совершенствуется, для чего регулярно ездит на практику в другие музеи. Например, в 2018 и 2019 годах она сотрудничала с Музеем подводной археологии в Феодосии. Там девушке довелось поработать с уникальными керамическими находками из экспедиций в Чёрном море: сосудами эллинистического периода с городища Акра и с кораблекрушения средневековой пизанской галеры XIII в. в акватории бухты Зелёная в районе посёлка Новый Свет. Музей хотел отреставрировать важные памятники и поместить их в экспозицию — и Анастасия вместе с коллегами занималась восстановлением сосудов. В итоге на постоянной выставке появилось четыре новых экспоната.

Ещё одна веха в карьере Бегуновой — работа в Херсонесе Таврическом, историко-археологическом музее-заповеднике на территории Севастополя, который находится под охраной ЮНЕСКО. В 2019 году Анастасия во время работы там отреставрировала два античных предмета: кубок и миску, датирующиеся первым тысячелетием нашей эры. Уникальность их в том, что на их поверхности частично остался откалываемый красный лак. Сегодня их можно увидеть в составе экспозиции.

В 2020 и 2021 году Анастасия работала с Русским географическим обществом и Музеем истории Кронштадта. Из вод финского залива подняли судно «Архангел Рафаил», и реставраторам предстояло собрать предметы из керамических фрагментов. В итоге Анастасии удалось восстановить археологический профиль девяти сосудов, которые пополнили научную коллекцию при Кронштадтском историческом музее. Кроме того, Бегунова написала на этой основе магистерскую диссертационную работу и научную статью, которая получила высочайшую оценку в культурных кругах.

А совсем недавно, в 2023 году, Анастасия Бегунова стала членом Союза Реставраторов России, как молодой специалист, что лишний раз подтверждает её высокую квалификацию.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте