Аргументы Недели → Общество 13+

Прикрыть армии спину

, 16:31

Прикрыть армии спину

Специальная военная операция на Украине идет уже больше года и вскрыла немалое количество проблем. И далеко не все они касаются непосредственно боевых действий. Например, немало претензий, особенно на начальном этапе, вызывала недостаточная обратная связь Министерства обороны с обществом или проблемы, связанные с частичной мобилизацией. Надо признать, что государство работает в направлении вскрытия недостатков и их устранения, что не может не вызывать оптимизма, однако, к сожалению, само общество не всегда адекватно реагирует на происходящие перемены.

Ярким примером может служить введение так называемых «электронных повесток». Для начала нужно вспомнить события полугодичной давности, когда проводилась частичная мобилизация. Она показала, что в сфере воинского учета, не обновлявшейся едва ли не со времен Великой Отечественной, творился форменный бардак. Сведения на древних бумажных носителях своевременно не обновлялись. Надежного учета не велось. В итоге повестки приходили инвалидам, многодетным отцам, людям, работавшим на оборонных предприятиях и другим категориям граждан, не подлежавшим мобилизации. И это в 20-х годах XXI века, когда цифровизация давно проникла во все сферы жизни и, казалось бы, была гордостью России!

А когда было решено провести радикальные реформы, сразу раздались тысячи возмущенных голосов. Мало того, что люди взялись критиковать то, о чем не имели ни малейшего представления, так ведь среди них оказалось множество тех, кто недавно так же громогласно критиковал архаичную систему воинского учета! Дескать, открывается большое поле для злоупотреблений и насилия над личностью, когда те, кто вовремя не заглянет на личный кабинет на Госуслугах окажется злостным уклонистом и станет преследоваться законом. А как быть тем, кто вовсе не пользуется этим интернет-сервисом?

На самом же деле, «электронная повестка», а точнее, уведомление в личном кабинете, является не заменой, а дополнением к обычной бумажной и лишь упрощает жизнь. Так же как уведомление в этом же сервисе о выписанном вам штрафе за нарушение ПДД вовсе не является единственным и обязательным. Вы вправе подождать, пока бумажное постановление от ГИБДД не опустят к вам в почтовый ящик. А можете сразу же его оплатить, не вставая с кресла, причем лишь половину его стоимости, если сделаете это в двухнедельный срок. Или счет за коммунальные услуги вы можете получить в интернете и быстро его оплатить, а можете подождать бумажного извещения и своими ногами сходить с ним на почту или в банк, постоять в очереди и сделать то же самое. Ничего не изменится, кроме того, что вы потратите время и силы. И в случае с интернет-уведомлением вы увидите его везде, где есть интернет, например, в отпуске или командировке, и не пропустите этот важный момент. Потому что если вы забудете проверить почтовый ящик в подъезде или просто проживаете по другому адресу, это никак не освободит вас от обязанности платить или коммуналку. Но зато вы рискуете «влететь» на пени или даже административное дело.

С повестками та же история. Такая дополнительная форма уведомления позволит избежать ошибок во время призыва, а также сократить взаимодействие граждан с военкоматами. Как объяснил председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов, принятие законопроекта направлено на устранение недостатков в работе военных комиссариатов по воинскому учету, которые выявили в ходе мобилизационной призывной кампании. Она не является заменой бумажной повестке. Это всего лишь одна из форм уведомления военнообязанных граждан — повестки продолжат вручать и по ранее действующим правилам — под роспись с помощью сотрудников военкомата, или работодателей.

Кроме того, законопроектом предусмотрен новый способ оповещения россиян о необходимости явиться в военкомат — отправка повестки заказным письмом с уведомлением о вручении. Уклоняться от мобилизации или призыва будет сложнее. Это правда. Но ведь уклонение - это нарушение закона. И переживать, что нарушать закон будет сложнее, согласитесь, несколько странно для законопослушного гражданина. Или кто-то думает, что государство должно заботливо создавать своим гражданам условия для нарушения закона?

Адвокат Александр Грибаков так комментирует надежды потенциальных уклонистов «откосить» под лозунгом «Я ничего не получал». «Есть статья 165.1 Гражданского кодекса «О юридически значимых сообщениях». В ней декларируется принцип уведомлений, который в нашем законодательстве существует уже около 10 лет. Эта норма - презумпция получения извещения. То есть, если одна сторона сделала всё необходимое, что положено по закону для извещения второй стороны, а вторая сторона уклоняется от получения извещения, то тогда вступает в действие этот закон. И сообщение считается полученным, даже если оно реально физически не было вручено. Сейчас вводится просто презумпция получения повестки, от которой и ранее по закону нельзя было спрятаться. Это крайняя мера, которая применяется только в том случае, если человек умышленно уклоняется от контакта с государством. Никто не собирается наказывать вас по закону, если вы сами не нарушаете закон».

«Судя по принятым поправкам, новая система позволит свести к минимуму ошибки при призыве и устранит несостыковки при отправлении повесток, связанных с дублированием или их отправкой тем людям, которые по ряду показателей под призыв не подпадают. Теперь такая неразбериха должна быть исключена, а общая база военнообязанных будет способствовать пониманию наличия призывных ресурсов и его распределению» - добавляет военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

Кстати, через электронный сервис вы можете самостоятельно внести изменения, скажем, сообщить о поступлении на очное отделение вуза или о рождении второго ребенка, что дает отсрочку от службы, представить медицинскую справку. То есть, минимизировать общение с военкомом. И тогда вам не придется уже на сборном пункте доказывать, что вас не должны забирать на службу. А такие случаи были. Как были и случаи, когда человек, не подлежащий мобилизации не имел на руках нужных справок и отправлялся в армию, уже по ходу дела с огромным трудом доказывая свои льготы. Ведь если у военкома нет соответствующих документов, он не имеет права поверить вам на слово и отпустить к маме на поруки. С новой же системой у него будет полная база данных и повестку вам просто не пришлют.

«Единый реестр военнообязанных - это именно единая база данных на всех военнообязанных России, — добавляет Игорь Коротченко. — В ней будет наглядно видна как общая численность призывного контингента в стране, так и наличие тех юношей, а с увеличением призывного возраста до 30 лет и молодых мужчин, которые соответствуют требованием призыва текущего года. По этим данным будут ориентироваться как сами военкоматы, так и мобилизационное управление Генштаба. Это важно и для текущей ситуации, и для понимания перспективных призывных мероприятий. У нас в стране потенциальных новобранцев для прохождения срочной военной службы гораздо больше, чем требуется Вооруженным силам. Но учитываться должны все».

Еще одна тревожная для граждан тема - это потери наших войск на Украине. «Диванные эксперты» прямо обвиняют Министерство обороны, Росгвардию и другие ведомства, задействованные в СВО, что они намеренно скрывают цифры потерь. Но если бы эти «эксперты» читали не только соцсети, но и законы, то легко могли бы узнать, что раскрытие должностными лицами сведений о потерях личного состава и боевой техники во время боевых действий не просто нарушают Закон о государственной тайне, но и сразу несколько статей Уголовного кодекса. И такие нормы действуют практически во всех странах мира. Кроме того, давайте вспомним – разве во время Великой Отечественной войны Совинформбюро включало в свои ежедневные сводки количество раненых и погибших? Конечно, нет. Помешало это победе? Тоже нет.

«Самое главное, чтобы в случае гибели наших ребят об этом оперативно докладывали их близким и так же оперативно оказывали всю необходимую помощь. Никогда нельзя скрывать от семьи воина даже самую горькую правду. А что касается публичного информирования всего населения страны о цифрах потерь, то я не вижу сейчас в этом никакого смысла. Наши противники тут же оспорят любые цифры, скажут, что мы что-то занижаем или завышаем. Любая цифра станет козырем в их информационной игре», - говорит адвокат Александр Грибаков, который недавно сообщил, что видит своё призвание в том, чтоб стать «адвокатом армии».

Оценивая организованный вал критики в сторону армии, Александр Грибаков верно заметил: «Армия, причем не только российская, так устроено во всем мире, - очень закрытая структура. И она не обязана, да и не может в силу вполне понятных причин держать нас в курсе всех своих планов и замыслов, объяснять логику решений. Есть, наконец, военная тайна. Я критически отношусь к информационным атакам на армию именно потому, что ее критики не понимают и не знают контекст событий, предшествующих тому или иному решению. Тайные механизмы принятия военных решений от нас скрыты, и как юрист я могу сказать – если вы не знаете причин происшедшего, не спешите критиковать результат».

Да, решены далеко не все проблемы. Более того, регулярно возникают новые. Как, например, остро встал вопрос проработки юридических вопросов, связанных с созданием добровольческих подразделений, со статусом ЧВК, и с регулированием выплат военнослужащим и членам их семей, особенно – в случае их трагической гибели.

Но главное сейчас, чтобы общество и армия оставались на одной стороне фронта. Что бывает, когда народ и армия не едины, мы прекрасно помним на примере Первой чеченской кампании. Мы помним и то, как она завершилась позорным Хасавюртовским договором. И что вторжение бандитов в Дагестан было именно следствием того, что общество отвернулось от армии в самый трудный момент, мы тоже помним.

Поэтому, пока наши парни льют кровь на полях сражений, мы должны прикрывать их спины. Критика нужна, но она не должна ослаблять, не должна подрывать дух армии. Иначе это предательство, которое ведет к поражению.

Иначе все зря.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram