На севере столицы могут отравиться парами соляной кислоты разом 6600 человек. Рядом с участком автодороги Москва — Санкт-Петербург расположено химическое предприятие, на складах которой хранятся более 200 тонн высокотоксичных веществ.
Не сегодня завтра на севере столицы могут отравиться парами соляной кислоты разом 6600 человек. Это не предсказание бабы Ванги, а прогноз экспертов из ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России - (Федеральное государственное бюджетное учреждение, Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России).
Речь, конечно, не идёт о массовой гибели стольких граждан, но отравление с резью в глазах и кашлем испытать могут многие. А если учесть, что эта неприятность случится на загруженном участке автодороги Москва — Санкт-Петербург от улицы Фестивальной до Дмитровского шоссе (Северный административный округ города Москвы), то всё это может вылиться в дорожную катастрофу.
Опасная кислота
Об опасности этого участка заговорили еще в 2016 году, когда здесь стали строить 43-километровую хорду. Драма в том, что пролегла эта хорда в считанных метрах от химического предприятия с загадочным названием АО «Аурат», гендиректором которого значится Степан Гетманцев.
Аурат, как мы выяснили, понятие из Ислама. Им именуется тело женщины кроме лица и рук. Согласно Исламу — женщина должна скрыть аурат от окружающих. Ну, это вам для эрудиции.
Так вот, новая хорда пролегала ровно в 19 метрах от ауратовского склада с соляной кислотой и готовым продуктом (соор.3). По заключению экспертов, склад площадью 1 299,3 квадратных метров является опасным производственным объектом с обращением высокотоксичных веществ в количестве более 200 тонн. И кислоты эти несут угрозу смертельного токсического поражения в случае разгерметизации емкостей хранения. Гендиректору «Аурата» Степану Гетманцеву, как почетному деятелю науки и техники города Москвы, это должно быть хорошо известно.
К слову сказать: подобное химическое оружие на основе соляной кислоты давно уже запрещено международными конвенциями по причине особой антигуманности. А посему департаментом городского имущества города Москвы было выпущено распоряжение от 13.10.2016 за номером 29504 «Об изъятии для государственных нужд объектов недвижимого имущества для целей строительства участка автодороги Москва - Санкт-Петербург (Северная рокада).
Проще говоря, департамент принял законное решение изъять под строительство трассы часть земельного участка АО «Аурат» и предписал хозяевам предприятия перенести смертельно опасный кислотный склад на 50 метров от трассы и возвести над ним защитный купол, непробиваемый даже при падении в него легкой авиации. Все затраты по переносу и защите склада Москва щедро компенсировала, перечислив АО «Аурат» 246 934 000 рублей, согласно всем подсчетам и договору. Плюс к тому были выплачены еще 219 392 917 рублей по статье «Затраты на разборку и восстановление объектов имущественного комплекса, попадающих в зону производства работ...».
Итого: почти полмиллиарда рублей.
Гетманцев деньги принял, соглашение с правительством Москвы подписал, и московские чиновники облегченно вздохнули, уже не мучимые в ночи кошмарами от навязчивых видений о возможной катастрофе на участке трассы от улицы Фестивальной до Дмитровского шоссе. Ибо, согласно тому соглашению, дирекция «Аурата» должна была склад разгрузить и уже в срок до 1 мая 2018 года перенести сооружение в безопасную для москвичей зону. Но склады с соляной кислотой и поныне там. И вот почему.
Первый суд
Департамент строительства города Москвы в ноябре 2021 года обратился в арбитражный суд Москвы с иском к АО «Аурат» - «О взыскании неосновательного обогащения в размере 246 934 000,00 рублей. То есть, правительство Москвы потребовало от хозяев «Аурата» вернуть те деньги, которые перечислили «Аурату» только на перенос склада.
Судебное разбирательство шло 9 месяцев.
Тем временем дирекция АО «Аурат» подала в тот же суд встречный иск к правительству Москвы со столь мудрёной формулировкой, как «о признании отказа от исполнения соглашения недействительным». Суд подумал и... согласился с «Ауратом», поскольку не нашел в соглашении пункта, обязывающего вернуть Москве деньги в случае невыполнения работ, на которые эти деньги Москва дала. Предприятие получило сотни миллионов рублей из бюджета города, по сути, ни за что.
Почему юристы от московского правительства пропустили столь важный пункт? Да потому что им в голову не могло прийти, что дирекция предприятия может взять деньги, а работы не выполнить. Вернее, выполнить, но совсем не то и не так, о чем договаривались. Ауратовцы объяснили судьям: они-де частично разгрузили склад, сначала снизив уровень его опасности до 2-го класса, а потом еще разгрузили, снизив до класса 3-го. Но ведь изначально речь шла именно о переносе склада. И именно под это были выделены деньги.
Разгрузка склада с понижением опасности до 3-го класса — по объяснениям ауратовцев — обошлась предприятию с простоями производства и упущенной выгодой в куда большую сумму, чем Москва выдала на его демонтаж и переноску. Однако, возникает подозрение о фиктивном снижении в 2018 году класса опасности с 1-го до 3-го. Снижение класса опасности, якобы, достигнуто за счёт снижения количества хранения кислоты, а значит выработка готовой продукции должна была снизиться, что отразилось бы на выручке завода. Но этого не произошло. К тому же, сегодня класс понизили, а завтра повысят и никто об этом не узнает.
Доводы истца от правительства Москвы о том, что экспертами от МЧС не предусмотрен такой вариант как уменьшение класса опасности, как способ снизить опасность склада кислот — не были приняты.
Более того, согласно экспертной комиссии от МЧС «...продолжение эксплуатации склада соляной кислоты создаёт угрозу наступления ЧС, связанной с возможной разгерметизацией емкости с соляной кислотой, при которой зона порогового токсичного поражения составит 151 м, а зона смертельного токсичного поражения – 12 м. При этом склад соляной кислоты находится в настоящее время на расстоянии от автодороги 19 м. Расчётное количество людей в автомобилях, которые могут попасть в зону порогового токсичного поражения до прибытия аварийно-спасательных формирований, составляет 6600 человек. Таким образом, «Аурат», продолжая эксплуатировать склад соляной кислоты, на перенос которого были выделены средства, ставит под угрозу население Москвы по настоящий момент».
Второй суд
Департамент строительства города Москвы и департамент городского имущества города Москвы, обеспокоенные возможной аварией на складе, опять обращаются в арбитражный суд Москвы уже второй инстанции - в 2022 году. Но и второй арбитражный суд, тщательно изучив дела, оставил решение суда первой инстанции без изменений.
И вот уже АО «Аурат», видя, что Фемида на его стороне, подает в сентябре 2024 года в арбитражный суд иск о взыскании с правительства Москвы 824 293 000 рублей по возмещению убытков в виде упущенной выгоды - недополученных доходов из-за переноса склада, который так и не был перенесен.
Невидимая опасность
«Соляная кислота квалифицируется как токсичное вещество и представляет второй класс опасности для человеческого организма, - объяснила председатель Московского отделения партии «Зеленые» Александра Кудзагова. - Особо опасен «кислотный туман» – хлористый водород в газообразном состоянии. При вдыхании хлористого водорода у человека появляется насморк, кашель, конъюнктивит и прочие признаки повреждения дыхательных путей. Длительное воздействие хлористого водорода приводит к катарам верхних дыхательных путей, разрушению зубов, изъязвлению слизистой оболочки носа, желудочно-кишечным расстройствам, возможны воспалительные заболевания кожи.
При ожоге соляной кислотой (аэрозолем) обычно возникает серозное воспаление с пузырями. Изъязвления появляются лишь при сравнительно длительном контакте. Хлороводород реагирует с любым металлом, оксидами металлов и солями».
По словам эксперта, жители ЖК «Ильменский» Москвы, расположенного примерно в 800 метрах от производственной площадкой АО «Аурат», часто жалуются на химический запах, который предположительно образовывается в результате деятельности химического завода. Скорее всего, жители указанного ЖК чувствуют запах хлороводорода, иных кислот и химических реактивов.
Проверка соблюдения норм государственного регулирования опасных производственных объектов в октябре 2024 года показала возможное превышение количества серной кислоты на опасном производственном объекте «Площадка по производству коагулянтов». Предприятию объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
«Ситуация, которая складывается на севере столицы не может не вызывать обоснованного беспокойства. АО «Аурат» может ссылаться на решения арбитражного суда, однако, когда речь заходит о реальной опасности для жизни огромного количества человек, и угрозе экологической катастрофы, преюдициальные решения арбитражных судов не исключают возможность наступления иной ответственности, вплоть до уголовной», - считает руководитель уголовной практики АБ «Соколов, Трусов и партнеры», адвокат Анна Миненкова.
По её словам, речь идет о ситуациях, когда уже после заключения договора, одна из сторон понимает, что может не исполнять обязательства, а пойти иным путем, причём все это делается исключительно с корыстной целью.
Подобное поведение бенефициаров «Аурата» нельзя назвать социально ответственным. Москва выделяет деньги из бюджета на поддержку участников СВО и членов их семей, помощь новым присоединенным территориям. И в ситуации, когда все средства вкладываются в нашу победу, требовать от города-героя почти миллиард рублей якобы упущенной выгоды, то есть ни за что, значит демонстрировать, что ты живёшь целями, не совпадающими с целями своей страны.